От Halo до награждения в России. Чем будет примечателен новый год в Формуле-1?

Фото: motorsport-magazin.com | rtl.de | команды-участницы | организаторы Гран При

С наступлением 1 января сезон-2017 в Формуле-1 официально стал достоянием истории. А какие события и интриги принесет новый год пилотам и фанатам Королевских гонок?

Система защиты кокпита Halo


Гонки на машинах с открытыми колесами в 2018-м переходят на новый, невиданный ранее уровень безопасности. В «Больших призах» и ведущем молодежном первенстве Формула-2 в обязательном порядке появится система защиты кокпита Halo, которую также называют «нимб» или «ореол». Хотя, как ни назови эту 15-килограммовую титановую конструкцию в районе кокпита, споры и критика все равно неизбежны. Слишком уж некрасиво и чужеродно смотрится это решение в утвержденном варианте. Надо готовиться к тому, что с начала тестов в феврале и до третьей—четвертой гонки в апреле по поводу Halo будет море дискуссий и недовольства в СМИ.

Некоторые (например, гонщик Renault Нико Хюлькенберг) предрекают скорый отказ от этой системы защиты. Но президент FIA Жан Тодт четко дал понять, что назад пути нет: безопасность превыше всего. Поэтому всем нам остается только смириться, привыкнуть и надеяться, что в ближайшем будущем у Halo появится хотя бы более эстетичная альтернатива.

Возвращение команды McLaren в большую игру

Год 2018 станет моментом истины для коллектива McLaren. После трех лет топтания на месте титулованная британская команда рассталась с мотористами Хонды и теперь будет доказывать свою состоятельность в тандеме с Renault. 

Первым делом маклареновцам придется отвечать за свои слова. «Я думаю, наше шасси одно из лучших на стартовой решетке», — сказал еще в 2015-м лидер команды Фернандо Алонсо. В следующем году еще одно громкое заявление сделал спортивный директор Эрик Булье: «Я уверен, что наше шасси входит в тройку сильнейших в пелотоне». А в конце сезона-2017 Алонсо и вовсе назвал машину McLaren лучшей! 

Без сомнения, слабая мощность и низкая надежность силовой установки Honda тянули команду на дно и не позволили реализовать потенциал шасси. Но так ли он велик на самом деле? С одной стороны, в 2014-м даже с лучшим двигателем Mercedes команда завоевала всего один подиум, уступая «Серебряным стрелам» по секунде на круге. С другой — одновременно с переходом команды на моторы Honda отдел аэродинамики Макларена возглавил Питер Продрому, долгие годы работавший в Red Bull Racing под началом гения инженерной мысли Эдриана Ньюи. Новый глава подразделения сразу поставил диагноз: команда отстала от конкурентов в аэродинамике и нуждается в переменах. 

Аэродинамическая концепция McLaren за прошедшие годы действительно изменилась, и, как отмечают технические эксперты, теперь она схожа с планами Red Bull Racing. «Данные GPS показывают, что мы почти не уступаем RBR. На некоторых трассах мы немного лучше, на других чуть хуже», — считает спортивный директор McLaren Эрик Булье. 

Двигатель Renault, конечно, проигрывает в мощности силовым установкам Mercedes и Ferrari, но, по оценке FIA, разница между тремя этими мотористами укладывается в норматив конкурентоспособности, составляющий 0,3 секунды. За пределами этого лимита только Honda! 

Если у McLaren на самом деле такое эффективное шасси, как говорят в Уокинге, то в новом сезоне количество топ-команд должно вырасти до четырех. 

Новые шинные составы

В сезоне-2017 многие гонщики сетовали на чрезмерную жесткость покрышек. Даже в Монако, куда компания Pirelli привезла три самых мягких состава, девять из 15 классифицированных пилотов проехали гонку с одной сменой шин: Льюис Хэмилтон провел 46 кругов на UltraSoft, а отрезок на SuperSoft в исполнении Серхио Переса составил 47 кругов! Ну а общее количество пит-стопов, по сравнению с сезоном-2016, сократилось на 43 процента — с 933 до 533. 

В новом году у команд будет больше возможностей варьировать тактику по ходу гонок. Главное новшество — Pirelli добавила два новых типа сликов, HyperSoft и SuperHard, к пяти другим. Но и уже известные покрышки UltraSoft, SuperSoft, Soft, Medium и Hard шинники, в свою очередь, сделали на порядок мягче по сравнению с составами в 2017-м. 

