Чем грозит новый регламент борьбы со снегом и льдом на московских дорогах? Улучшением экологии?

Фото: Алексей Кобец

Наступившая зима должна стать первым полноценным сезоном применения нового, «инновационного» регламента борьбы со снегом и льдом на московских дорогах. Жидких реагентов - вдвое меньше, твердых - вдвое больше. И вдвое дороже для бюджета. Ради чего?

Декларируемая цель нового регламента - улучшение экологии города и помощь автомобилистам, которые страдают от скользкого и способствующего коррозии раствора хлористого кальция. Мы уже рассказывали о том, почему CaCl2 опаснее раствора обычной соли (NaCl) - хлористый кальций сохнет в несколько раз дольше, а тормозной путь с 80 км/ч на политой им дороге увеличивается на 24%! Известно это и московским чиновникам, однако с 2001 года обычную соль стали вытеснять составы с применением хлористого кальция под тем предлогом, что CaCl2 менее опасен для растений и способен плавить лед при более низких температурах.

2,7 млрд рублей  могли бы сэкономить московские власти в случае перехода к применению на дорогах 80% обычной соли и 20% хлорида кальция, а во дворах - гранитного щебня. Кслову, дефицит бюджета Москвы в этом году - 252 млрд рублей.

Так может, вернуться к обычной соли?Все это так. Но еще 10 лет назад специалисты из Московского автодорожного института (МАДИ) предупреждали, что переход на хлориды кальция и магния увеличит аварийность в полтора раза - и спустя год это подтвердила статистика ГИБДД. А что до экологии, то теперь в Москве отработана безопасная для растений система переплавки снега - он не остается лежать в сугробах вдоль дорог, а вывозится на снегоплавильные пункты и «спускается» в канализацию.

По мнению дорожников и экологов, как наших, так и зарубежных, при близких к нулю температурах оптимальным является применение именно хлорида натрия в виде раствора. С понижением температуры - в твердом виде. Причем чтобы соляные гранулы не сметались с проезжей части, их перед нанесением смачивают раствором хлористого кальция - это самый оптимальный способ, который почти не снижает коэффициента сцепления с дорогой и не провоцирует аварии.

Ну а хлористый кальций можно использовать только в самых крайних случаях - к примеру, во время ледяного дождя или при сильных морозах. Именно так делают в северных странах - Финляндии, Швеции, Норвегии.

А в России?

Согласно новому столичному регламенту NaCl в чистом виде не применяется вообще. Основным средством борьбы с гололедом станут теперь не растворы, а твердые реагенты: если раньше в городе применяли 260 тысяч тонн жидких солей и 80 тысяч тонн твердых, то теперь соотношение по регламенту - до 135 и 185-200 тысяч тонн соответственно.

Так, по данным МАДИ, зависит аварийность от коэффициента сцепления с дорогой. На гладком асфальте, обработанном хлоридом кальция, вероятность попасть в ДТП более чем в полтора раза выше, чем с обычной солью, втрое выше, чем на мокром асфальте, и вшестеро выше, чем на сухом

Для дорог предусмотрено три вида гранулированных смесей. Пятая часть объемов приходится на «традиционный» состав ХКНтв, на 80% состоящий из обычной соли и на 20% из хлористого кальция: добавление CaCl2 снижает температуру замерзания и помогает избежать слеживания обычной соли. Но куда интереснее два других, очень похожих твердых реагента (они называются МРтв и МРКтв), содержащих в той же пропорции хлориды натрия и кальция, но с добавлением хлорида калия (10-20%) плюс «не менее 5% формиата натрия». Зачем это сделано?

Формиат натрия плавит лед не лучше обычной соли, но его добавление хорошо тем, что даже четырехпроцентный раствор замерзает только при -8°С, восьмипроцентный - при -10°С. А хлорид калия для плавления льда и вовсе наименее эффективный из хлоридов. Но из-за того что KCl является удобрением, а формиат натрия - соль органической муравьиной кислоты, эти смеси преподносятся как «биореагенты», которые не только плавят лед, но и удобряют почву.

