Йос и сын его, Макс. Формула Ферстаппенов
«Мы поспорили о Формуле-1». Так, по рассказу Франца Ферстаппена, начинался вечер после недавнего Гран При Венгрии. Вечер, который быстро перестал быть томным. Итогом спора стал вызов патрульной группы и заявление в полицию по факту избиения. Травмы самому старшему Ферстаппену нанес его сын Йос. Впрочем, вскоре Франц заявление отозвал — мол, это их семейное дело и вообще, никакой драки не было, он неудачно со стула упал.
То, что отец самого молодого гонщика Формулы-1 Макса Ферстаппена частенько распускает руки, было известно и раньше. Его арестовывали, отдавали под суд, он получал штрафы и условные сроки. Среди жертв — и бывшая супруга (мама Макса), и новая пассия, и случайный человек на картодроме. Воспитание самого Макса, естественно, тоже велось весьма специфическими методами. Во всех этих историях меня всегда поражало два взаимосвязанных факта. Первое — Йос никогда публично не каялся. Второе — его к этому никто не подталкивал. Из проявлений буйного нрава Ферстаппена никто не делает темы для разоблачения, повод для широкого общественного осуждения. Есть природные явления, всякие штормы, шквалы и ураганы, которые иногда ломают дома и калечат людей. Есть Йос Ферстаппен. Он вот такой.
Йос был быстрым гонщиком, но допускал много ошибок. На снимке — Ферстаппен-старший за рулем Arrows, 2000 год
В Голландии Йоса Ферстаппена любят до сих пор. С тех времен, когда он был перспективным картингистом, в котором видели будущего чемпиона. Голландского чемпиона мира. Jos The Boss! Плохого пилота не ангажировал бы Benetton, который тогда, в 1994 году, собирался за этот титул бороться. Да-да, парня, дебютирующего в Формуле-1, взяли в самую многообещающую команду чемпионата. Дали провести две гонки на старте сезона, ни в одной из которых он не доехал до финиша. И… заменили на гораздо более опытного финна Юркки Ярви Лехто.
Benetton Ферстаппена, кстати, в том сезоне не ломался вообще. В любом его сходе причиной были либо авария, либо вылет с трассы. А сходов было многовато, в том числе и когда Йос снова вернулся в кокпит. Он заменил Лехто, не оправдавшего надежд Флавио Бриаторе. А кто мог бы оправдать эти надежды? Партнером финна и голландца в том сезоне был Михаэль Шумахер, шедший к своему первому чемпионскому титулу. На таком фоне потеряться не трудно. Но, в отличие от Лехто, Ферстаппен все-таки почти ухватил удачу за хвост. Правда, сначала он попал в ленты всех мировых агентств после пожара на заправке в Хоккенхайме. Механики и инженеры Бенеттона придумали в том сезоне много различных хитростей, обходящих регламент! О некоторых из них до сих пор неизвестно — а небольшое «усовершенствование» заправочного устройства себя проявило, привело к возгоранию. Эффектный столб огня раскидал механиков и чуть не поджег балкон паддок-клаба. А посреди всего этого огненного безумия сидел в кокпите Йос — и забрало его шлема было приподнято.
Незначительные ожоги, которые Ферстаппен получил в Хоккенхайме, не помешали ему уже на следующей гонке, в Хунгароринге, приехать на подиум. А сразу потом, в Бельгии, последовало еще одно призовое место. Но оно досталось Йосу, так сказать, «по наследству» — он финишировал четвертым, попал в призеры после дисквалификации победителя, Шумахера. И все. На этом лучшая часть карьеры Йоса Ферстаппена в Формуле-1 закончилась. Нет, он еще выступал за несколько команд, искал способ вернуться в коллектив, по-настоящему сильный. Для этого, пожертвовав выступлениями, в 1999 году отработал на тестовой программе фирмы Honda, которая готовилась к возвращению в Формулу-1 со своей командой. Тогда это возвращение не состоялось — и перспективы обернулись для Йоса потерянным временем. Потом его звали тест-пилотом в Ferrari, но, наученный горьким опытом, Ферстаппен предпочел стартовать в гонках за Arrows.
Главное достижение Йоса Ферстаппена — он поставил своего сына на лестницу Red Bull, хотя нижних ступеней этой системы подготовки пилотов тот не прошел. На снимке — Хельмут Марко, руководитель Toro Rosso Франц Тост и Йос Ферстаппен
Обратим внимание на то, что в Arrows его приглашал Том Уокиншоу, в Ferrari звал Росс Браун — то есть те люди, которые в 1994 году помогали Бриаторе ковать чемпионский титул Шумахера. Они видели Ферстаппена в работе и понимали, что возможности у него большие. Да только так и не стал Йос великим пилотом. Амбиции пошли прахом. Надежды всей Голландии рухнули. Жизнь не удалась. Победа в Ле-Мане в «младшей» категории? Это даже не смешно, он претендовал на гораздо более славные достижения. Хочется сделать вывод, что этот простой, грубоватый, не очень умный человек с тех пор и колотит тех, кто попадется ему под руку и под настроение. Других-то развлечений в жизни нету! Но это неправда. Он очень умен, Йос Ферстаппен.
Воспитание и темперамент — это одно, ум и хитрость — совсем другое. Стратегическим мышлением может обладать не только ботаник в очках, но и брутальный мужик, не дурак подраться. Свой не очень удачный формульный опыт Йос использовал наилучшим образом — сделал из него выводы. Которые потом использовал, строя карьеру своего сына Макса. Йос в ранге дебютанта попал в очень хорошую команду, претендовавшую на лидерство в Формуле-1. Удача? Хороший опыт? Как оказалось, не очень. Лучше начинать с чего-нибудь попроще. Но нынешняя Формула-1 в этом плане коварна. Лидеры к себе дебютантов не берут. А, попадая в команду послабже, новичку трудно себя проявить. Кто сейчас смотрит на выступления Паскаля Верляйна? А ведь очень перспективный молодой человек! Поэтому путь Макса Ферстаппена в Формулу-1 был предопределен — Red Bull! Корпорация, обеспечивающая перспективным пилотам «мягкий дебют» и дающая возможность набраться опыта. Двухзвенная схема, где верхнее звено — уже топ-команда, в которую при этом не нужно как-то специально пробираться. Выступай хорошо на нижнем уровне — тебя оценят. Феттель, Риккьярдо, Квят по этой дороге прошли.