Если SuperHard — это просто подстраховка на случай слишком высокого роста скоростей по ходу сезона, то HyperSoft действительно интересное нововведение. Новый состав рассчитан на спринтерскую дистанцию в пределах 12 кругов, и на постсезонных тестах в Абу-Даби он был быстрее UltraSoft на секунду! Остальные составы тоже стали ближе друг к другу: разница между UltraSoft и SuperSoft — 0,4 секунды, SuperSoft и Soft — 0,6, Soft и Medium — 0,7—0,8 секунды. А вот Hard и SuperHard команды пока не тестировали. 

Многие гонщики, участвовавшие в шинных тестах, остались очень довольны составом HyperSoft. А четырехкратный чемпион мира Льюис Хэмилтон даже назвал эти покрышки лучшими c момента возвращения Pirelli в Формулу-1 в 2011 году. 

Есть только одно но. Использоваться HyperSoft будет в основном на трассах, где уровень сцепления низкий и нет скоростных поворотов — и, следовательно, нагрузка на резину меньше. «Очевидно, мы увидим эти шины в Монте-Карло. Также не исключаю их использования в Баку, Монреале и Шпильберге», — рассказал руководитель Pirelli Motorsport Марио Изола. 

Выбор на три первых Гран При сезона-2018 уже сделан. В Мельбурне команды получат UltraSoft, SuperSoft и Soft, в Бахрейне — UltraSoft, Soft и Medium, а в Китае в распоряжении участников будут SuperSoft, Soft и Medium. 

Меньше моторов — меньше штрафных позиций

Сезон-2017 стал рекордным по числу пенализаций за замену силовой установки и ее составляющих — 888 штрафных позиций на старте! В новом году замен будет еще больше, так как количество силовых установок и их компонентов уменьшится с четырех до трех единиц на 21 гонку. Таким образом, силовые агрегаты должны проходить целых семь Гран При! 

За зиму производителям предстоит серьезно повысить ресурс — примерно на 1300—1500 километров, если исходить из расчета, что двигатели должны будут выдерживать дистанцию двух «лишних» гоночных уик-эндов. Что из этого получится? Буквально на днях в итальянских СМИ появились слухи, будто на стендовых испытаниях силовая установка Ferrari не справляется с нагрузкой семи Гран При, а больше всего опасений вызывает надежность турбины. 

А вот кому меньше всего стоит волноваться из-за столь экстремального лимита, так это действующим чемпионам. В 2017 году команда Mercedes впервые произвела четвертую замену двигателя в 12-й гонке. Сравните с первой заменой на четвертом этапе у Хонды и на восьмом — у Ferrari и Renault! Кто получит преимущество от нового ограничения, сомневаться не приходится. Да, составители технического регламента стремятся к сближению характеристик моторов, но при этом вольно или невольно вновь подыгрывают сильнейшим. 

Но есть и позитивные изменения: отныне при упоминании штрафов не будет бессмысленных цифр, как на Гран При Бельгия-2017, где Стоффель Вандорн получил наказание 65 позиций. Минус 15 мест на стартовом поле станет максимумом, а все, что превышает эту пенализацию, будет автоматически приводить пилота к началу гонки из хвоста пелотона. 

Второй шанс для Хонды

В пресс-релизе о заключении контракта японских мотористов c командой Toro Rosso президент Honda Motor Co Такахиро Хачиго неспроста поблагодарил Liberty Media и FIA за содействие. Терять японскую компанию было не в интересах боссов Формулы-1, а все шло к тому, что Honda останется без клиентов. Коллектив McLaren устал за три беспросветных года партнерства с японцами и искал альтернативные варианты. И даже самая слабая команда пелотона, Sauber, не согласилась на сотрудничество! 

Однако осенью 2017-го была выработана целая комбинация, в результате которой McLaren и Toro Rosso обменялись моторами. Если для Макларена такая многоходовка имела смысл, то в целесообразности решения STR многие усомнились. Ведь на момент заключения контракта Toro Rosso — Renault была шестой в Кубке конструкторов с 40 очками, а McLaren—Honda — девятой с жалкими 11 баллами. 

