Формула-2017 — минус один? Manor терпит бедствие

Фото: команды-участницы

Все идет к тому, что в сезоне 2017 года у Формулы-1 будет не одиннадцать, а десять команд. Manor снова оступился. Он катится по той самой лестнице, с которой уже падал два года назад. Мелькают те же ступеньки: прекращение финансирования, неудачный поиск инвесторов, введение внешнего управления, закрытие фабрики, роспуск сотрудников по домам в горячую пору, когда надо строить машину для нового сезона… Остается ли шанс на спасение? Тогда, в начале 2015-го, падение оказалось не фатальным. Сменив российскую лицензию на британскую и название Marussia на Manor Marussia (а еще через год на Manor MRT), команда все-таки выжила. И вполне достойно выступила в последнем сезоне, хотя заняла все-таки последнее место в Кубке конструкторов.

Формально ее нынешнее положение ничуть не хуже, чем было два года назад. Но почему-то на этот раз не верится, что Manor выкарабкается, встанет, отряхнется и продолжит свой путь дальше. Хотя с чисто спортивной точки зрения, у сегодняшнего Мэйнора есть некоторые конкурентные преимущества. К примеру, возможность ставить на свои машины лучшую на сегодняшний день силовую установку Mercedes. Учтите: Sauber, главный конкурент команды в борьбе за предпоследнее место, будет использовать мотор и рекуператоры Ferrari. Причем устаревшие, образца 2016 года! А это значит, что у Мэйнора был бы реальный шанс на этот раз избежать участи аутсайдера Кубка конструкторов. Если, конечно, команда выйдет на старт. Но это сейчас кажется практически невозможным. Почему так вышло?

Во-первых, виновата система распределения доходов в Формуле-1, сложившаяся в последние десятилетия. Тут долго рассуждать я не буду, а посоветую дождаться следующего «бумажного» номера Авторевю, где будет материал на этот счет.

Во-вторых, руководство и особенно владелец самой команды Manor действовали так, словно выживание команды не является их высшим приоритетом. Стивен Фитцпатрик, купив команду, тут же стал искать для нее новых инвесторов, а потом и покупателей. Но при этом хотел сохранить часть акций коллектива за собой. Покупатели не особенно охотно идут на такие варианты, особенно если предметом торга служит не крепкий середняк (каким был, допустим, Lotus в момент его покупки Renault), а аутсайдер.

В прошлом сезоне гонщики Manor не смотрелись на трассе статистами, почти в каждой гонке демонстрируя красивую борьбу с соперниками

Создается ощущение, что тем, кто у руля Manor сейчас, важнее собственные бизнес-интересы, чем судьба команды. Верное ли оно? По-видимому, да. Третья причина того, что Manor угодил в нынешнюю ситуацию, заключается в том, что Джон Бут и Грэм Лоудон были нынешним владельцем уволены. Может быть, они были и не суперменеджерами, но они сражались за коллектив до конца. А как же иначе? Manor, по сути, детище Бута, с которым тот прошел через младшие серии, с которым помогал делать очередные шаги в гоночной карьере юным Хэмилтону и Райкконену. Для Джона Manor был командой его жизни. А для нынешнего штаба — всего лишь активом, который оказался неликвидным.   

В-четвертых, в кризисной ситуации двухлетней давности свою роль сыграла денежная выплата, полагавшаяся команде от организаторов чемпионата — в сезоне 2014 года Manor опередил Caterham и Sauber. Сейчас ее не будет, потому что команда заняла в 2016 году последнее место.

И последнее — так сказать, личный фактор. Два года назад, комментируя грозящие банкротства, Берни Экклстоун уверенно сказал, что Marussia выкарабкается, а вот Caterham — вряд ли. Хотя по внешним признакам казалось как раз наоборот. Ходили слухи, что сам Берни приложил руку к спасению коллектива, оперативно вмешавшись в ситуацию. Но теперь Экклстоун в отставке.

Новое руководство Формулы-1, на которое обрушилась масса собственных проблем, включая формирование штата и переезд в новую штаб-квартиру, вряд ли будет заниматься еще и спасением Мэйнора. А если вдруг займется, я первый напишу здесь: ура, во главе Формулы оказались правильные парни. Потому что Manor — первый тест нового руководства на наличие стратегического мышления.

То, что стартовая решетка Формулы-1 сегодня не заполняется — это позор! В лучшую гоночную серию должна стоять очередь из желающих дебютировать команд. Но, пока очереди нет, пусть лучше на стартовом поле присутствует Manor, чем будет пустое место. Команда с определенными традициями, с какой-никакой историей — это часть морального капитала Формулы-1. Без Мэйнора Формула станет слабее.      
 

Рекомендованные статьи