Высший пилотаж: семь лучших побед Михаэля Шумахера

Высший пилотаж: семь лучших побед Михаэля Шумахера
Автоспорт | 25 августа 2017
Фото: GPupdate.net | Motorsport Magazine | команды-участницы | компания Ford

На предстоящем Гран При Бельгии исполняется 25 лет с первого триумфа Михаэля Шумахера. Тогда в сложнейшей дождевой гонке будущий семикратный чемпион мира за счет своевременного перехода на слики переиграл таких звезд, как Найджел Мэнселл и Айртон Сенна. Эта победа стала первой из 91 в карьере легендарного гонщика. Но, пожалуй, невозможно, выбрать какую-то одну из такого огромного количества и назвать ее самой лучшей — на этот статус могут претендовать, как минимум, семь викторий!

Михаэль Шумахер на пути к своей первой победе

Эшторил-1993: хитрее «Профессора»

Вторую победу в карьере Михаэль Шумахер одержал через год с небольшим после триумфа в Спа. В 17 проведенных гонках за это время пилот команды Benetton десять раз финишировал на подиуме, но вот побороться за золото все никак не удавалось. Слишком сильна была команда Williams со своей напичканной электронными гаджетами машиной, а когда у подопечных Фрэнка Уильямса возникали проблемы, тут как тут всегда оказывался Айртон Сенна.

В Португалию дружина Williams приехала с семью победами подряд (четыре у Алена Проста и три у Деймона Хилла), и казалось, что ничто не помешает команде из Гроува продолжить эту серию. По ходу всего уик-энда Хилл и Прост были ощутимо быстрее соперников и уверенно заняли первый ряд стартового поля, тогда как Шумахер квалифицировался шестым с отставанием в 1,909 секунды от времени поула и жаловался на проблемы с управляемостью машины. В попытке найти решение проблемы, Михаэль пробыл в боксах до позднего вечера, но эти усилия ничего не дали: утром на разогреве немец показал только 12-е время.

Однако в гонке все изменилось: обладатель поула Хилл заглох в начале формировочного круга и отправился в конец пелотона, а Прост потерял ряд позиций. Михаэль же ничего не отыграл, не считая одного места за счет проблем Хилла. Шумахер остался позади Жана Алези, Айртона Сенны, Мики Хаккинена и Алена Проста. Но на протяжении первого отрезка вся эта группа шла в пределах трех секунд, и именно это сыграло ключевую роль.

«На первых кругах я пытался пройти Алена. Машина вела себя послушно, но этого было недостаточно для обгона, — рассказал Михаэль после окончания гонки. — Поэтому мы решили провести пит-стоп раньше, и это сработало».

Сначала стратегия не выглядела победной, поскольку Шумахер планировал побывать в боксах еще раз, а оба гонщика Williams, возглавившие пелотон, были на тактике одного пит-стопа. К 25-му кругу Михаэль разобрался с Алези и Хаккиненом, которые находились на аналогичной с ним стратегии, тогда как Сенна сошел несколькими кругами ранее из-за отказа двигателя. Впереди оставались только Прост и Хилл, которые, казалось, летят к победному дублю. Но уже тогда проявилось умение Шумахера реализовывать любые, даже самые сложные тактические схемы.

Вернувшись после пит-стопа на трассу, Прост обнаружил, что он больше не лидер и едет позади молодого немца, но едва ли француз расстроился, поскольку гонка даже не достигла своего экватора. Однако Шумахер больше и не думал останавливаться! «Вдруг стало понятно, что я могу выиграть, если не поеду на второй пит-стоп», — скажет Михаэль после финиша.

В какой-то момент разрыв вырос с двух до шести секунд. Когда Прост понял, что «Солнечный мальчик» его перехитрил, француз взвинтил темп. К концу дистанции «Профессор» сократил свое отставание, но сломить сопротивление юнца она так и не смог. В итоге Шумахер пересек финишную черту с преимуществом 0,982 секунды над свежеиспеченным четырехкратным чемпионом мира.

