«Ладога-трофи 2019»: внедорожный интернационал

Фото: Мария Панкова

Одним из самых ярких и масштабных гоночных событий июня на северо-западе страны стал легендарный внедорожный фестиваль «Ладога-трофи», который проводился в этом году вот уже в 23-й раз. В течение недели спортсмены боролись с болотами и сложным рельефом спецучастков, расположенных вокруг Ладожского озера.

На торжественной церемонии открытия гонки, которая вновь прошла на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга, собралось более 150 экипажей. Калининград и Владивосток, Апатиты и Апшеронск, Златоуст и Великие Луки — география участников Ладоги, как всегда, поражала. По доброй традиции побороться с россиянами за памятные кубки приехали экипажи из стран Прибалтики, Грузии, Польши, Бельгии, Германии, Финляндии, Беларуси и Казахстана. Одной из причин столь большого количества зарубежных участников были не только интереснейшие трассы, но и то, что в рамках фестиваля второй год подряд проводится чемпионат Европы по спортивному автотуризму.

Не менее интересной была и техника, представленная на старте. Наряду со стандартными полноприводными автомобилями к гонке готовились уникальные транспортные средства повышенной проходимости: Шерп, Крамбл, Арго, шестиколесные квадроциклы. Помимо них, на площади собралось немало внедорожников различного уровня подготовки: с минимальными изменениями в конструкции (категории ТР-1 и Adventure), с более существенными доработками, но со все еще читаемыми чертами серийной модели (ТР-2 и Euro) и настоящие суперкары бездорожья — прототипы свободной конструкции из зачетов Прото, ТР-3 и Adventure Open.

Гусеничный Арго, один из завсегдатаев Ладоги

Сразу же после торжественного старта участники отправились на первый спецучасток — в Путилковский карьер неподалеку от Северной столицы. Организаторы приготовили три петли — по одной для каждого типа спортивных категорий. Крутые склоны со слабым грунтом, обводненные участки заброшенного карьера — легкой прогулки даже в «разминочный» день не обещал никто. Тем не менее всего десять экипажей не смогли преодолеть финишную черту. Безоговорочно лучшее время спецучастка показал прибалтийский экипаж Тарво Клаасимяе и Айгара Зейзы из категории Прото: спортсменам потребовалось всего 16 минут на преодоление карьерной петли. Ближайшие преследователи — польско-российский экипаж Марчина Лукашевски и Павла Емелина (также из категории Прото) отстал на восемь минут. А в среднем экипажам потребовалось на преодоление спецучастка около часа.

Москвич Максим Бутенко на трассе пролога

После легкой карьерной разминки участников ждал знаменитый Вепсский лес. Тот самый, о котором ходят легенды среди фанатов внедорожных соревнований. Тяжелейшие лесовозные колеи, обводненные гати, непростые болота… Но на этот раз вместо 48 часов вепсского нон-стопа все самое интересное было уложено в два спецучастка, один из которых также был скоростным кольцом. Главной неожиданностью дня стал незачет у представителей одной из команд-фаворитов категории Adventure Open — Сергея Жулябина и Ильи Воеводы. Из-за технических проблем экипаж не смог финишировать, что привело к существенному снижению шансов на победу: в категориях Адвенчер побеждает тот, кто преодолел наибольшее количество спецучастков, показав при этом на ключевом (Челлендже) наименьшее время. Также судьи приняли решение уравнять результаты второго дня для всех представителей зачета Прото. Из-за невозможности проверки треков одного из экипажей по техническим причинам спортсменам поставили норматив за оба спецучастка.

Третий соревновательный день представлял собой ладожскую «классику»: спецучастки «Тропа лесоруба» и «Церковь». Все те же лесовозные колеи, все те же гати и грязь, плюс немного болот — сохранив суть испытаний, организаторы в этом году лишь несколько изменили трассы. Но «классика» далась участникам непросто: практически четверть стартовавших не смогла преодолеть спецучасток. Более того, один из дальневосточных прототипов под управлением Евгения Морозова и Никиты Неупокоева смог выйти из болота лишь на следующий день! В то же время спортсменам из категории Прото, идущим по той же самой трассе, понадобилось лишь около трех часов на преодоление спецучастка: сказалась существенная разница в весе машин и ладожского опыта у пилотов.