Но надо понимать одну вещь: в соглашении прежде всего было заинтересовано гоночное руководство компании Red Bull, а Toro Rosso стала испытательным полигоном. Если сделка младшей команды с Хондой выгорит, то старшая, Red Bull Racing, которая уже давно грезит уходом от Renault, получит эксклюзивного поставщика. Но выгорит ли, если даже со всеми ресурсами и поддержкой Макларена у японцев ничего не вышло? Получится ли со скромной Toro Rosso, пусть даже с помощью всей инфраструктуры Red Bull Technology в Милтон-Кейнсе? 

Естественно, что Honda, Toro Rosso и Red Bull излучают оптимизм. RBR при переговорах о новом контракте даже устроила экскурсию Максу Ферстаппену по базе в Сакуре, показав, какими мощностями обладает их потенциальный технический партнер. McLaren и Фернандо Алонсо несколько лет назад тоже через это проходили, так что для Хонды все начинается заново. Теперь главное — снова не ударить в грязь лицом. Времени у японцев будет не так много: руководство Red Bull ждет первых проблесков к середине сезона-2018. 

Хет-трик в календаре

Во второй раз за последние три года сезон Формулы-1 будет состоять из 21 гонки. Календарь чемпионата, к большому сожалению, покинула великолепная трасса Сепанг в Малайзии, но вернулись классические автодромы в Хоккенхайме и Ле-Кастелле. Гран При Германии отсутствовал в 2015-м и 2017-м, а Франция в последний раз принимала Королевские гонки целых десять лет назад. 

Как и в прошлом сезоне, участников и болельщиков ждут пять сдвоенных этапов: Бахрейн и Китай, Германия и Венгрия, Бельгия и Италия, Россия и Япония, США и Мексика. Но главная серия состоится в конце июня — начале июля: впервые в истории Формулы-1 за три недели пройдут три Гран При! 

Откроет этот марафон 24 июня французская трасса Поль-Рикар, которая возвращается в календарь впервые с 1990 года. 1 июля участников чемпионата мира ждут в австрийском Шпильберге, а спустя неделю это турне завершит британский Сильверстоун. 

Как пояснил спортивный директор Формулы-1 Росс Браун, только такое решение позволило избежать пересечения с финалом чемпионата мира по футболу (который пройдет 15 июля) и в дальнейшем подобная практика не планируется. Но даже если бы Сильверстоун подвинули на неделю, гонка прошла бы встык с Хоккенхаймом и Будапештом — настолько плотно скомпонована часть календаря в июне и июле! Так что лето 2018 года в Формуле-1 будет очень жарким. 

Дебют Фернандо Алонсо в гонках на выносливость

У двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо будет еще более напряженный график, чем у его коллег по цеху. Окончательное решение еще не принято, но все указывает на участие испанского гонщика в июньских «24 часах Ле-Мана». 

Еще в 2015 году Фернандо хотел выступить в знаменитом суточном марафоне в экипаже Porsche с Нико Хюлькенбергом. Тогда испанцу помешали контрактные обязательства перед Маклареном и Хондой, и тема быстро закрылась. Но все изменилось с приходом нового главы команды Зака Брауна, который организовал участие Алонсо в «500 милях Индианаполиса» и невольно пробудил интерес испанца к участию в других знаковых мировых соревнованиях. «Мы породили гоночного монстра!» — шутил Зак. 

В ноябре Фернандо принял участие в тестах чемпионата WEC в Бахрейне. За рулем прототипа Toyota TS050 Hybrid победитель 32 Гран При Формулы-1 проехал 113 кругов, уступив меньше секунды штатному гонщику Тойоты Себастьену Буэми. Пока дело ограничилось только одной тестовой сессией, однако ходят разговоры о том, что Алонсо не только готов принять участие в Ле-Мане, но и собирается выступить в марафонском чемпионате мира на полном расписании. Теоретически это возможно. Суперсезон WEC растянется на два года, а из пяти этапов в 2018-м только «6 часов Фудзи» пересекутся с гонкой Формулы-1 в Остине. «Я считаю, участие в WEC пойдет Алонсо на пользу. Это позволит ему держать себя в тонусе и ехать стабильно быстро в Формуле-1», — сказал на днях гоночный директор команды McLaren Эрик Булье. 