Спа-1995: нашла коса на камень

К Гран При Бельгии 1995 года Шумахер провел 62 гонки и его наихудшей стартовой позицией было десятое место. Но переменчивые погодные условия в Спа подпортили эту статистику. Не успев выехать до дождя в субботней квалификации, действующий чемпион мира оказался лишь 16-м! Единственным утешением было то, что его главный соперник в чемпионате Деймон Хилл тоже не блеснул и занял восьмое место на стартовой решетке.

Но Спа это не Монако, обгонять на бельгийской трассе можно, поэтому еще до середины гоночной дистанции претенденты на титул оккупировали две первые позиции. Хилл возглавил пелотон после схода второго пилота команды Williams Дэвида Култхарда, а Шумахер почти одновременно поднялся на второе место, перед этим совершив десяток обгонов и воспользовавшись проблемами соперников.

К 21-му кругу, когда только-только закончилась первая волна пит-стопов, над Спа заморосил дождь. Разрыв между двумя лидерами на тот момент составлял 14 секунд в пользу Хилла. Но британец предпочел перестраховаться, переобувшись в дождевую резину. Шумахеру, наоборот, терять было нечего и он решил остаться на трассе.

«Это решение далось мне непросто, — скажет потом Михаэль на пресс-конференции. — Было непонятно, остановится ли дождь или усилится. В таких условиях пилотировать машину на сликах было очень тяжело. Но это было мое решение, я хотел компенсировать потерю времени из-за старта с 16-го места».

Естественно, что Хилл на дождевых шинах был гораздо быстрее и тут же догнал своего оппонента. Но дальше, как говорится, нашла коса на камень. Первую попытку атаки британец осуществил на выходе из Eau Rouge, но Шумахер закрыл траекторию. На входе в Les Combes он попробовал еще раз и поравнялся, однако на выходе Михаэль оттеснил его на поребрик. Затем Шумахер еще как минимум трижды жестко закрыл траекторию и только на следующем круге Хилл сумел выйти вперед. Но в любом случае смелое решение Михаэля и его отважный пилотаж принесли дивиденды, так как через два круга дождь закончился и Хилл поехал за сликами, а еще через два круга ливень начался вновь! На трассу выехала машина безопасности, а оба лидера отправились за дождевыми покрышками.

На рестарте в равных условиях Хилл ничего не смог противопоставить Шумахеру и только за один первый сектор отстал на 1,5 секунды, а затем выяснилось, что британец превысил скорость на пит-лейне и получил 10-секундный штраф Stop&Go. Так что, лишившись главного конкурента, Шумахер одержал уверенную победу с преимуществом в 20 секунд.

«Не знаю, что сказать, — заявил Шумахер после финиша. — Я даже не рассчитывал набрать очки и подняться на подиум! И уж свосем не думал, что получится выиграть, тем более с таким отрывом».

Барселона-1996: «регенмайстер» в красном

Дождь и многие ключевые вехи карьеры Михаэля Шумахера неразрывно связаны между собой: первая (Спа-1992) и последняя победа (Шанхай-2006), первый чемпионский титул с Ferrari (Сузука-2000), прощальная гонка в Формуле-1 (Бразилия-2012). То же самое можно сказать и о первой из 72 побед немца в составе красной команды.

Ferrari F310 1996 года не отличались ни скоростью, ни надежностью, но время от времени по ходу своего дебютного сезона в Скудерии Шумахер творил чудеса. К ним можно отнести поул на Нюрбургринге, победы в Спа и Монце, но главным успехом все же стал триумф на Гран При Испании.

Начало гоночного уик-энда не предвещало сенсаций — на свободных заездах и в квалификации пилоты команды Williams были далеко впереди. Шумахер отстал на 0,9 секунды от времени поула Деймона Хилла и полсекунды уступил напарнику британца, Жаку Вильневу. Пройди гонка на сухой трассе, и команда из Гроува спокойно бы завоевала третий в сезоне победный дубль. Но с самого утра над Барселоной шел дождь…

Начало гонки получилось для Шумахера скомканным: немец потерял три позиции. Но затем началось что-то невероятное. За десять кругов Михаэль разобрался с Герхардом Бергером, Жаном Алези и Жаком Вильневым — и после этого его видели только круговые. Даже перебои в работе одного из цилиндров двигателя в концовке гонки не помешали Шумахеру просто уничтожить соперников: финишировавший вторым Алези проиграл ему 44 секунды, а ставший третьим Жак Вильнев оказался последним, кто остался с ним в одном круге!

