39 суперкаров: в Италии стартовал сезон гонок GT3
В 2016 году бессменный предводитель движения GT Стефан Ратель скомпоновал два своих первенства так, что на выходе может получиться самый представительный чемпионат, по своей мощи уступающий лишь временам господства на трассах заводских команд. Для этого француз оптимизировал число этапов Blancpain GT Series (увы, в том числе и за счет ликвидации российской гонки) и плотнее обозначил взаимосвязь спринтерской и марафонской серий, в которых теперь используются одинаковые типы шин Pirelli. Тем самым, Ратель добился привлечения небывалого числа участников: на старт первых часовых заездов в Мизано было заявлено 39 экипажей!
В прошлом сезоне итальянский автодром принимал один из заключительных этапов Blancpain GT Series. Однако, несмотря на разницу в календаре, гонщикам пришлось выступить почти в тех же условиях, что и в 2015-м: квалификационная гонка, которая стартовала после заката солнца, прошла после дождя, а основной заезд порадовал участников сухой трассой. В составе тех, кому предстояло показать класс в весьма непростых условиях, было очень много известных имен, а в группе записных фаворитов произошли значительные изменения.
Безусловно, главный претендент на победу от армады Audi – бельгиец Лоренс Вантор, который за последние годы стал единоличным лидером марки в GT3. В этом году компанию ему составляет куда менее известный соотечественник Фредерик Вервиш. Прошлогодний сменщик лидера Audi, голландец Робин Фряйнс, теперь едет с младшим братом Лоренса, Дризом Вантором. Вообще же, из 12 заявленных в Мизано новеньких купе R8 LMS ровно половина представляла коллектив WRT, с 2010 года являющийся «придворным» при немецкой марке. Даже куда более опытная команда Phoenix, более десяти лет сотрудничающая с Audi не только в GT, но и в DTM, не первый сезон находится в тени бельгийцев. Вот и сейчас одних только усилий многоопытного Маркуса Винкельхока явно будет недостаточно, чтобы на постоянной основе опережать коллектив WRT, у которого, помимо Вантора, есть еще Кристофер Мис, Кристофер Хассе, Рене Раст и выпускник молодежных чемпионатов Уилл Стивенс.
Среди главных оппонентов Audi произошли рокировки. Один из прошлогодних чемпионов, Максимилиан Бук, теперь едет на купе Mercedes: команда HTP, переждав сезон, который для предыдущей модели был последним (и не самым удачным), снова выступает в составе Трехлучевой звезды. Это позволило Буку составить сильный экипаж с Домиником Бауманом, в то время как остальные дуэты у HTP не так хорошо сбалансированы. Легендарный Бернд Шнайдер вынужден выступать со вчерашним «любителем», Жюлем Шимковяком. А еще среди клиентов AMG нужно отметить и французский коллектив ASP, ранее выступавший на Ferrari. В новом сезоне за их ведущий экипаж едут чемпион Европы в Формуле-3 Феликс Розенквист и чемпион американской серии Indy Lights Тристан Вотье.
Бывший напарник Бука, Винсан Абриль, остался с Bentley и даже пошел на повышение – в «придворную» команду M-Sport (хотя заводские коллективы в GT3 запрещены, это всего лишь формальность, так как подопечные Малкольма Уислона сами строят эти машины). Там напарником прошлогоднего чемпиона стал опытный Стивен Кейн.
Марку BMW отныне на самом высоком уровне в GT3 представляют не бразильцы из AH Competicoes, у которых возникли финансовые трудности, а команда Rowe Racing, переметнувшаяся из лагеря Мерседеса. В ее распоряжении – «свежие» купе M6, пришедшие на замену вертлявым, но недостаточно быстрым машинам Z4. Управлять новинками призваны известные в мире GT австрийцы Филипп Энг и Александр Симс, а также не менее быстрые голландцы Стеф Дюссельдорп и Ник Катсбург – причем, последнему приходится совмещать эти выступления с работой в заводском коллективе Lada в WTCC.
К сожалению, российских спортсменов среди участников гонки в Мизано не оказалось. Так и не материализовались надежды увидеть на старте команду Алексея Васильева, хотя еще поздней осенью была вероятность, что наш пилотк окажется за рулем одного из новеньких купе Mercedes AMG GT3.
