Австралийский чемпионат V8 Supercars уже много лет остается одним из самых интересных первенств на планете

Австралийский чемпионат V8 Supercars уже много лет остается одним из самых интересных первенств на планете
Автоспорт | 2 января 2016
Фото: команды-участницы

В минувшем декабре австралийский чемпионат V8 Supercars завершил свой семнадцатый сезон. Впрочем, де-факто серия ведет отсчет с 1993 года, когда в Австралийском кузовном чемпионате ATCC выделили класс для восьмицилиндровых седанов местного производства.

После долгих лет благополучного развития австралийская серия V8 Supercars входит в период неопределенности

Все эти годы серия проводилась на высочайшем уровне, да и сейчас находится в прекрасном состоянии. Даже обидно, что за пределами Австралии она известна мало: спортивному уровню чемпионата, высочайшей конкуренции и зрительскому интересу могут позавидовать большинство «кузовных» серий — кроме, быть может, американского Наскара.

V8 Supercars причудливым образом объединяет характерные особенности американской серии Наскар, европейских кузовных гонок и соревнований «Гран-Туризмо» — что придает чемпионату очень самобытный характер. При этом серия интегрирована в мировой автоспортивный бизнес — например, коллектив Triple Eight Race Engineering в прошлом принадлежал одноименной чемпионской команде из британской сериии BTCC, название Prodrive Racing Australia говорит само за себя, американской Team Penske принадлежит 51% в команде Dick Johnson Racing.

Организаторы серии V8 Supercars придумали проводить на городской трассе в Сёрферс-Пэрэдайз длинные гонки. Здесь же много лет проходил выездной этап американской «формульной» серии Indycar

До недавнего времени все команды использовали машины только двух местных производителей, серийно выпускавших заднеприводные седаны — это Ford Falcon и Holden Commodore. Как и в Наскаре, конструкция машин жестко стандартизирована — а до перехода на новые техтребования в 2013 году напоминала американскую серию даже в частностях: обязательным был нижневальный восьмицилиндровый мотор, одинаковые коробки передач австралийской фирмы Holinger и неразрезной задний мост на основе фордовского узла.

При этом, как в классических кузовных гонках, машины строились на основе серийных стальных кузовов — так что сходство с товарными машинами здесь гораздо ближе, чем у американских сток-каров. И даже сейчас, когда серия перешла на унифицированное шасси, значительная часть панелей кузова выполнены из стали — это не типичный «силуэт» с пространственной рамой и пластмассовым оперением, наподобие используемых в шведской серии STCC прототипов Solution F.

С 2013 года в серии используется единое шасси австралийской фирмы PACE Innovations: и спереди, и сзади подвеска теперь независимая, а секвентальная коробка передач Albins отнесена назад. Кстати, межколесный дифференциал по-прежнему отсутстует. Теперь в чемпионат допускаются не только местные производители со своими нижневальными «восьмерками» — сейчас в серии представлены Nissan Teana, Mercedes E63 AMG и Volvo S60. А вот вход командам «со стороны» сюда по-прежнему заказан — на каждую машину требуется «Контракт на допуск к гонкам» (Racing Entitlements Contract, REC). Правда, этот контракт можно взять в аренду или купить.

Временная трассе Mount Panorama в Бэтерсте, знаменитая своим перепадом высот и длинными прямиками, принимает соревнования с 1938 года! Сегодня тысячекилометровая гонка — визитная карточка серии V8 Supercars

Проводятся как спринтерские этапы на стационарных или городских трассах, так и длинные гонки, что роднит австралийскую серию с соревнованиями «Гран-Туризмо». В рамках спринтерских этапов обычно проводится сразу три заезда — два коротких в субботу и один более продолжительный — в воскресенье. При этом километраж от этапа к этапу может сильно различаться. Длинных этапов в этом сезоне было три: это 500-километровая гонка в Сэндауне, знаменитая 1000-километровая гонка в Бэтерсте и пара 300-километровых заездов на городской трассе в Сёрферз-Пэрэдайз. На эти заезды постоянным участникам серии приходится подбирать сменщиков: обычно это или молодежь из фидер-серии V8 Supercar Dunlop Series, или опытные местные пилоты, уже прекратившие выступления в чемпионате (как Рассел Ингалл или Маркос Эмброуз), или состоявшиеся звезды длинных гонок (в этом году здесь выступали заводской пилот Corvette Racing Оливер Гевин и экс-пилот Формулы-1 Себастьен Бурдэ).

