Россия рулит, или Как прошли первые «олимпийские игры» для автогонщиков

Россия рулит, или Как прошли первые «олимпийские игры» для автогонщиков
Автоспорт | 5 ноября 2019
Фото: Григорий Голышев

Так уж получилось, что в современных Олимпийских играх не нашлось места для соревнований на автомобилях. Хотя еще с 70-х годов прошлого столетия, когда автоспорт стал по-настоящему массовым, моторизованная общественность постоянно задавала вопрос — «Почему?». Но Международный олимпийский комитет был непреклонен: автоспорт несовместим с духом Олимпиады, поскольку автомобили нельзя сделать на 100% одинаковыми и в них слишком много возможностей для технологического «допинга». Пожалуй, можно согласиться, что «атлет» — странное слово для автогонщика. Но только с этим.

Например, на летних Олимпийских играх 2008 года соревновались пловцы в комбинезонах из обычного и высокотехнологичного материала, что давало большое преимущество последним. Да и бобслей с его аэродинамическими испытаниями и разными производителями «шасси» делает условия соревнования разных сборных далекими от равенства. И хотя в МОК не любят вспоминать первые Олимпиады, в 1900 году автоспорт уже был частью Игр! Правда, автомобильный зачет тогда был очень странным: в Париже соревновались простые таксисты, шоферы грузовиков и водители электрических автомобилей. Хотя одновременно была и привычная для того времени гонка Париж — Тулуза — Париж. Но дальше дело не пошло.

В любом случае идея гонок, в которых главными являются страны, а не команды, уже давно будоражит умы автоспортивной общественности. Можно вспомнить формульную серию A1GP или кузовной Кубок Европы, в котором существовал отдельный зачет Кубка наций. Увы, по разным причинам эти идеи не были успешны. A1GP погубил слабый менеджмент и оптимистично взятые кредиты, а в ETCC акцент все же делался на личный зачет. Но все изменилось год назад, когда организатор чемпионата Blancpain GT Стефан Ратель решил провести гонку под названием Кубок наций FIA GT. Идея показалась интересной чиновникам из Международной автомобильной федерации — и в этом сезоне было объявлено о проведении отдельного турнира FIA Motorsport Games в шести категориях: GT, Туринг, Формула-4, Дрифт, Картинг и Digital. Местом проведения первых моторизованных игр стал автодром Валлелунга, что под Римом. Идеологически, конечно, было бы правильнее начать историю «гоночной олимпиады» в Греции, но местные трассы в Мегаре и Сере далеки от международного уровня, так что с легкой руки французов из FIA родиной автоспортивных игр стала римская республика, а не греческая демократия.

В заездах Туринга принимали участие представители двух десятков стран

По первоначальному замыслу, игры должны были быть свободны от рекламы, а автомобили участников — нести только цвета национального флага. Но оплатить все расходы своих сборных согласилась лишь пара арабских национальных федераций — и состав команд в итоге оказался «волонтерским». Тем не менее «благословение» на столь высоком уровне помогло собрать в Валлелунге впечатляющий список автогонщиков из 51 страны мира. Причем российские спортсмены были заявлены во всех шести видах соревнований.

Примечательно, что выбор членов команды при формировании сборных у национальных федераций был ограничен. Так, в турнире по картингу могли принимать участие только гонщики-любители, а в Кубке GT получили право стартовать лишь пилоты «серебряной» и «бронзовой» категорий FIA. Да и для соревнований в Формуле-4 нужно было получать специальный допуск от Международной автомобильной федерации. Это было сделано для того, чтобы закрыть путь на игры опытным гонщикам из взрослых классов. А еще организаторы попытались сделать соревнования как можно более дружественными по отношению к зрителям. Билеты на гонку были бесплатными, классы поддержки стояли полукругом в больших шатрах и даже находившиеся в боксах машины развернули к паддоку, а не как обычно — к пит-лейну.

Автодром Валлелунга имени Пьеро Таруффи — один из старейших в Италии. И хотя времена, когда гонки собирали здесь очереди из идущих пешком от автострады зрителей, остались в прошлом (современный автоспорт, видимо, стал слишком обыденным), непростой характер трассы от этого никуда не делся. От ее изначальной конфигурации остались медленные шпильки третьего сектора, а последнее обновление автодрома добавило быстрые прямики в середине круга. В итоге участникам игр пришлось соревноваться на четырехкилометровой трассе, требующей комплексного подхода — особенно в дождь.

Заезды дрифтеров проходили ночью, но сухая погода была только во время тренировок

Первыми соревновательную программу игр завершали дрифтеры, среди которых Россию представлял Илья Федоров. Эти состязания собрали меньше 32 участников, так что после квалификации пилоты сразу отправлялись в Тор 16. Дрифтерам здорово не повезло с погодой: оба вечера трассу поливало то просто дождем, то вообще ливнем, что сделало квалификацию не самой простой задачей. Сразу шестеро спортсменов получили «нули» в обоих проездах за вылеты с трассы или распрямление траектории! Заставил болельщиков понервничать и Федоров: гонщик из Владивостока чисто проехал оцениваемый участок только со второй попытки.

