По сайранскому счету: чем завершилась старейшая внедорожная гонка в Казахстане?
Зимние гонки на озере Сайран в Алма-Ате уже давно снискали популярность у казахстанских любителей автоспорта. Еще в конце прошлого века здесь ежегодно строилась временная кроссовая трасса, где вызов местным гонщикам не раз бросали спортсмены из российских Новосибирска и Омска. А в 1997 году сибиряки Игорь Серов и Александр Бояркин даже выиграли в южной столице Казахстана призовые «восьмерки»!
Одновременно с кроссменами в северной и центральной части Сайрана в те времена вели отдельное сражение и экипажи на внедорожниках, а понаблюдать за заездами собиралось до 15 тысяч зрителей. Как правило, соревнования проходили 16-17 декабря и были посвящены казахстанскому Дню Независимости. Ну а организатором этого масштабного действа был президент алмаатинской федерации автоспорта Николай Маслов, который даже в самые непростые годы находил средства не только на проведение соревнований, но и на хорошие призы. Да и сам Николай не раз выигрывал декабрьские заезды на своем видавшем виды ГАЗ-69...
В конце 90-х на Сайране проходили не только заезды внедорожников, но и соревнования по автокроссу
После того, как Маслова не стало, дело Николая продолжили его друзья и последователи. Теперь на Сайране разыгрывается переходящий Кубок его имени, а сами гонки стали международными — за счет участия в них спортсменов из Кыргызстана. Не раз бывало, что соседи увозили Кубок Николая Маслова в Бишкек — но, как правило, на следующий год казахстанцы вновь возвращали домой почетный трофей. А вот автокросс в окрестностях Алма-Аты со временем сошел на нет: акценты в этой гоночной дисциплине полностью сместились на север страны — в Кокшетау, Петропавловск, Павлодар и Костанай.
Посмотреть на заезды внедорожников в этом году собралось несколько тысяч зрителей
Поначалу внедорожные гонки на Сайране представляли собой соревнования на чистое время прохождения дистанции. Но потом им на смену пришли совместные старты — как в автокроссе. Этот зрелищный формат, который организаторы назвали джип-спринтом, позволил вновь привлечь большую зрительскую аудиторию. В то же время, в отличие от кроссовых заездов, контактная борьба у внедорожников совсем не в почете — хотя изредка неумышленные столкновения все-таки бывают.
Обгоны на внедорожной трассе, как правило, проходят без контактов
Трасса соревнований на «осушенном» под зиму озере почти каждый год бывает разной — ее конфигурация зависит от того, как изменили за лето подводный рельеф течения. В начале века на дне Сайрана было больше песка, но в последние годы внедорожникам, как правило, приходится месить тяжелую грязь с илом. В результате массовые «завалы» уже давно стали обязательным атрибутом декабрьских гонок.
Заторы во время гонок на Кубок Маслова случались регулярно. Да и объехать «утонувших» и в прошлом году (на фото) удавалось немногим...
За пару недель до старта соревнований, посвященных 25-летию независимости Республики Казахстан, казалось, что гонка на Сайране в кои-то веки будет по-настоящему зимней. В конце ноября Алма-Ату завалило почти полуметровым слоем снега, да и непривычно холодная для этих широт погода не спешила покидать регион. Однако первая половина декабря выдалась очень теплой и сугробы почти растаяли. Небольшая минусовая температура в ночь перед гонкой все же позволила участникам категорий Стандарт и Туризм проехать часть дистанции по довольно жесткому грунту. А вот в категориях Спорт (специально подготовленные автомобили или прототипы), и Абсолют (в которой получили право выступить абсолютно все участники, выходившие на старт ранее) гонщики хлебнули лиха по полной программе.
Участники в категории Туризм стартовали по еще не сильно разбитой трассе
Если заезды в Туризме длились полчаса, то «спортсменам» и участникам категории Стандарт давалось на определение победителя уже 40 минут. Ну, а решающий заезд Абсолюта за почетный переходящий трофей Николая Маслова, который всегда на Сайране был главным гоночным блюдом, длился уже целый час.
Борьба на старте Абсолюта была весьма плотной
Участники категории Туризм смогли закончить заезд, не только не разбив трассу, но даже сильно не «перекрасив» свои почти стандартные внедорожники в цвет сайранской грязи. А вот в Стандарте уже появились первые засевшие: несколько автомобилей пришлось эвакуировать после финиша. Здесь победу одержали Рустам Даиров и Муслим Кадыров, а среди «туристов» самым быстрым стал другой казахстанский экипаж на внедорожнике Toyota Land Cruiser 70, Михаил Пящик и Сергей Вараксин.
Если на первых кругах участники Спорта и Абсолюта еще подлетали на трамплинах, то к середине гонки оставшиеся в строю уже берегли технику
В категории Спорт начало заезда получилось весьма зрелищным: сразу несколько прототипов на полной скорости подлетели к первому трамплину и совершили эффектные прыжки. Однако уже минут через пятнадцать после старта трасса оказалась полностью перекрытой застрявшими в иле машинами! В итоге лидерам пришлось вытягивать соперников из грязи, чтобы расчистить себе траекторию и продолжить гонку. Последнюю застрявшую машину пришлось в течение получаса буквально откапывать экскаватором! В итоге в этой категории зачет получили лишь пять экипажей. Победу здесь одержали алмаатинцы Ихсан Калиламбеков и Александр Дудкин на прототипе. Серебро — у сборного экипажа из Караганды и Астаны в составе Сергея Грица и Дмитрия Лоя. А на третью ступень пьедестала поднялись еще одни хозяева трассы, Дмитрий Гончаренко и Александр Поляцкий.
Будущие обладатели Кубка Николая Маслова, Евгений Кузнецов и Илья Альгин, и их прототип, построенный на агрегатах от Тойоты
В зачете Абсолют до финиша удалось добраться лишь нескольким участникам: кто-то «утопил» свой автомобиль в грязи, а кто-то просто сошел с дистанции из-за технических проблем. И только экипаж на прототипе из Бишкека в составе Евгения Кузнецова и Ильи Альгина провел гонку в отличном темпе, обогнав большинство соперников на несколько кругов. Именно они и увезли Кубок Николая Маслова в Кыргызстан. Обладателями серебра стали Дмитрий Гончаренко и Александр Поляцкий, также преодолевшие 35 кругов, но отставшие от победителей на две с лишним минуты. А вот занявший третье место экипаж Рустама Даирова и Муслима Кадырова, который ранее первенствовал в Стандарте, накрутил за час лишь 16 кругов!
Несмотря на то, что в последние годы декабрьскую гонку на Сайране почти всегда называли последней, пока что организаторам удается решать вопросы по проведению соревнований именно в этом месте. Надеюсь, что и Фестиваль внедорожного спорта, посвященный 25-летию независимости Республики Казахстан, не поставит точку в истории этого действительно масштабного события.