Мусоровозы в Сколково: восточный ветер?
Еще пару лет назад на смотрах мусоровозов у производителей нормой считалось демонстрировать свои надстройки на шасси «европейцев» — на выставках их было стабильно больше, чем машин на отечественных шасси. Все это теперь в прошлом. Тенденции произошедших за год изменений отлично отразил прошедший недавно в московском Сколково форум «Чистая страна» — больше половины представленных на нем машин базировалось на китайских шасси.
Самые яркие мусоровозы показал смоленский завод КДМ — зеленым цветом своих надстроек они напоминают продукцию известного альянса Geesinknorba. Выполнены кузова аккуратно — и в них использованы в том числе европейские компоненты: будто предвидя грядущие события, на заводе закупили их (например, итальянские гидросистемы) в большом количестве.
Информационные таблички китайских грузовиков все меньше напоминают забавные словесные ребусы на первых машинах
Показаны были две машины: двухосник с 16-кубовым кузовом на шасси КАМАЗ-53605, способный перевозить до 11,5 тонны мусора, и более крупный трехосный Shacman SX3258 с большим, 22-кубовым бункером на 16 тонн. Многие клиенты сейчас все чаще выбирают для мусоровозов китайские шасси — впрочем, в общем объеме производства КДМ они пока занимают лишь порядка 10%. Лидируют машины на шасси КАМАЗа и белорусского МАЗа.
КАМАЗ остается самым популярным шасси для мусоровозов в России
Оба кузова имеют бесшовные сферические боковые стенки и килевидное днище. Прессующая плита выполнена из стали 09Г2С, а в загрузочном устройстве использована знаменитая европейская сталь Hardox 450 (ее запасы пока также не исчерпаны). Коэффициент прессования равен семи. Что же до цен, то представленный КАМАЗ стоит примерно 9 млн рублей, большой «китаец» — чуть больше 12 млн.
Двигатель китайского шасси FAW с надстройкой NTM развивает 390 л.с.
Еще один мусоровоз на китайском шасси FAW построила питерская фирма NTM. Со времени своего основания она производила в Колпино надстройки по финским технологиям. Увы, нынешние реалии требуют иного подхода — в ближайшем времени компания поменяет свое название (пока не сообщается, на какое), а основой для ее машин станут турецкие и российские комплектующие.
Кузов объемный — он рассчитан на 21,5 кубометра отходов
Пока же — остатки былой роскоши. На 35-тонном шасси FAW c установлен большой бесшовный кузов. Его пол выполнен из стали Domex, для стен применена сталь Strenx, а в качестве материала для приемного бункера использован Hardox. Загрузить сюда можно до 15 тонн отходов, которые можно сжать в семь раз. Стоимость подобной машины — около 13 млн рублей.
На двухосном шасси МАЗ с 240-сильным мотором ЯМЗ установлен 16-кубовый кузов фирмы Экомтех. Впрочем, аналогичный бункер можно установить и на китайское шасси — в данном случае JAC. У него богаче комплектация, но с запчастями — неопределенность: некоторые позиции можно прождать и до трех месяцев. К МАЗу, впрочем, тоже есть претензии. Главная — к качеству сборки: перед передачей машины клиенту шасси приходится чуть ли не разбирать и собирать заново.
Сам кузов — стандартный бесшовник с загрузочным бункером из стали ST-52. При этом заявлено, что все остальные наружные поверхности выполнены из стали Hardox. При полной массе 20,5 тонны на борт можно погрузить до семи тонн мусора, а коэффициент уплотнения у этой машины и вовсе достигает 12. Цена — около 8,5 млн рублей.
Рядом — четырехосник FAW с 420-сильным двигателем и универсальной установкой. Тут и 22-тонный крюковой погрузчик Palfinger, и гидроманипулятор Puma, и грейфер той же марки. Но и стоит она недешево. За этот аппарат просят порядка 14,5 млн рублей.