Как дорожает топливо и куда идут «бензиновые» деньги?
С апреля нынешнего года в России вновь увеличены акцизы на автомобильное топливо — уже второй раз за последние три месяца. Акцизные ставки на бензин с каждого литра подняты на два рубля, а на дизельное топливо — на рубль. А если учесть еще и НДС, то получится, что прибавка достигает 2,36 рубля с литра бензина. Это вскоре скажется на конечных ценах: согласно прогнозу компании Лукойл, топливо к концу года подорожает на 10% — то есть примерно на три рубля за литр.
По данным Росстата, бензин АИ-95 за последние пять месяцев в среднем по стране стал дороже на 0,8% или на 30 копеек (литр сегодня стоит 37,33 руб.), а дизтопливо при этом на столько же подешевело (до 35,22 руб./л). При этом в Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин и солярку в апреле почти не изменились, но в некоторых регионах всего за одну неделю заметно выросли: например, в Магадане на 3,3% и в Черкесске — на 1,2%.
По житейской логике бензин, наоборот, должен дешеветь, ведь цена на нефть упала, а спрос на топливо в России впервые с 2000 года пошел вниз (по независимой оценке компании VYGON Consulting потребление бензина упало с 35,89 млн тонн в 2014 году до 35,41 млн в 2015-м). Однако ценообразование в российской «нефтянке» квазирыночное и зависит от множества иных факторов. Взгляните на диаграммы, которые показывают, из чего в 2015 году складывались розничные цены на заправках: сами нефтепродукты — это только половина в конечной цене литра.
Структура розничной цены на АИ-92 и ДТ в 2015 году, руб../л
Даже внутренняя цена на нефтепродукты все равно привязана к экспортному рынку, а значит, зависит от курса рубля. Нефть подешевела почти втрое, но и доллар для нас подорожал, поэтому один баррель в рублевом эквиваленте сегодня стоит не сильно дешевле, чем три года назад при цене в 115 долларов: 3000 рублей против 3800. А во-вторых, почти половину топлива на российском рынке продают госкомпании, налоговые отчисления которых являются основой доходов бюджета страны. И эти доходы падают вслед за выручкой: если в 2013 году Роснефть была самым крупным налогоплательщиком, перечислив в бюджет три триллиона рублей (55% своей выручки), то в 2015 году ее взнос из-за падения цены на нефть стал на 806 миллиардов меньше.
Чтобы нивелировать этот эффект, правительство и взялось за внеочередное повышение акцизов: на сборах с топлива бюджет получит лишние 90 млрд рублей. Можно было бы немного порадоваться, ведь последние три года поступления от акцизов в полном объеме идут в региональные дорожные фонды на ремонт и строительство автодорог, но правительство предложило с 1 мая изменить этот механизм таким образом, чтобы в дорожные фонды уходило только 77% средств, а 23% — то есть как раз вся прибавка от повышения акцизов — направлялись прямиком в федеральный бюджет. В этом случае новых денег на региональные дороги не будет, а 90 миллиардов уйдут на латание дыр в общем бюджете.
Правда, такую схему не одобрил президент Владимир Путин, который предложил все же делить акцизные «сверхдоходы» пополам. Однако и в этом случае лишних 45 миллиардов на дороги ожидать не стоит, так как бюджет Росавтодора в 2016 году урезан как раз на 43,2 млрд рублей (до 509,2 млрд), а из крупных проектов без сокращения, по сути, остались только строительство моста через Керченский пролив и оплата работы системы Платон.
Куда пойдут «федеральные» миллиарды от акцизов? Прежде всего на поддержку автопрома: в антикризисном плане правительства он остается крупнейшим отраслевым потребителем госвливаний. В 2016 году предприятия автомобильной промышленности, включая и производителей коммерческой техники, получат 137 миллиардов рублей: 49 миллиардов из антикризисного фонда и 88 — напрямую из бюджета. Правительство по-прежнему в основном будет давать деньги заводам на меры по стимулированию спроса, и в итоге выходит, что любой покупатель, получив бонус в 50 тысяч рублей на бюджетную легковушку по программе утилизации и проехав на ней 100 тысяч километров, сам же и покроет примерно половину этой скидки, расплачиваясь за подорожавший бензин.