Хунгароринг-1998: миссия выполнима

Тактический гений Росса Брауна и мастерство Михаэля Шумахера были настолько мощным тандемом, что при них Ferrari побеждала вопреки всему — даже когда рушилась вся стратегия и казалось, что шансов нет. Первый мог разработать на командном мостике самый смелый план, а второй идеально его реализовывал.

Самым ярким примером стала гонка в жаркий августовский день 1998 года на Хунгароринге. В квалификации Шумахер уступил обоим пилотам команды McLaren, Мике Хаккинену и Дэвиду Култхарду, и остался за ними после старта. Попытка выйти вперед за счет раннего пит-стопа ничего не дала: в МакЛарене просчитали план Ferrari и зазвали своих подопечных в боксы в течение двух следующих кругов. Мало того, сам Михаэль застрял позади Жака Вильнева, который еще не останавливался.

Когда канадец наконец-то отправился на дозаправку, отставание немца от лидировавшего Хаккинена составляло уже 6,1 секунды, а от Култхарда — 2,1 секунды. Оказавшись на чистой трассе, Шумахер сократил этот гандикап, а сам Дэвид догнал напарника. К началу второй волны дозаправок первая тройка снова оказалась в интервале трех секунд, и тут-то командный мостик Ferrari во главе с Брауном принял неожиданное решение о переходе на тактику трех пит-стопов!

Это ничего не гарантировало, ведь после второй остановки Михаэль должен был возглавить пелотон, а затем умчаться вперед на 25 секунд. Но первая часть плана сработала — за счет пит-стопа на 43-м круге Шумахер опередил Култхарда и Хаккинена, которые посетили боксы позже. А затем Михаэль услышал по радио Росса Брауна: «У тебя есть 19 кругов, чтобы оторваться на 25 секунд». Шумахер ответил «большое спасибо» и принялся штамповать круги в квалификационном режиме, отыгрывая у главных конкурентов в среднем по полторы секунды с круга. Разрыв с 48-й по 52-й круг можно было бы списать на поломку амортизатора на машине Хаккинена, но вышедший на второе место Култхард тоже ничего не смог противопоставить немцу!

В итоге к 61-му кругу Шумахер достиг поставленной цели и создал себе отрыв в 26,6 секунды, после чего отправился на третий пит-стоп. Дозаправка и смена шин прошли без заминки, а когда Михаэль вернулся на трассу, Култхард только начинал новый круг. Финиш после такого спринта уже был делом техники и Михаэль спокойно довел гонку до победного конца.

«Я мечтал о такой победе, но не думал, что это возможно, — скажет Шумахер на пресс-конференции. — Я словно проехал 60 кругов в квалификационном режиме, но все получилось».

Сузука-2000: на пути к мечте

На предпоследний этап сезона-2000 Шумахер приехал с преимуществом в восемь очков над Хаккиненом. Впервые за пять лет выступлений в Ferrari немец оказался так близок к третьему чемпионскому титулу, ведь для досрочной победы ему требовалось отыграть всего два очка у своего единственного соперника. Но чтобы достичь этой цели, Шумахеру пришлось выложиться по максимуму.

О том, что Хаккинен не собирается давать ему спуску, стало понятно уже в квалификации, по итогам которой двух претендентов на титул разделили лишь 0,009 секунды. Но хорошо стартовать Шумахеру не удалось: из-за небольшой пробуксовки Михаэль пропустил Хаккинена на первое место. В таком порядке они провели большую часть дистанции: подгоняя друг друга и обмениваясь лучшими кругами, два заклятых соперника уезжали все дальше от остального пелотона. Прямой борьбы не было, но оба выжимали из своей техники все возможное и шли в запредельном темпе.

