Блеф по фамилии Кубица и шансы Сироткина на дебют в Формуле-1
Тесты, которые проводились после гонки в Абу-Даби, в основном были нужны проверки новых составов шин. Тех, что приготовлены Pirelli для следующего чемпионата мира и были презентованы во время последнего Гран При. Помимо этого, каждая команда решает какие-то свои, побочные задачи, связанные с техникой. Не зря на некоторых машинах были закреплены решетки с аэродинамическими датчиками.
Кое у кого есть и еще одна задача, кадровая. Большинство команд уже знают свой состав на следующий год. Но тем, кто еще не определился с гонщиками, нужно проверить пилотов, способных занять место в кокпите. Если говорить честно, есть лишь одна команда, которая реально выбирает – это Williams.
Да, пока не все ясно и с тем, кто в следующем году сядет в кокпиты машин Sauber. Но понятно, что швейцарская команда в гораздо меньшей степени интересует всех нас. С одним местом там все практически ясно – останется Маркус Эриксон, поскольку его спонсоры через инвестиционные фонды фактически являются владельцами команды. Другое тоже известно почти точно – партнера Эриксона по нынешнему сезону, Паскаля Верляйна, в команде уже не будет. Его многозначительное отсутствие на тестах в Абу-Даби подтверждает это еще раз. И, наконец, третье почти бесспорное утверждение – в определении второй кандидатуры решающая роль будет принадлежать представителям Ferrari.
Шарль Леклер - один из двух претендентов на место в команде Sauber
В следующем сезоне Sauber получит от Скудерии самую современную силовую установку. И, надо думать, по самым современным ценам! Чтобы получить скидку на мотор и снизить эти серьезные расходы, в кокпит второй машины Sauber может посадить протеже Ferrari. Это может быть, к примеру, Антонио Джовинацци, который уже выступал за швейцарский коллектив в начале нынешнего сезона, заменяя недолечившегося после травмы Верляйна. А может быть Шарль Леклер, который принимал участие в этих тестах. Но в любом случае человека со стороны Sauber не возьмет. То, насколько велико будет влияние Ferrari в команде, подтвердило еще одно недавнее событие – титульным спонсором швейцарской команды стала Alfa Romeo.
Поэтому интересен именно Williams – там ситуация другая. Разумеется, Mercedes мог бы посадить в пару Строллу своего протеже Паскаля Верляйна, также пообещав скидку на моторы. Но, насколько известно, способствовать карьере Паскаля в Брэкли больше не собираются. Логика понятна – в Mercedes и так любой пойдет, готовить собственных гонщиков не обязательно. А если уж понадобится именно собственный воспитанник, так есть стремительно прогрессирующий Эстебан Окон.
Команды на тестах использовали машины в аэродинамичской конфигурации 2017 года, сохранив даже Т-образные закрылки, которые в следующем сезоне точно будут запрещены
Поэтому Верляйн если и претендует на место в составе команды Пэдди Лоу, так на равных правах с другими – к примеру, с Даниилом Квятом. Шансы обоих невелики – на тесты в Абу-Даби их не пригласили. Зато пригласили Сергея Сироткина и Роберта Кубицу. Говорят о том, что контракт с поляком практически подписан. Дело лишь за получением суперлицензии, что для Кубицы, у которого после аварии в ралли не полностью восстановилась подвижность правой руки, дело не простое. Не блеф ли это? Блеф. В том смысле, что демонстративно отдавая предпочтение Кубице, Williams, тем не менее, контракт с ним не подписывает.
И тем самым поощряет других претендентов на это место приводить с собой спонсоров. Да пощедрее, побогаче! Торопитесь! У нас уже есть верный кандидат, ваши шансы тают с каждой секундой! Беда в том, что сейчас на рынке пилотов практически нет такого человека, который нужен Уильямсу. Немолодого, опытного, не хватающего с неба звезд (чтобы не затмевать Стролла) и при этом обладающего серьезной спонсорской поддержкой. Еще недавно таким мог бы быть, к примеру, Пастор Мальдонадо. Или тот же Серхио Перес, если бы не нашел себя в Force India. А сейчас таких нет. Те же Верляйн, Квят, более опытный Пол ди Реста – никто из них не может привести спонсора, закрывающего серьезную часть бюджета команды. А наш талантливый пилот, Сергей Сироткин, еще и имеет один существенный недостаток с точки зрения руководства Уильямса. Когда он адаптируется в Формуле-1, то наверняка будет выступать… уж по крайней мере, не хуже Стролла!