Четвертый день марафона ознаменовался стартом из нового лагеря: караван гонки переехал в Карелию, полюбившуюся участникам за сказочные пейзажи и интересные рельефы, отлично сочетающиеся с заболоченными местами и непростыми бродами. Спортсменам предстояло преодолеть спецучасток Химатсо, визитной карточкой которого были каменистые гребни — по их узким вершинам надо было пробираться между деревьев. К слову, незадолго до Ладоги в том же регионе прошел второй этап чемпионата России по трофи-рейдам, что существенно облегчило спортсменам поиск правильных траекторий: многие проезды и срезки были уже накатаны. К сожалению, сложности в предыдущий день значительно проредили пелотон: на старт спецучастка не вышел ни один прототип категории ТР-3, а в ТР-1 и ТР-2 осталось лишь по одному экипажу.

В то же время в самом «проходимом» зачете Прото началась борьба за секунды и игра в кошки-мышки: из-за прокола колеса прибалтийский экипаж Тарво Клаасимяе потерял полчаса в третий день, чем воспользовался поляк Марчин Лукашевски, вырвавшийся в лидеры зачета. Прибалтам не оставалось ничего, кроме как выкладываться по полной, чтобы отыграть упущенное. Как результат — преимущество в две минуты на финише спецучастка перед польским прототипом. В остальных категориях борьба шла заметно менее острая: участникам Адвенчер-зачетов необходимо было спокойно преодолеть сложную трассу, с чем они в большинстве своем и справились.

Обилие воды и каменистых склонов — характерная черта карельских спецучастков

В пятый день спортсменов ждал спецучасток Умасойя, частично повторявший трек предыдущего дня. Передохнув после непривычных болот, в строй вернулись дальневосточные экипажи, справились с техническими сложностями и многие другие: экватор гонки успешно пересекло более половины участников. Наиболее интересная борьба развернулась в зачете Прото: Марчин Лукашевски взял реванш, обогнав Тарво Клаасимяе на четыре минуты. А вот в «начальных» категориях ТР-1 и ТР-2 гонку продолжало лишь по одному экипажу — соответственно эстонцы Индрек Никке и Велло Руно (Land Rover Defender) и петербуржцы Алексей Курган и Алексей Перфильев на УАЗе. Им необходимо было лишь спокойно финишировать на оставшихся спецучастках, чтобы оформить победу в гонке.

Павел Емелин, штурман Марчина Лукашевски, решил воспользоваться треками с прошедшего в Карелии чемпионата России. Однако существенно более высокий уровень воды вынудил экипаж вернуться и пойти накатанным путем

Шестой день, включавший в себя один из тяжелейших спецучастков «Роки лейк», существенно проредил ряды участников. Большие подвижные камни, огромные валуны и глубокие броды, наложенные на накопившуюся усталость, привели к тому, что зачет за спецучасток в категории Adventure получил лишь один из восьми экипажей — эстонцы Антс Райт с Урмасом Рейнисом. В дуэли прототипов этот день остался за прибалтийскими спортсменами: две отыгранные минуты позволили им немного наверстать отставание от польско-российского дуэта.

Вернувшиеся в строй дальневосточные экипажи на каменистых склонах чувствовали себя как в родной стихии

Финалом гонки стал Челлендж — три насыщенных спецучастка с обязательными перерывами на отдых, на прохождение которых давалось 24 часа. Последний рывок, который решал многое: так, в категориях Adventure и Adventure Open именно по сумме времен на Челлендже определялся победитель, да и в остальных зачетах зачастую именно суточная гонка меняла расклады. Все готовились к красочной битве и к стратегическим играм штурманов — некоторые точки можно было пропускать, получив за них небольшой временной штраф. И трассы спецучастков к этому располагали: классические Бобры, на которых запруды с протоками перемежались с практически отвесными подъемами и спусками, Белокаменное, славящееся своим тяжелым рельефом, и Виндфолл, в котором рельефные участки чередовались с тяжелыми колеями.

