Женская лига. Нужны ли автоспорту отдельные гонки для девушек?

Фото: dmarge.com | f1fanatic.co.uk | организаторы

На лето 2019 года запланирован запуск нового гоночного чемпионата, конкурировать в котором будут исключительно девушки. Что может получиться из этой смелой затеи — серия-однодневка или турнир с большим будущим? 

Реально ли создание женской гоночной серии? 

Официального подтверждения о запуске женской гоночной серии пока нет. Есть только документ, попавший в распоряжение британских СМИ в конце прошлого года: в нем говорится, что некая лондонская компания занимается подготовкой чемпионата, премьера которого состоится в 2019-м. Инаугурационный сезон будет состоять из шести этапов, запланированных на лето, — и пока, к сожалению, это вся информация. На каких машинах и трассах выступят представительницы прекрасного пола? Какой статус будет у серии? Пока эти вопросы остаются без ответов, а организаторы не торопятся раскрывать свои карты. «Сейчас мы занимаемся планированием стратегии на будущее. В ближайшие месяцы не ждите заявлений», — прокомментировал «утечку» представитель компании-промоутера новой серии в конце ноября.

По крайней мере, понятно, что работа идет — и организация женского гоночного чемпионата не выдумка, основанная на давнем высказывании Берни Экклстоуна. Бывший исполнительный директор Формулы-1 выступил с подобным предложением весной 2015 года. Тогда идея не получила поддержки и даже подверглась критике. По мнению большинства, автогонки не тот вид спорта, где нужно проводить отдельные соревнования для мужчин и женщин.

Сложно сказать, что именно изменилось за прошедшие три года и поспособствовало началу работы над проектом. Уход Берни из Формулы-1? Не удивлюсь, если неугомонный 87-летний англичанин приложит руку к организации новой серии. После ухода Экклстоуна с руководящей должности в Больших Призах были слухи, что как раз в 2019-м он намерен запустить собственный чемпионат. Связи со спонсорами, промоутерами, владельцами трасс — всего этого у Берни в достатке и хватит на создание нескольких серий. Но сам седовласый британец тогда опроверг все разговоры, заявив, что не собирается создавать конкурента Формуле-1, которой посвятил почти всю жизнь. Другое дело, что женский чемпионат конкурентом его детищу не будет. Так что, кто знает…

Наберется ли достаточное количество гонщиц?


В 2017 году в гонках по всему миру, включая картинг, выступали свыше трехсот девушек. Так что собрать 15—20 пилотесс на одном стартовом поле не составит большего труда. Ключевой момент в другом: как именно планирует позиционировать себя серия? Если это будет чисто юниорская категория, то промоутерам придется сложнее при продвижении чемпионата. С другой стороны, появится шанс найти свое место в иерархии младших формульных серий и реально помогать девушкам на гоночном поприще.

Приглашение пилотесс с именем и опытом — таких, как Даника Патрик, Симона де Сильвестро, Сьюзи Вольфф, Пиппа Манн или даже Кармен Хорда, которая больше остальных поддерживает идею женской серии, — может привлечь большое внимание со стороны болельщиков и спонсоров. Одновременно это повысит уровень конкуренции, но в долгосрочной перспективе может завести женский чемпионат в тупик.

Зачем вообще девушкам отдельная категория?


Автогонки — один из немногих видов соревнований, наряду с конным спортом, где нет раздельных зачетов для мужчин и женщин. Да, в Формуле-1 за все 67 лет выступали всего пять девушек, лишь одной из которых, Лелле Ломбарди, удалось набрать очки: 0,5 балла на Гран При Испании в 1975-м. Однако в целом в автоспорте у слабого пола не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить вице-чемпионство Мишель Мутон в чемпионате мира по ралли 1982 года, победу Юты Кляйншмидт на Дакаре в 2001-м, триумф Даники Патрик (на фото вверху) на овале в Мотеги в турнире IndyCar 2008 года и ее же сенсационный поул в культовой наскаровской гонке Daytona 500 пять лет спустя. Датская пилотесса Кристина Нильсен дважды, в 2016-м и 2017-м, выиграла чемпионат спорткаров IMSA за рулем купе Ferrari 488 GT3, а 17-летняя Джейми Чедвик в 2015-м стала чемпионкой британского первенства GT и по ходу сезона даже победила в 24-часовой гонке в Сильверстоуне. Так нужна ли обособленная конкуренция между представительницами прекрасного пола в автоспорте?

