Автоспорт в Казахстане: что нового?

Фото: Андрей Огай | Татьяна Дружинина | Юрий Еремин

Минувшая зима в казахстанском автоспорте не удивила гоночным разнообразием. Мы уже писали про внедорожные соревнования на Кубок Николая Маслова, которые прошли в декабре в Алма-Ате, и петропавловский этап Кубка Урала и Сибири по трековым гонкам. Ну а главным зимним событием этого года стал юбилейный ралли-спринт Самурык, участники которого уже в десятый раз вывели свои автомобили на гладь замерзших водоемов Центрального и Северного Казахстана. Несколько лет назад эта ледовая серия получила статус Кубка Казахстана и стала главным местом зимнего притяжения раллистов. Несмотря на заметный спад в этой дисциплине автоспорта, были проведены три из четырех запланированных этапов Самурыка: кроме стартовых и финальных баталий на озере Талдыколь в Астане, состоялся и ледовый ралли-спринт в Павлодаре. И лишь гонку в Кокшетау, увы, так провести и не удалось.

Что такое ралли-спринт по-казахстански? Рассмотрим на примере финальной гонки сезона в Астане. Ее организаторы предложили спортсменам два ледовых спецучастка, один из которых был скоростным, а второй изобиловал множеством поворотов. Состязания проходили в категориях Junior, Стандарт, ICE PRO mono и ICE PRO 4×4. Стоит отметить, что заметно выросла популярность двух последних, «каркасных» классов, где разрешено применение спортивных шипованных шин. Ну а всего на финал кубковой серии приехали более 50 экипажей из восьми областей Казахстана!

На трассе Самурыка — столичный экипаж Андрея Амелина и Фархада Салихова

Сильнейшими в категории ICE PRO 4×4 в Астане стали алмаатинцы Петр Бородин и Роман Чепрасов (Subaru Impreza), знакомые российским зрителям по выступлениям в последних розыгрышах столичного Rally Masters Show. А в классе ICE PRO mono в третий раз за сезон не оставили шансов соперникам Денис Аксенов и Нурпеис Конысбаев на Peugeot 208.

Что касается итогов всего юбилейного сезона, то в личном зачете «профессиональных» классов главные призы, переходящие гладиаторские шлемы, достались спортсменам из Астаны.  В зачете ICE PRO 4х4 их обладателями впервые стали Андрей Амелин и Фархад Салихов (Mitsubishi Lancer Evo VIII). А вот Денис Аксенов в классе ICE PRO mono, штурманом у которого был Нурпейс Конысбаев, завоевал такой приз уже во второй раз. Интересно, что в случае третьей победы спортсмена в серии, стальной шлем останется на постоянной основе у победителя, а организаторы на будущее закажут его точную копию. Таким образом, Денису Аксенову достаточно еще один раз выиграть Самурык для того, чтобы стать полноценным владельцем почетного трофея.

Денис Аксенов и Нурпеис Конысбаев

Нелишне напомнить, что в былые годы зимой Астане не раз стартовал и чемпионат Казахстана по ралли. Однако после 2014 года он пребывает в перманентном кризисе. Что же ждет раллистов этим летом? Не так давно инициативной группе спортсменов удалось согласовать с Федерацией автомотоспорта республики проведение трехэтапного Кубка Казахстана. Понижение статуса не должно никого сильно пугать — ведь еще зимой казалось, что в этом сезоне раллийных гонок в стране не будет вовсе! Уже в прошлом году чемпионат прошел по сильно сокращенной программе, а в межсезонье организаторы не спешили подавать заявки на проведение этапов. Пока известно, что 7-8 мая неподалеку от Алма-Аты состоится ралли Сапсан, посвященному Дню Победы и Дню защитника Отечества. Что касается остальных этапов Кубка Казахстана, то здесь конкретики пока нет.

Спецучастки ралли Сапсан отличаются большой «прыгучестью». На фото — Mitsubishi Lancer Evo IX Антона Ли и Павла Крутских

Одной из главных надежд гоночного Казахстана по-прежнему является автодром Sokol, расположенный в окрестностях южной столицы республики. Здесь уже несколько лет строится большая кольцевая трасса и уже введены в действие картодром, дрэг-стрип и площадка для дрифта. Картодром, на трибунах которого в межсезонье появились сидячие места, пока используется не только для проката и нечастых профессиональных гонок, но и для трек-дней, которые проводятся каждую неделю и собирают два-три десятка участников на самой разношерстной технике.



Сейчас на Соколе можно встретить как немолодые автомобили без какой-либо подготовки, так и быстрые спорткары вперемешку с раллийными машинами. Например, купе Honda CRX кроссмена и раллиста Дениса Глушкова, который показал в одной из последних гонок второе время в «моноприводе». Что касается строительства на Соколе большой кольцевой трассы, которое заметно активизировалось в прошлом году, то уже в этом сезоне здесь должны начаться работы по укладке асфальта. А это дает надежду на то, что уже через год на первом казахстанском автодроме можно будет проводить не только полноценные трек-дни, но и серьезные автомобильные и мотоциклетные соревнования.

В прошлом году на Соколе заметно продвинулись работы по строительству паддока и кольцевой трассы

Ну а главным автоспортвным событием в гоночной жизни республики в этом году должно стать проведение на берегах Каспийского моря, в районе городов Актау и Жанаузень, этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Старт гонки будет дан 20 мая, а финиширует первая в истории мировая гонка на казахстанский земле через неделю, 27 мая. В ходе марафона его участникам предстоит преодолеть 2500 километров, из которых 1852 будут «боевыми».

Рекомендованные статьи