Все решилось во время второй волны пит-стопов. Хаккинен остановился на 37-м круге, Шумахер — на 39-м. Двух кругов на легкой машине немцу хватило, чтобы отыграть время, несмотря на моросящий дождь: после дозаправки он вернулся на трассу впереди Мики с преимуществом в четыре секунды. «Я не видел, где едет Хаккинен, поэтому, когда Браун сказал «все выглядит отлично», я испытал потрясающие чувства. После этого оставалось только надеяться, что машина не сломается», — расскажет Шумахер после финиша.

Машина, к счастью, не подвела, дождь так и не усилился, а сам Михаэль выдержал жесткий прессинг со стороны Хаккинена и выиграл гонку, а вместе с ней и свой первый из пяти чемпионских титулов за рулем Ferrari.

Маньи-Кур-2004: три пит-стопа — не предел

Новую главу в учебник по гоночной тактике Росс Браун и Михаэль Шумахер вписали на Гран При Франции 2004 года, где они снова переиграли соперников по такой же схеме, как шестью годами ранее в Венгрии.

В квалификации и гонке борьбу Ferrari, выигравшей восемь из девяти предыдущих этапов, неожиданно навязала команда Renault. Фернандо Алонсо завоевал поул и уверенно лидировал до второго пит-стопа, а затем за счет более ранней остановки вперед вышел Шумахер. Обоих ждал еще один пит-стоп, и все шло к тому, что испанец сможет отыграться. «Я был удивлен темпом Фернандо после второго пит-стопа. По нашим расчетам, он рассчитывал провести более длинный отрезок и все равно был очень быстр. В тот момент мы поняли, что рискуем проиграть», — скажет Михаэль после финиша.

В результате в Ferrari приняли решение сделать ставку на два коротких отрезка на легкой машине со свежими шинами. 18 кругов после третьего пит-стопа Шумахер проехал в квалификационном режиме и создал задел в 22 секунды, которого оказалось достаточно, чтобы остаться впереди Алонсо и одержать 60-ю победу в составе Ferrari. «Наверное, мы могли бы выиграть и с тремя пит-стопами, но пришлось бы обгонять соперников, а в Маньи-Куре это очень сложно», — прокомментировал потом Михаэль.

Шанхай-2006: последний аккорд

Последняя, 91-я победа Михаэля Шумахера, одержанная на Гран При Китая-2006, стала одной из самых красивых и непохожих на другие.

В два предыдущих сезона шанхайская трасса не благоволила «Красному барону»: лишь 12-е место в 2004-м и вылет с трассы годом позже. А вот Гран При Китая 2006 года начался многообещающе — в свободных заездах Шумахер стабильно был в первой тройке. Но в дождевой квалификации все посыпалось — во многом из-за проблем с шинами Bridgestone, которые не работали на залитом водой асфальте, Михаэль с трудом пробился даже во второй сегмент. В итоге Шумахер квалифицировался шестым, проиграв 1,4 секунды времени поула Фернандо Алонсо.

Гонка также стартовала под аккомпанимент дождя. За 16 первых кругов Михаэль методично разобрался с Кими Райкконеном, Дженсоном Баттоном, Рубенсом Баррикелло, и по мере подсыхания трассы ехал все увереннее. Отставание от лидировавшего Алонсо составляло уже 20 секунд, но из-за проблем с прогревом промежуточных шин после первого пит-стопа испанец резко потерял темп, тогда как его главные преследователи не стали менять резину и получили преимущество.

К 30-му кругу испанца догнал и обогнал напарник Джанкарло Физикелла, а спустя круг мимо проехал и Шумахер. Проблемы Алонсо усугубились из-за заминки на втором пит-стопе. Таким образом, победу разыграли между собой Шумахер и Физикелла. Михаэль первым — на 40-м круге — перешел на сухие шины. Итальянец провел на промежуточных покрышках на круг больше и вернулся на трассу впереди, но сам все испортил, допустив ошибку на входе в первый поворот и пропустив семикратного чемпиона мира к победе.

Эта виктория позволила Михаэлю сравняться с Алонсо по очкам, за два этапа до конца сезона борьба в чемпионате должна была начаться с нуля. Но, увы, обидный отказ мотора на следующем этапе в Японии положил конец надеждам «Красного барона» на 92-ю победу и восьмой титул…

 

Рекомендованные статьи