Шины Hard с голубой маркировкой и защита кокпита Halo в будущем году дебютируют на гонках Формулы-1
Поэтому блеф с Кубицей для Уильямса бесполезен. И, скорее всего, контракт с поляком подписан все-таки будет. Для Формулы-1, да и для спорта вообще, это история красивая, человечная – про то, как не стоит сдаваться в самой сложной ситуации. Станет ли Кубица топ-пилотом, звездой? Вряд ли. Может быть, помнящие его гонки болельщики не согласятся со мной, но даже в лучшие годы ему чего-то не хватало для того, чтобы всерьез считать его претендентом на титул. Как, к примеру, Френтцену, Хайдфельду, Култхарду и многим другим отличным парням. Теперь, после травмы и восстановления, побед от Кубицы уже никто и не ждет, да и не важны они. Важно то, что человек смог вернуться. А он смог, даже если выступать не будет. Сотня кругов за день на тестах – это уже возвращение.
Могут ли у Роберта возникнуть проблемы со здоровьем? Могут. И поэтому должность третьего пилота в команде Williams гораздо более перспективна, чем в команде Renault, где до сих пор работал Сироткин. И поэтому тесты Сергея в команде Williams имели большое значение для его будущего. Да, в Роберте Williams все-таки видит главного кандидата на место в команде. К примеру, Кубица получил два тестовых дня, тогда как Сироткин – лишь один. Точнее, полдня, да еще и сокращенные из-за поломки коробки передач. Но и этот единственный шанс российский пилот реализовал максимально эффективно.
Если просто посмотреть в таблицу и сравнить лучшие результаты Роберта и Сергея, можно увидеть, что поляк проехал лучше. Но на самом деле это далеко не так. Времени прохождения круга на тестах вообще не стоит придавать слишком большое значение. А уж на шинных тестах, где программу диктуют специалисты Pirelli, тем более.
О "розовых" шинах HyperSoft пилоты отзывались восторженно. Те, разумеется, кто смог их опробовать. Но износ покрышек велик, они подходят только для нетребовательных к ресурсу "обувки" трасс
И все-таки попробуем разобраться, сравнив двух пилотов, подробности программы которых мы знаем. Во второй день, когда на трассу выходили Сироткин (днем, в самую жару) и Кубица (во второй половине дня, ближе к вечеру), поляк и продемонстрировал свой лучший результат 1.39,485. Показаны эти секунды были на самых быстрых шинах HyperSoft. Тех самых, которые Хэмилтон назвал лучшими шинами, созданными Pirelli за все время после возвращения в Формулу-1. Тех самых, которые в конкретных условиях трассы в Абу-Даби на секунду быстрее шин UltraSoft.
То есть если бы Сироткин ездил на ультрамягких шинах, из его времени можно было бы вычесть секунду и сравнивать. Но… HyperSoft или UltraSoft опробовать россиянину не пришлось. И даже на шинах SuperSoft он проезжал только длинные серии с большим запасом топлива в баке. А короткие серии кругов – только на шинах Soft! Так вот, его результат в этих условиях – 1.39,947. Сделать выводы каждый может сам. Добавлю, что лучшее время на шинах Soft во время этих тестов было лишь у одного пилота – нашего доброго знакомого из симпатичной для всех российских болельщиков команды Toro Rosso, Пьера Гасли. Его результат 1.44,827 – почти на пять секунд медленнее Сироткина.
Даже тесты на современных машинах Формулы-1 для Кубицы невероятное достижение
Машина другая? Да. Давайте посмотрим на время Роберта Кубицы, которое тот показал накануне, на той же машине, но днем, на программе, схожей с программой Сироткина. За сотню кругов лучшее время, которого добился Роберт – 1.41,296. И, кстати, он уступил нашему Никите Мазепину, который в тот же день выводил на трассу болид Force India. Было бы очень интересно, если бы вечером выехал Сироткин – вот тогда у нас бы были на руках все данные для размышлений. Но… Williams в первый день предпочел отдать лучшее тестовое время Лэнсу Строллу. И тем не менее, Сироткин может смело записывать эти тесты себе в актив – он сделал все, что мог.
В очередном номере АР, который скоро появится в продаже, есть мой материал, подводящий итоги года. Врезка о злоключениях Квята в Toro Rosso кончается словами о том, что в следующем сезоне в Формуле-1, скорее всего, не будет наших пилотов. Записывать для печати этот материал пришлось еще до того, как прошли тесты в Абу-Даби. После них я уже не был бы так категоричен…