В России разработан очередной проект реформирования сферы утилизации автомобилей
С тех пор как в сентябре прошлого года правительство России утвердило утилизационный сбор, за каждый ввезенный в страну автомобиль импортеры уплачивают в госбюджет сумму от 17,2 до 700 тысяч рублей в зависимости от его возраста и объема двигателя. По замыслу эти деньги должны быть направлены на создание в России современной системы утилизационных предприятий и на оплату государством самого процесса утилизации в конце жизненного цикла каждого автомобиля, но...
Ни одна фирма-утилизатор за прошедшее время средств из бюджета так и не получила. А ведь в прошлом году было собрано 16 млрд «утилизационных» рублей, и прогноз на этот год - 80 миллиардов!
В конце прошлого года Министерство промышленности и торговли наконец разработало проект механизма использования средств утилизационного сбора. Планируется, что за их счет государство будет компенсировать компаниям-утилизаторам часть процентной ставки по кредитам на строительство новых шредерных заводов. По проекту размер компенсации составит 90% от величины учетной ставки Центробанка, то есть реальная стоимость такого кредита для утилизатора составит пять-шесть процентов годовых - вдвое меньше минимальной рыночной ставки в 12-13%.
Это поможет исправить нынешнее положение дел, при котором в России существуют мощности для переработки всего лишь 700 тысяч автомобилей в год, однако заводы в большинстве своем сосредоточены в европейской части, а, к примеру, на Дальнем Востоке вообще нет ни одного подобного предприятия. При этом Минпромторг прогнозирует, что к 2020 году объем выходящих из эксплуатации машин достигнет двух-трех миллионов в год.
Однако проект по стимулированию Минпромторга еще не утвержден - правительство будет рассматривать его ориентировочно весной.
Должна измениться и сама процедура утилизации. В феврале Госдума рассмотрит во втором чтении поправки к закону «Об отходах производства и потребления», согласно которым контрольные и надзорные функции в отрасли должны быть переданы объединению предприятий-утилизаторов, работающему в форме саморегулируемой организации (СРО). По аналогии с отраслями проектирования, строительства и аудита СРО будет разрабатывать нормативы и следить за их соблюдением всеми участниками рынка.
Важнейший норматив, который необходим системе утилизации, - технический регламент переработки автомобилей. На сегодня в России такого регламента нет, однако существует его проект, который может вступить в силу после принятия поправок о СРО. В нем предусмотрено, что все сданные для утилизации машины будут в обязательном порядке переработаны на шредерах. Это должно исключить разборку автомобилей на запчасти, но вместе с тем и появление в России «белого» рынка неновых запчастей.
Однако неопределенным пока остается механизм, который стимулировал бы собственника машины везти ее к утилизаторам после выхода из строя, а не бросать на улице. Административные меры принуждения известны - запрет снятия автомобиля с учета без справки от утилизаторов или таможенников (в случае вывоза), но вряд ли это осуществимо в России. Наиболее привлекательной выглядит модель материального поощрения, которая уже действовала в России: последний владелец автомобиля получает часть средств от утилизационного сбора в качестве скидки на приобретение нового автомобиля.