Серия V8 Supercars имеет общенациональную популярность — по большому счету, это спорт номер три в стране, после австралийского футбола и крикета. Хотя по среднему количеству зрителей на этапе «суперкары» даже впереди. Длинные гонки в Серферс-Пэрэдайз в минувшем году собрали 197872 болельщика, а легендарная гонка в Бэтерсте — аж 201416 фанатов. Но лучшие цифры на счету гонки Clipsal 500, обычно открывающей сезон: за уик-энд на городской трассе в Аделаиде побывало 285600 зрителей!

Соперничество Фордов (слева) и Холденов долгие годы было одним из основных сюжетов в австралийском автоспорте. Увы, с уходом Форда это останется в прошлом. Найдется ли что-то столь же привлекательное для болельщиков?

В этом году все гонки, за исключением одной, прошли на территории Австралии — единственным зарубежным этапом был уик-энд в соседней Новой Зеландии, на трассе в Пукекоэ. А вот в прошлые годы бывали отдельные этапы вдали от Австралии — например, в американском Остине, в Шанхае и на ближневосточных автодромах в Бахрейне и Абу-Даби. Со следующего года в календарь войдет гонка в Малайзии — но не на «формульном» автодроме Сепанг, а на улицах Куала-Лумпура.

Минувший сезон запомнился болельщикам австралийского чемпионата сразу по нескольким причинам. Во-первых, не получила продолжения серия из четырех чемпионских титулов подряд у Джейми Уинкапа (имеющего в общей сложности шесть титулов). Во-вторых, точно так же оказалась прервана победная серия для марки Holden. Чемпионский титул взял любимец местной публики Марк Уинтерботтом — в этом году Форды, подготовленные командой Prodrive Racing Australia, выглядели чрезвычайно сильными. «Фрости», как зовут его болельщики, одержал девять побед в тридцати шести гонках!

Пять поулов Скотта Маклафлина показывают, что скорость у Volvo S60 уже есть

И хотя в последней трети сезона, после гонки в Сэндауне, Уинтерботтом не одержал ни одной победы, накопленного запаса хватило, чтобы опередить чемпиона 1999 года Крейга Лаундса. Кстати, именно Лаундс вместе с новозеландцем Стивеном Ричардсом принес в этом году Холдену и своей команде Triple Eight Race Engineering победу в престижной тысячекилометровой гонке в Бэтерсте.

Лишь на одну победу меньше добился прошлогодний чемпион Джейми Уинкап — но несколько неудачных гонок отбросили представителя марки Holden на пятое место по итогам сезона. Очень быстрым выглядел партнер Уинтерботтома по команде Prodrive Чаз Мостерт: он десять раз выигрывал квалификацию — больше, чем кто бы то ни было! По количеству побед в первой половине сезона его опережал лишь «Фрости». Но 23-летний уроженец Мельбурна ошибался и закончил сезон лишь 11-м после того, как серьезнейшая авария на тренировке в Бэтерсте отправила его на больничную койку до конца сезона. Неслабо отличился по части невезения и Джеймс Кортни, причем без малейшей вины со своей стороны: чемпион-2010 выбыл на три этапа, получив удар металлической загородкой, сорванной с места струей воздуха от садившегося вертолета.

Свежеиспеченный чемпион, Марк «Фрости» Уинтерботтом со своим Ford FG X Falcon

Ближайшие годы станут тяжелым испытанием для успешной гоночной серии. Нынешний титул Марка Уинтерботтома стал лебединой песней для Форда: после сезона-2016 «голубой овал» полностью покинет серию, а пока прекратил спонсорскую программу, переключившись исключительно на техническую поддержку команд. Очевидно, это связано с закрытием заводов Ford в Австралии.

А новые бренды, увы, пока не стали заметной силой в чемпионате: прогрессом могут похвастаться не все. У Ниссана сезон прошел слабо — у четырех пилотов лишь пять финишей на подиуме за весь сезон. А вот Volvo, несмотря на череду проблем в начале сезона, показала хороший потенциал: 22-летний Скотт Маклафлин пять раз добивался поул-позиции — правда, победить у него так и не вышло. Пилот команды Garry Rogers Motorsport пять раз поднимался на подиум и стал восьмым по итогам сезона. Что касается Мерседесов и команды Erebus, выставляющей седаны под трехлучевой звездой, то лучшим у них стал Уилл Дэвисон, завершивший сезон на 15-м месте: даже финиш в топ-10 был для него не частым достижением, но одной победы в Барбагелло он всё же добился.

Уже в 2017 году серию ждет переход на новые техтребования, которые обозначат возможный отход от знакомого формата больших седанов — в серию будут допущены и двухдверные машины. Вместо привычных атмосферных «восьмерок» можно будет использовать моторы V6 Turbo и даже I4 Turbo. Последним не очень довольны новые производители, лишь недавно инвестировавшие большие средства в доводку пятилитровых «восьмерок». Сохранит ли серия любовь зрителей и расположение спонсоров?

Рекомендованные статьи