Итоги продаж первого квартала 2011 года

Российский авторынок возвращается к докризисной динамике роста. В первом квартале 2011 года продано 486 тысяч легковых машин - на 79% больше, чем годом ранее! Причем даже без учета «утилизационных» продаж спрос увеличился более чем в полтора раза.
На фоне провального первого квартала 2010 года нынешние три месяца рекордные - по темпам роста мы обогнали даже Казахстан (плюс 76%), Украину (44%), Индию (30%) и США (20%)! По госпрограмме утилизации старых машин за первые три месяца было продано около 80 тысяч легковых автомобилей (в марте 2010 года было 10 тысяч машин). Но «естественный» прирост оказался гораздо больше - плюс 55%, или 144 тысячи новых автомобилей.
Как и прежде, более четверти рынка занимают автомобили Лада (127650, плюс 78%). Почти половина машин куплена по программе утилизации автостарья, причем лидирует дешевая «классика» (35032 автомобиля, включая 6399 универсалов ВАЗ-2104 ижевской сборки). На второе место вырвалась Калина (31171), далее идут Приора (28192), Самара (20865) и старая Нива (12390).
Почти вдвое лучше стали продаваться УАЗы (6068), хотя в январе все модели заметно подорожали. Лидирует дуэт Патриот/Патриот Спорт (3506), за ним идет трио моделей Хантер, 469 и 3151 (2109 машин), а в хвосте - Пикап (453).
ГАЗ окончательно покинул «легковой» рынок - в январе проданы последние семь седанов Volga Siber.
Лидер среди иномарок прежний: Chevrolet (31003) с полуторакратной прибавкой. Растущим спросом пользуется Niva (10159), скидки помогают продавать Lacetti (7913) и Aveo (6018), набирает обороты Cruze (5013).
На третьем месте абсолютного рейтинга - Renault (30973), хотя с учетом коммерческих моделей французская компания все-таки опережает Chevrolet. Причем спрос на Logan (17954) и Sandero (7992) по-прежнему ограничен возможностями Автофрамоса. Из остальных моделей преуспели только Fluence (2560) и Megane (1238).
У Kia четвертое место в «абсолюте»: 30250 машин и рост на 71%. Более половины спроса пришлось на недорогие модели Rio (9057) и cee`d (7096). Гораздо лучше стал продаваться Cerato (4955), а новый Sportage (3968) вышел на уровень более доступного предшественника.
Nissan (27543) с ростом продаж в 2,6 раза поднялся с девятого на пятое место рейтинга, причем спрос на некоторые модели ограничивался нехваткой машин. Qashqai (8022) лидирует среди компактных кроссоверов, а наибольшую прибавку показала Tiida (4969).
Hyundai (27208): прибавку на 61% обеспечил сверхуспешный старт седана Solaris - менее чем за два месяца продано 10168 машин. На втором месте - ожидающая замены Elantra (3706).
Toyota (26925) сохранила седьмое место абсолютного рейтинга: продажи выросли более чем вдвое. Вновь набирают популярность RAV4 (7019) и Corolla (6366), а Camry (4263) и Land Cruiser 200 (2381) по-прежнему лидируют в своих классах.
Ford (19852) со скромной прибавкой на 40% скатился с шестого места на восьмое. Focus (15343) пока остается бестселлером гольф-класса, а Mondeo (2627) занял второе место в классе D+, но остальные модели продаются вяло.
Daewoo (18152): продажи устаревших корейских моделей Nexia (10802) и Matiz (7350) увеличились на 67%.
Volkswagen (17731), как и год назад, замыкает десятку лидеров рынка. Спрос на Polo (8027 седанов и хэтчбеков) намного превышает предложение, хорошо продаются Tiguan (3207) и Touareg (1783).
Из остальных марок перешагнуть рубеж в 10 тысяч машин смогли только Mitsubishi (14516), Skoda (13415) и Opel (12117), причем обе европейские марки увеличили продажи вдвое, а сбыт автомобилей Mitsubishi после резкого кризисного падения вырос более чем в три раза! У марок Mazda (9062), Suzuki (8298) и Peugeot (7543) рост на 52-82%. Citroen (4933) и Fiat (2668) благодаря скидкам на самые ходовые модели закончили квартал с ростом продаж в 2,5 раза, а вот Honda (3925) из-за нехватки машин зафиксировала падение на 1,4%. Двукратный рост продаж внедорожников SsangYong (3574) обеспечили старые модели - кроссоверы Actyon второго поколения (249) появились у дилеров только в марте. Понемногу растут продажи автомобилей ZAZ (3228) и Subaru (2501), Лады украинской сборки под маркой Богдан (1751) раскупаются вяло, а в хвосте рейтинга плетутся Tagaz (601), Seat (242), Jeep (224), Dodge (41) и Chrysler (24).
Продажи китайских машин растут даже быстрее рынка - в сумме продано 7867 автомобилей, в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Лидером в первом квартале стал Lifan (2697) - благодаря растущему спросу на недорогой седан Solano (2082). Прогрессируют Vortex (1829), Great Wall (1185) и Geely (595), постепенно раскручивается Haima (651), а Chery (910) испытывает проблемы с поставками.
В премиум-сегменте с третьего на первое место благодаря удачной ценовой политике вырвался Mercedes-Benz (5363) с прибавкой на 86%, а новый E-класс (1580) возглавил рейтинг премиум-моделей. Следом идут BMW (4959) и Audi (4413) - они увеличили продажи «всего» на 10-12%. Зато самым популярным представительским седаном по итогам первого квартала стала «семерка» BMW (436). Lexus (3051) и Infiniti (1966) зафиксировали более чем двукратный рост продаж, сбыт автомобилей Cadillac (421) улучшился на 96%, прибавка у Volvo (2545) и Porsche (362) - плюс 69-74%, причем у всех этих марок катализаторами спроса оказались кроссоверы и внедорожники. А вот чисто «внедорожная» марка Land Rover (2674) улучшила показатель годичной давности только на 43%. Замыкают рейтинг премиум-сегмента Mini (239) и Jaguar (200) с ростом на 38-39%.
Что дальше? Вряд ли стоит ожидать столь же бурного роста, но спрос остается ненасыщенным. Вдобавок правительство одобрило четвертый этап льготной утилизации, так что у России есть все шансы к концу года перешагнуть двухмиллионную отметку.