Кубок Маслова и не только: чем запомнился минувший гоночный год в Казахстане?

Фото: Юрий Еремин

Автоспортивный сезон у наших казахстанских соседей по традиции завершала декабрьская битва внедорожников на озере Сайран в Алма-Ате — соревнования на Кубок Николая Маслова. О них — чуть ниже, а в начале вспомним, какие еще интересные события происходили в гоночной жизни республики.

Гвоздем сезона, безусловно, стало ралли Казахстан — майский этап Кубка мира по ралли-рейдам. Шестидневный марафон в окрестностях города Актау привлек внимание не только мировых звезд на внедорожниках, но и ведущих российских «грузовых» команд — свои машины на старт выставили заводские коллективы КАМАЗа и ГАЗа. Внедорожное ралли Казахстан сохранит свое присутствие в календаре Кубка мира и на 2019 год — гонка на западе страны пройдет с 26 мая по 1 июня.

После большого спада и отмены чемпионата Казахстана по классическому ралли постепенно намечаются положительные тенденции и в этой гоночной дисциплине. В этом сезоне в окрестностях Алма-Аты были проведены уже четыре этапа Кубка MobilEx по ралли-спринту. Ну а прошлой зимой в центральных и северных областях республики в очередной раз с успехом прошел многоэтапный Кубок Казахстана по ралли-спринту Самурык. Эту серию, к слову, выиграл алма-атинский субарист Петр Бородин, знакомый российским болельщикам по победе на московском Rally Masters Show 2017 года.

Победителями Кубка MobilEx в полноприводном классе «РК Про» стали братья Геннадий и Алексей Павловы

Автокросс в Казахстане сегодня культивируется в основном на севере и в центре страны. В южных и юго-восточных регионах соревнования, увы, не проводятся — хотя техники, которая потенциально может принять участие в гонках, еще осталось немало. Главное событие кроссового сезона — открытие новой трассы в Кокшетау: в ноябре на ней был разыгран Открытый Кубок Акмолинской области, командную победу в котором одержали российские спортсмены из Омска.

Что касается асфальтовых дисциплин, то здесь стоит отметить успешно прошедшие многоэтапные чемпионаты Казахстана по картингу и дрифту, базой которых стал спортивно-технический комплекс Sokol в окрестностях Алма-Аты. Параллельно с проведением соревнований на этом автодроме продолжается строительство большой трассы для кольцевых гонок, а также трибун и боксов для обслуживания спортивных машин.

Но вернемся в декабрьскую Алма-Ату. Напомню, что начало гонкам на озере Сайран было положено еще во второй половине 90-х, когда энтузиасты под руководством президента алма-атинской федерации автоспорта Николая Маслова делали первые шаги, возрождая автоспорт в южной столице республики и в стране в целом. Тогда соревнования на День Независимости Казахстана привлекали огромное количество зрителей, а больше всего любителей автоспорта (около 15 тысяч человек) собралось на Сайране в 1997 году, когда в кроссовых гонках были разыграны две новеньких «восьмерки». Тогда обе они отправились в Россию: победы в своих заездах одержали новосибирцы Игорь Серов на ВАЗ-2108 и Александр Бояркин на багги.

Николай Маслов за рулем своего ГАЗ-69 во время соревнований на Сайране в конце 90-х

Со временем автокросс на Сайране окончательно уступил место состязаниям на внедорожниках. А с 2017 года соревнования на переходящий Кубок Маслова проводятся уже в двухдневном формате. После того, как к владельцам автомобилей с колесной формулой 4х4 присоединились гонщики на квадроциклах, мотовездеходах и грузовиках, в один короткий декабрьский световой день все заезды теперь уложить просто нереально.

Вот и в этот раз в субботу прошли четыре заезда на внедорожниках, тогда как в воскресенье на песок и ил высохшего озера вышли экипажи на грузовиках, SSV и ATV. Ну а на десерт организаторы впервые преподнесли зрителям битву автомобилей в стиле «гонок на выживание» — Derbi Ring.