Усталость на Челлендже приводила к тому, что некоторые спортсмены забывали включать трек-логгеры. Из-за этого им приходилось возвращаться к старту СУ, а после нагонять потерянное время

Одним словом, организаторы сделали все, чтобы победили сильнейшие, показав все свои умения. И быстрейшие экипажи действительно боролись за каждую долю секунды. Так, в Прото два лидера прошли все спецучастки буквально колесо в колесо: Марчин Лукашевски не отпускал Тарво Клаасимяе далеко от себя, что позволило ему выиграть заветный кубок. Не менее интересная борьба шла и в зачете Adventure: опытнейших Дмитрия Виноградова и Максима Абметку на финише Бобров разделило всего 19 секунд! А вот Константин Данов, победитель в категории Adventure Open, сумел опередить ближайшего преследователя практически на час. В категории ТР-3 лучшее время показал белорусский экипаж Владимира и Михаила Лукьяновичей, выступавших на прототипе — чемпионе России 2018 года. В ТР-1 Индрек Никке и Велло Руно спокойно завершили гонку, заслуженно поднявшись на высшую ступень в своей категории, в ТР-2, несмотря на отказ от участия в Челлендже, победу одержали Алексей Курган с Алексеем Перфильевым.

В отличие от Карелии, уровень воды на знаменитых Бобрах был несколько ниже, чем в прошлые годы. Однако решились преодолеть этот участок лишь единицы — остальные экипажи предпочли получить большую пенализацию за невзятие обязательной точки

23-я по счету Ладога завершилась, подарив поклонникам бездорожья множество незабываемых моментов. А вместо постскриптума хочется сказать вот что. Казалось бы, трофи-рейды и экология — слабо совместимые понятия. Однако Ладога с этой точки зрения приятное исключение. В нынешнем году организаторы отказались от традиции запускать шары на Исаакиевской площади, а во время разведки маршрута с территории базовых лагерей было вывезено немало мусора, оставленного там до того рыбаками и отдыхающими. В ходе гонки и прокладки трасс отремонтировали и восстановили несколько мостов, а пилоты и штурманы принимали участие в акциях по посадке деревьев в своих регионах. И это лишь малая толика того, что делали спортсмены для сохранения нашего общего достояния — окружающей природы.

«Ладога-трофи 2019». Итоговые результаты
Категория ТР-3

Место Экипаж Город/Страна Автомобиль Время
1 В. Лукьянович/М. Лукьянович Беларусь Фантомас 44:58.41
2 В. Воробьев/А. Круткин Владивосток Suzuki Jimny 49:57.03
3 Е. Морозов/Н. Неупокоев Владивосток Ultra 4 50:10.58

Категория Adventure

Место Экипаж Город/Страна Автомобиль Время
1 Д. Виноградов/О. Виноградова Санкт-Петербург Нива Попугай 5:14.15
2 А. Рйт/У. Рейнис Эстония Suzuki Samurai 5:33.54
3 М. Абметка/Д. Юнчик Беларусь Land Rover Defender 5:44.32

Категория Adventure Open

Место Экипаж Город/Страна Автомобиль Время
1 К. Данов/Е. Кудин Апатиты Темная лошадка 7:15.48
2 А. Алексеев/С. Милотаев Пенза F1 8:14.17
3 А. Ведерников/В. Гладков/С. Доронин Санкт-Петербург Злой кот 9:01.29

Категория Proto

Место Экипаж Город/Страна Автомобиль Время
1 M. Лукашевски/П. Емелин Польша/Россия Volkswagen Amarok 28:06.50
2 Т. Клаасимяе/А. Зейза Эстония/Латвия Honda T4 28:26.17
3 А. Поликарпов/И. Поликарпов Санкт-Петербург Паук 34:47.22

Категория Euro

Место Экипаж Город/Страна Автомобиль Время
1 Д. Абушкевич/А. Мелихов/А. Мелихов Беларусь УАЗ Хантер 20:31.43
2 А. Логинов/С. Толстяков/В. Фельдман Санкт-Петербург Jeep Wrangler 25:20.51
3 Б. Малания/Ф. Факадзе/Р. Треногин Грузия Toyota Land Cruiser 80 27:54.15

Рекомендованные статьи