Вопрос: что именно собираются удоб­рять, если снег с дорог вывозят на плавильные пункты?

Однако именно из-за этих присадок «инновационные» реагенты оказываются в три раза дороже обычной соли, из которой состоят на 70-80%. Исходя из оптовых цен на составляющие, тонна любой из этих новых смесей стоит не более девяти тысяч рублей. Но к нынешнему сезону московские власти закупили в сумме 103 тысячи тонн твердых «биореагентов» по 12,5 и 13,5 тысячи рублей за тонну. То есть продавцы получили из бюджета дополнительно больше 300 млн рублей.

Интересно, что вещества, приобретенные у разных поставщиков, на самом деле произведены в Перми на одном заводе - Уральском заводе противогололедных материалов (УЗПМ). А в новый регламент «инновационные» пермские реагенты по совпадению были включены после того, как должность главы департамента природопользования столицы занял Антон Кульбачевский - некогда подчиненный бывшего министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который в свою очередь до 2004 года был мэром Перми и губернатором Пермской области. Сегодня Трутнев - помощник президента.

Но главный вопрос в другом: столичная дорожная техника, которая будет разбрасывать твердые реагенты, не имеет технических средств для предварительного смачивания гранул. А значит, нанесенная соль будет моментально стерта с асфальта! Само правительство Москвы размещает в интернете документы, где честно говорится, что после проезда всего лишь тысячи машин на дороге остается только 10% гранул.

Видимо, осознав, что твердыми реагентами московскую зиму не победить, вдобавок к уже запасенным 86 тысячам тонн жидкого реагента ХКНж на основе хлорида кальция власти объявили конкурс на поставку в январе 2013 года еще 116 тысяч тонн того же раствора.

В итоге грядущей зимой в столице должно быть использовано 195 тысяч тонн твердых и около 200 тысяч тонн жидких реагентов. При этом из-за жидкого реагента ХКНж дороги останутся скользкими, и, даже притом что пока закуплено лишь 100 тысяч тонн твердых солей из возможных 195, объем потраченных бюджетных средств вместо прошлогодних 1,2 млрд рублей увеличится до 2,1 млрд.

Кстати, для дворов по новому регламенту в этом году закуплено 93 тысячи тонн «инновационных» реагентов того же уральского завода, содержащих до 60%... хлорида натрия. Но якобы из-за добавки «от 20 до 50% карбоната кальция и от 10 до 30% формиата нат­рия» смесь закуплена по 18,5 тысячи руб­лей за тонну - на 1,7 млрд рублей.

Когда на кону такие деньги, сложно надеяться, что московские власти смогут ради здравого смысла сократить рынок реагентов в пять-десять раз. Все происходит с точностью до наоборот - прочие российские города, где раньше использовали дешевую и эффективную соль или песко-соляную смесь, теперь решили перенять «передовой» столичный опыт. Екатеринбург, Казань, Самара, Санкт-Петербург, Уфа уже объявили, что нынешней зимой будут использовать на дорогах новые реагенты. На благо экологии.

Реагенты, закупаемые к зиме 2012-2013 гг. московским правительством
Наименование Состав Цена, руб./т Объем, т Общие затраты, млн руб.
ХКНж 22-23% CaCl2, 5-6% NaCl, остальное - вода 3790 202 тыс. 765,5
МРтв не более 80% NaCl, не менее 15% CaCl2, не более 10% KCl, не менее 5% HCOONa (формиат натрия) 12537 65 тыс. 816
МРКтв не более 75% NaCl, не менее 20% CaCl2, не более 20% KCl, не менее 5% HCOONa 13432 37,8 тыс. 507
КР2тв (для дворов и тротуаров) не более 60% NaCl, 20-50% СаСО3, 10-30% HCOONa 18483 93,3 тыс. 1 724

Рекомендованные статьи