Грязи на Сайране было не так много, как в предыдущие годы, но это не значило, что «засад» на трассе не оказалось вовсе. Основным камнем преткновения для участников стали крутые песчаные подъемы и спуски, да и бродов в этот раз было ощутимо больше обычного. Небольшой температурный «плюс» сделал покрытие менее жестким, чем годом ранее, однако местами дорожка стала весьма скользкой.

Для экипажей на внедорожниках были подготовлены три трассы разного уровня сложности. В самой младшей категории «Туризм», где стартовали практически серийные джипы, дистанция была достаточно простой, а ситуация в группе лидеров не раз менялась по ходу получасовой гонки. В итоге ее победителями стали алма-атинцы Артур Номейка и Александр Тубольцев.

Водных преград было много даже у «туристов», выступающих на серийных внедорожниках

В заезде более продвинутой категории «Спорт 1» запомнился переворот одного из фаворитов. Еркен Курбанов и Дмитрий Емелин, представляющие город Тараз, не смогли найти идеальную траекторию на подъеме после брода и «положили» свою ярко- желтую Тойоту на крышу (на заглавном снимке). Ну а победителями заезда стали хозяева трассы Михаил Пящик и Сергей Вараксин, которые годом ранее отличились на Кубке Маслова в зачете «Туризм».

Участникам категории «Спорт 2» была подготовлена самая сложная трасса, и на ней не было равных алма-атинцам Сергею Гончаренко и Руслану Ахмудову, которым удалось семь раз взять почти отвесную песчаную стену. Она-то, к слову, и стала для многих спортсменов главной «засадой» на пути к финишу.

Старт заезда в категории «Спорт 2»

Главное внимание болельщиков в субботу было приковано к заезду категории «Абсолют», в котором могли принять участие все желающие побороться за переходящий трофей, Кубок Маслова. Дистанцию они проходили практически ту же, что и участники зачета «Спорт 2», но в противоположном направлении, поэтому неприступный подъем стал двухметровым обрывом. Но вовсе не это препятствие омрачило ход главного заезда соревнований. Гонщику из Талдыкоргана Азамату Абдугали, сражавшемуся в группе лидеров, незадолго до финиша 17-круговой гонки стало плохо. Увы, спасти его медикам так и не удалось — по предварительным данным, причиной смерти пилота стала тромбо-легочная эмболия.

Из-за этого несчастного случая награждение по итогам первого дня было перенесено на воскресенье. А главный приз, Кубок Маслова, в этот раз не пришлось передавать вовсе. Его вручил сам себе прошлогодний победитель главного заезда, пилот прототипа Ихсан Калиламбетов, штурманом которого был Александр Дудкин.

После небольшого ночного снегопада, который, впрочем, не внес серьезных корректив в качество покрытия, в бой вступили грузовики, легкие багги и квадроциклы. Ну а под занавес воскресного дня впервые в рамках Кубка Николая Маслова состоялись заезды Derbi Ring.

Владимир Тен и Александр Литвинов на своем «131-м» вышли победителями из битвы грузовиков

Среди участников «гонок на выживание» можно было увидеть чемпионов Казахстана по классическому ралли и автокроссу Дмитрия Плясова и Вячеслава Дегтева. Всего же на «дерби» вышли 15 участников. Главный приз в итоге разыграли муж и жена Александр и Ирина Осинцевы. Зеленый Иж-2125 Комби Александра получил немало шрамов и вмятин, но смог-таки привезти своего пилота к победе. Стоит отметить, что кроме наград за дубль в «дерби» семейный экипаж Осинцевых получил призы и в основных заездах, где Александр и Ирина выступали на прототипе Nissan Patrol, построенном с использованием шасси от ГАЗ-66!

В дебюте гонки грузовиков хорошо стартовала Наталья Егорова, выступавшая вместе с Александром Телепневым. Однако добраться до финиша ей не удалось — ГАЗ-66 спортсменки замер на трассе из-за технических проблем. Итоговую победу в грузовом зачете одержали Владимир Тен и Александр Литвинов на ЗИЛ-131, выигравшие сражение у двух оставшихся в строю экипажей на Уралах. Что же касается заездов на SSV и ATV, то здесь главным героем стал Сергей Красюков, который в итоге дважды поднялся на верхнюю ступень пьедестала!

Рекомендованные статьи