Будущий победитель Drifting Cup, одессит Дмитрий Иллюк, и его огнедышащий Nissan 200SX

Для большинства дрифтеров из Восточной Европы Top 16 сложился неудачно: грузин Мевлуд Меладзе спалил турбину на «разогреве», эстонец Ао Вайда и латыш Эдмундс Берзиньш проиграли свои заезды, а сильный литовец Бенедиктас Чирба не смог избежать разворота в дуэли с Дмитрием Нагулой из Беларуси. Финал же получился чисто славянским. Правда, прошел он без участия Федорова. Дойдя до стадии Top 4, Илья проиграл парные заезды Михалу Рейхарту из Чехии, который, в свою очередь, уступил в финале украинцу Дмитрию Иллюку. А Федоров стал третьим: в споре за бронзу его соперник, легендарный итальянец Федерико Шериффо, переборщив со скоростью на постановке, протаранил купе Nissan Silvia S14 с российским триколором на борту. Починить машину за положенные пять минут было невозможно, но так как авария была спровоцирована соперником, то по правилам дрифта это сделало Илью бронзовым медалистом игр.

Илья Федоров на пути к подиуму

Вторыми в субботу свой комплект наград разыграли специалисты по гоночным симуляторам из Digital Cup, где наш Василий Ануфриев не попал в финал. А вот основные события в остальных категориях развернулись в воскресенье. Третий комплект наград разыграли пилоты Формулы-4, выступавшие на одинаковых болидах KCMG. Победитель российского чемпионата Ф4 Павел Буланцев отлично провел квалификацию на подсыхающей трассе, завоевав поул. Однако это стало единственным светлым моментом его римских выходных: зачетные гонки принесли москвичу только 9-е и 14-е места. Ну а золото в Формуле-4, к радости местных болельщиков, досталось выигравшему оба заезда итальянцу Андреа Россо.

Формулисты соревновались на непривычной технике: гонконгская команда KCMG подготовила специально к этой гонке новые гибридные болиды. При этом команды получали свои машины по жеребьевке

На Валлелунге нет своего картодрома. Поэтому соревнования на микроавтомобилях проходили здесь в формате популярного в Германии парного слалома, а в качестве спортивных снарядов выступали электрические карты Birel. У гонщиков было две попытки, а команда, показавшая лучшее время по сумме заездов, проходила дальше. При этом за сбитые конусы участникам назначались двухсекундные штрафы.

Каждая команда состояла из юноши и девушки, а Россию в заездах картингистов представляли Олеся Ващук и Владислав Бушуев. По ходу соревнований наш дуэт уверенно входил в первую пятерку сборных и дошел до полуфинала, где выиграл у соперников по скорости. Однако россияне набрали при этом слишком много штрафных секунд за сбитые конусы и после этого отправились сражаться лишь за третье место. И уж тут-то Ващук и Бушуев не подвели: Олеся с Владиславом одержали уверенную победу над сборной Португалии, принеся России вторую бронзу. 

Одновременно с финалом в картинге шел второй заезд в Туринге, где честь нашей страны защищал молодой Клим Гаврилов. Основательно подготовившись к этой гонке (петербуржец отдельно приезжал тестироваться и работать с настройками под Валлелунгу), Клим был быстр в квалификации и оба раза стартовал на своей Audi RS 3 с первой линии решетки. В субботней гонке россиянин уверенно оторвался от преследователей — словака Матея Хомолы (Hyundai i30 N) и бельгийца Жиля Магнуса (Audi RS 3). Единственным, кто мог сравниться с россиянином в скорости по ходу уик-энда, был Лука Энгстлер, но на его Hyundai возникли проблемы с трансмиссией и мотором. Пока механики немецкой команды разобрались с неполадками, мимо сына известного в прошлом кольцевика Франца Энгстлера прошла вторая квалификация и почти половина первой гонки…

Итальянский уик-энд Луки Энгстлера прошел из рук вон плохо. Проблемы с двигателем в квалификации заставили его пропустить первую гонку, а во второй немец сошел из-за аварии с гонщиком из Кувейта

В воскресенье соперников у Клима прибавилось — причем не только в списке участников, но и в плане непогоды. С утра зарядил такой ливень, что гонку в категории GT на 40 минут остановили красным флагом! Пока было время, я общался со знакомыми из кузовного Кубка мира WTCR. Хорошо знающие эту трассу итальянцы говорили, что дождь испортил ее на весь день: «Кое-где есть проблемы с дренажом, и если не выглянет солнце, то в некоторых частях асфальт останется влажным еще долго». Так и получилось: к полудню трасса полностью не высохла, а над треком опять собрались тучи. Первая тройка на стартовой решетке пыталась угадать погоду и до последнего откладывала решение о настройках подвески. Выбор каждого был уникален: Магнус сделал выбор в пользу более сухих настроек, Гаврилов остановился на промежуточном варианте, а многоопытный голландец Том Коронель (Honda Civic) поставил на дождевой.