Традиционно Toyota объявляет состав пилотов на новый сезон в конце января — начале февраля. До этого времени никаких новостей, вероятно, не будет. Но скучать болельщикам Фернандо Алонсо не придется, ведь уже 5 января стартуют официальные тесты перед «24 часами Дайтоны». Двукратный чемпион Ф1 впервые выступит в знаковой гонке спорткаров IMSA в Северной Америке. Испанец будет представлять команду Зака Брауна United Autosports, а прототип Ligier JS P217 категории LMP2 поделят с Алонсо чемпион европейской Формулы-3 Ландо Норрис и победитель азиатской серии Ле-Ман Фил Хансон. Суточный марафон во Флориде пройдет 27—28 января. 

Жаркий сезон слухов и переходов

На старте в Мельбурне в марте 2018 года составы команд на 90% будут такими же, как в последних трех гонках прошлого сезона. Оставшиеся десять процентов — это замена Паскаля Верляйна Шарлем Леклером в коллективе Sauber и новый напарник Лэнса Стролла в конюшне Williams, за место в которой продолжают бороться Сергей Сироткин и Роберт Кубица. 

Но это можно назвать только затишьем перед бурей. Дело в том, что из всех 20 гонщиков контракты на несколько лет имеют только Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен. У остальных спортсменов соглашения со своими командами рассчитаны до конца 2018 года. Так что движения на рынке пилотов обещают быть интересными. Вряд ли, конечно, Льюис Хэмилтон перейдет из Мерседеса в Ferrari. Но будущее его напарника Валттери Боттаса, дальнейшие перспективы Даниэля Риккардо в Red Bull и Кими Райкконена в Ferrari — все эти вопросы будут предметом для жарких дискуссий. Среди команд рангом ниже намечаются свои дилеммы. Например, останется ли Фернандо Алонсо в Макларене, потребует ли Red Bull Racing возврата Карлоса Сайнса из аренды в Renault и каковы будут дальнейшие планы Мерседеса по Эстебану Окону после двух сезонов француза в коллективе Force India? 

При такой неопределенности сезон слухов и домыслов гарантированно начнется после двух—трех гонок. Как говорится, запасаемся поп-корном… 

Реванш или регресс Ferrari

Впервые в истории Формулы-1 на старт сезона выйдут два четырехкратных чемпиона мира — Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель. Один из них в конце года может сравняться с великим аргентинским гонщиком Хуаном-Мануэлем Фанхио по числу титулов и станет еще на шаг ближе к, казалось бы, вечному рекорду Михаэля Шумахера. 

Если Mercedes и Ferrari вновь окажутся примерно на одном уровне, как в большей части гонок 2017 года, то будет очень интересно. Предпосылки к этому есть: технический регламент не претерпел значимых изменений, и новые болиды станут логическим развитием предыдущих моделей. Поэтому больших провалов и прорывов быть не должно, а расстановка сил окажется похожей на прошлогоднюю. 

Другое дело, что у Ferrari есть одна нехорошая тенденция. Девять последних лет итальянская команда чередует успешные сезоны с провальными. Менялись гонщики, руководство, инженерный штаб, сменился даже президент в Маранелло, а развивать прогресс и даже удерживать заданную планку у Ferrari не получается! Хочется искренне надеяться, что провал в конце прошлого сезона пошел Скудерии на пользу и позволит остаться в тонусе. Иначе в 2018-м Ferrari отметит не только десять лет без победы в чемпионате, но и десятилетие своих «американских горок». 

А что в России?


Новый год будет знаменательным для российского автоспорта. 30 сентября Сочи Автодром в юбилейный, пятый раз примет Гран При Формулы-1. Продажа билетов и развлекательная программа будут анонсированы в ближайшие месяцы, но уже сейчас известно, что в качестве гонки поддержки в Россию возвращаются ведущие молодежные первенства — Формула-2 (бывшая GP2) и GP3, которых не было в расписании два последних года. 

А по окончании сезона лучшие гонщики вернутся в нашу страну в компании с победителями и призерами других чемпионатов мира, чтобы получить свои заслуженные награды. Ведь именно в России, в городе Санкт-Петербурге, 7 декабря состоится торжественная церемония FIA Gala, традиционно закрывающая Генеральную ассамблею Международной автомобильной федерации.

Рекомендованные статьи