Если говорить именно об успешных пилотессах, то больший смысл имело бы проведение соревнования наподобие Гонки чемпионов, когда девушки могли бы раз в году приехать на очную встречу и выяснить, кто же из них лучше. Но устраивать для этого отдельный чемпионат? Наверное, это будет слишком дорого и бессмысленно. Ведь вершиной автоспорта для женщин такая категория никогда не станет по причине половинчатой конкуренции, а если кому она и поможет в продвижении, то только начинающим гонщицам.

А вот если серия будет юниорской, то у вчерашних картингисток появится хорошая возможность обратить на себя внимание потенциальных спонсоров и кураторов молодежных программ, научиться справляться с прессингом и набраться опыта. В младших формульных сериях с их запредельным уровнем конкуренции это редко у кого из девушек получается. Да, они способны добиваться успеха на начальной стадии карьеры, но стоит юниоркам дойти до GP3 или Европейской Формулы-3, как результаты начинают падать. Пример тому — Татьяна Кальдерон, которая в 2015-м едва не выиграла титул в зимнем турнире MRF Challenge. Казалось бы, скорость и талант у юной колумбийки есть, однако в серии GP3 она за 32 гонки набрала лишь девять очков, оказавшись в личном зачете на 18 месте. И это при том, что уровень этого турнира оставлял желать лучшего! Возможно, между «школьными» формульными сериями и более взрослыми чемпионатами девушкам не хватает именно ступеньки в виде женского молодежного первенства, где можно хорошо подготовиться к переходу на следующий уровень.

Какие перспективы у женского чемпионата?


Есть одна печальная тенденция последних лет: смелые гоночные концепции, увы, не приживаются надолго. Вспомнить хотя бы серию Grand Prix Masters, основанную в 2005 году. А ведь какая была шикарная идея: ветераны Формулы-1 Эмерсон Фиттипальди, Найджел Мэнселл, Алан Джонс, Рену Арну, Ханс-Йоахим Штук на одной трассе за рулем машин, построенных на шасси Reynard 2KI из американской серии ChampСar! Увы, после всего-навсего трех гонок серия обанкротилась и закрылась. Новоявленный турнир A1GP, в котором соревновались сборные стран, просуществовал четыре года — как и Формула Суперлига с командами, представлявшими самые известные футбольные клубы планеты.

Есть риск, что такой же серией-однодневкой станет и женская лига, — особенно, если всесильный Берни Экклстоун действительно не имеет отношения к проекту. К тому же отдельный чемпионат для девушек уже был! В 2004-м в Великобритании при поддержке компании Mazda стартовала серия c названием Privilege Insurance Formula Woman Championship. Изюминкой чемпионата стало то, что все 16 его участниц были новичками в автоспорте. Отчасти это было реалити-шоу с голосованием зрителей, но идея вызвала большое количество насмешек — и все ограничилось тремя эпизодами на ТВ. После первого сезона Mazda прекратила поддержку серии — гонщицы пересели со спорткаров RX-8 на Caterham 7. Однако спонсоры тоже потянулись к выходу, зрительский интерес упал до нуля — и по окончании сезона-2007 женская серия прекратила существование. И хотя несколько выпускниц чемпионата попробовали продолжить гоночную карьеру, большинство участниц никогда больше не вернулись на трек. В итоге первая попытка увеличить женский контингент в автоспорте обернулась провалом.

Так что организаторам новой серии стоит быть очень аккуратными при выборе формата соревнований и помнить ошибки своих предшественников. Как показывает история, за счет одного только шоу выехать не получится: два—три года женских баталий — и привет, Grand Prix Masters с Формулой Суперлига! Важно попробовать интегрироваться в схему молодежных серий и при возможности получить протекцию FIA. В противном случае, может, и не стоит браться за реализацию этого проекта. Ведь, как показывает столетняя история автоспорта, гонки и гонщицы вполне могут обойтись и без женской категории…

 

Рекомендованные статьи