Выбор пилота из Нидерландов оказался ошибочным — Магнус с Гавриловым уехали от него уже на старте. Однако ошибка Клима заставила болельщиков поволноваться: Коронель с Хомолой обострили ситуацию, но петербуржец отбился от них, чтобы вновь начать уходить в отрыв. Жаль только, что догнать лидера, Магнуса, после этого было уже нереально. Второй раз волноваться за Гаврилова пришлось под конец заезда: китаец Жендонг Жанг вылетел с трассы и на нее пришлось выпустить машину безопасности. Пока MG выкапывали из гравия, время гонки вышло — а рестарт был дан только на последний круг. Коронель при этом был очень агрессивен: второе место делало его бронзовым призером игр. В медленном секторе машины россиянина и голландца потолкались, но Клим не поддался и через 500 метров оформил под клетчатым флагом золотую медаль, выведя российскую команду на первое место в Кубке наций!

19-летний Клим Гаврилов очень уверенно провел обе гонки в Туринге, принеся российской сборной золото

Завершающим событием дня стал Кубок GT. Российский экипаж в составе Рината Салихова и Дениса Булатова тоже серьезно готовился к соревнованиям в Валлелунге: парни приезжали сюда на этап итальянского чемпионата GT, где занимались поиском настроек. Эта работа была проведена на совесть: все тренировки и квалификации экипаж Ferrari 488 под номером 888 стабильно держался в первой пятерке. Но в гонках россиян как сглазили…

Хотя участники Кубка GT в субботу провели две гонки, зачет им ставился по результатам воскресного заезда. Это давало россиянам определенные шансы, вопреки невысокой стартовой позиции. Надо было рисковать — и в смелости нашему экипажу отказать сложно. Практически все участники заезда предпочли консервативную стратегию, стартуя на дождевых покрышках. Но трасса была достаточно сухой — и после первого же круга зеленая Ferrari 488 заехала в боксы менять покрышки. Нескольких километров хватило, чтобы слик «встал» — и Ринат Салихов начал стремительно догонять соперников, отыгрывая у них по несколько секунд с круга. Но даже после этого не все экипажи решились на пит-стоп — кто-то продолжал гонку на «дожде».

Рискованная шинная стратегия российской команды едва не помогла ей компенсировать неудачи первых заездов

Казалось, что рискованная стратегия россиян принесет нашему экипажу дивиденды: Салихов добрался до пятого места, когда впереди оставалось еще две трети гонки. Но, увы, после этого над трассой вновь включили ливень, и из возможного спасения слики превратились в свинцовые гири на ногах! До времени начала обязательных пит-стопов Салихову не хватило всего пяти минут. А когда ливень вновь принял библейские масштабы, после вмешательства машины безопасности гонку так и завершили в режиме safety car. Наша команда заняла седьмое место, золото же досталось японцам на купе Lamborghini Huracan GT3.

Золотые медали в классе GT выиграл японский экипаж в составе Хироши Ямагучи и Юкио Сасахары (№519)

Через час, на церемонии закрытия первой гоночной олимпиады, российская сборная получила Кубок наций. Представители РАФ и друзья гонщиков активно поддерживали своих пилотов, пошумев и за себя, и за того парня. Но ничто не длится вечно. Еще полчаса — и главные герои дебютных автоспортивных игр возвращались в паддок под щедрым итальянским дождем…

Российская команда на FIA Motorsport Games (слева направо): Илья Федоров, Денис Булатов, Клим Гаврилов, Ринат Салихов, Олеся Ващук и Владислав Бушуев

Первые FIA Motorsport Games получились необычными и интересными, а предложенный формат может дать новый толчок интереса к обычным гонкам, в то время как массового болельщика интересует только Формула-1. Самым сложным, скорее всего, будет поддержать интерес к «олимпиаде» на третий—четвертый год ее существования. Пока у организаторов автоспортивных игр нет крупного спонсора, они будут жить в Западной Европе — там, где в конце сезона еще тепло, а большинство потенциальных участников уже освободилось в своих основных сериях. Но появление больших денег может придать «олимпиаде» ненужную корпоративность, когда контракты станут важнее искренних эмоций, а спортивные чиновники — важнее самих спортсменов. Да и появление заводских команд с «платиновыми» пилотами тоже, скорее всего, будет здесь лишним. С другой стороны, организатор FIA Motorsport Games, Стефан Ратель, — большой специалист по развитию именно клиентских гонок, в которых хорошо спонсорам и интересно пилотам. Есть надежда, что он сможет найти необходимый баланс и справится с новым вызовом. Что же до следующей гоночной «олимпиады», то ожидается, что она пройдет в 2020 году на французской трассе Поль-Рикар.

FIA Motorsport Games 2019
Валлелунга (Италия), 1—3 ноября
Общий медальный зачет

Место Страна Золото Серебро Бронза
1 Россия 1   2
2 Австралия 1   1
2 Италия 1   1
3 Нидерланды 1    
3 Украина 1    
3 Япония 1    
4 Бельгия   2  
5 Германия   1  
5 Коста-Рика   1  
5 Польша   1  
5 Чехия   1  
6 Словакия     1
6 Финляндия     1

Рекомендованные статьи