А сами гонки выдались весьма интересными. По ходу ночного спринта напряженное действо было дополнено спецэффектами: красочный салют исполнило купе McLaren 650 S, окатив снопом искр и пламенем из выхлопной трубы следовавшего по пятам соперника. А на самой финишной черте один из участников «серебряного» кубка, где соревнуются начинающие покорители GT3, выдал настоящий трюк, заехав одним бортом на мокрую траву и отправив свое купе Audi во вращение в сантиметрах от бетонной стены.
В самом начале гонки Лоренс Вантор просто уничтожил конкурентов своим темпом, с первого же круга привезя им несколько секунд. Ставка бельгийцев на дождевые шины работала – трасса после вечернего ливня была все еще мокрой. Даже тот факт, что в бой уходило почти 40 машин, которые очень быстро просушили траекторию, вряд ли помешало бы Вантору удержать солидное преимущество. Однако против Лоренса оказалось то, что заезжать на смену шин ему пришлось буквально с открытием окна пит-стопов. Продержись он на трассе еще пару-тройку кругов, и бельгиец смог бы воспользоваться внезапно организованной дирекцией гонки «виртуальной» нейтрализацией, когда все пилоты одновременно сбросили скорость – на каком-то из участков работникам потребовалось убрать с траектории обломки.
Больше всех выиграли от неожиданной нейтрализации те, кто рискнул стартовать на сликах и терял поначалу по 5-6 секунд с круга. Однако в итоге чемпион Формулы-2 2009 года испанец Энди Соучек (Bentley M-Sport) и Александр Симс (Rowe BMW) остановились позже всех, пока соперники ехали по трассе с черепашьей скоростью, и выпустили своих сменщиков Максима Суле и Филиппа Энга на лидирующие позиции. Как ни высказывал после финиша свое недовольство произошедшим Вантор, но бельгийцу пришлось смириться с третьей позицией. Зато зрители отправились на боковую, предвкушая не менее захватывающую основную гонку.
И она их не разочаровала. Правда, вопрос с победителем был, по сути, решен в первые 15 минут, когда Вервиш смог справиться с сопротивлением со стороны лидировавшего Филиппа Энга. В этот же момент австрийца обогнал и Бауманн – его купе Mercedes было явно на самой грани по сцеплению на торможении, и менее юркая предыдущая модель AMG вряд ли справилась с таким маневром. В итоге Вантор и Вервиш довели дело до победы, Бук и Бауманн получили очки за второе место, а третье досталось Энгу и Симсу.
Позади фаворитов гонки (да и всего сезона) все было куда интереснее. Началось все с крайне необдуманной атаки Дриза Вантора против Максима Суле, после чего победитель ночного заезда был вынужден пропускать весь пелотон. Но этот и другие инциденты все же остались в тени той бескомпромиссной борьбы, которую вели остальные гонщики. Например, Бернд Шнайдер из второго десятка умудрился пробиться аж на седьмую позицию!
Хороший прогресс на свой счет записали и гонщики новообразованной команды Garage 59. Этот коллектив, выступающий на купе McLaren 650 S, по сути, тоже является «придворным». Плюс в его составе не только сильные заводские гонщики Роб Белл и Альвару Парент, но и новый гоночный директор, Баз Ляйндерс, перешедший из закрывшего свою деятельность в GT3 известного коллектива Marc VDS.
Правда, самому шасси McLaren 650 S это не особо помогает. Оно еще в бытность моделью MP4-12C было крайне требовательным к шинам и мастерству гонщика, и по сей день остается таким же норовистым на мокрой трассе. А вот «посуху» дела идут куда лучше: опытные пилоты вполне могут бороться за подиумы. Что до технических неисправностей типа фейерверка из выхлопной трубы, то досадные неполадки случаются и у других, более крупных игроков. Так, явные трудности испытывают с техникой клиенты AMG – новое купе с ходу оказалось быстрым, но вот его надежность пока не на высоте. С самого начала года представители марки сходят из-за отказов техники: Шнайдер на марафоне в Дубае остановился чуть ли не в первый час борьбы, да и в Мизано Розенквисту пришлось променять добытое было третье место в гонке на обидную «баранку». Если так пойдет и дальше, то составить конкуренцию Вантору соперникам будет тяжело. Следующее испытание пилотов GT3 на прочность – первый этап марафонского чемпионата Blancpain, который пройдет в Монце через две недели.