Арабское дело: почему казахстанский этап стал ключевым в Кубке мира по ралли-рейдам?

Фото: команды-участницы | организаторы

В этом году Казахстан принимал пятый из одиннадцати этапов Кубка мира по ралли-рейдам — и гонка в окрестностях Актау стала своеобразным экватором серии. Кто оказался в шестидневном марафоне на коне, а кто, наоборот, за бортом главной внедорожной серии планеты?

Ралли Казахстан, как и год назад, проходило в окрестностях города Актау, на степных и пустынных просторах Мангыстауской области. В Прикаспии были спецучастки на любой вкус — и быстрые степные дороги, и песчаные барханы, и даже каменный триал! Старт гонке был дан на городской набережной Актау. В первый день был бросок на юг, к курорту Кендерли, затем прошли этапы на юго-востоке и востоке от Актау, в том числе «кольцевые» СУ вокруг поселка Сенек и города Жанаозен. Ну а в последние два дня гонка повернула на север. При этом трасса почти не повторяла дистанцию прошлого года, когда Казахстан впервые принимал у себя участников Кубка мира, а ее длина составила рекордные для нынешнего сезона 1867 «боевых» километров.

Напомню, что первые очки главной внедорожной серии планеты были разыграны еще зимой в Карелии, на бахе Северный лес. Там уверенную победу одержал катарец Насер Аль-Аттия (Toyota Hilux) — и тогда казалось, что победитель Дакара-2015 отправился на легкую охоту за очередным титулом обладателя Кубка мира. Однако дальше все пошло не по плану. Март мастера ралли-рейдов провели в Объединенных Арабских Эмиратах, где состоялись сразу две песчаные гонки — и Насер из-за обострившихся политических противоречий между Катаром и ОАЭ был вынужден пропустить их обе!

В этом году организаторы ралли Казахстан предусмотрели грузовой зачет, которого нет в Кубке мира

После короткой двухдневной бахи в Дубаи, где первенствовал поляк Якуб Пшигоньски на заводском Mini JVW Rally, прошел полноценный ралли-рейд в Абу-Даби. Там Якуб был вторым, уступив победу экс-раллисту из Чехии Мартину Прокопу, который выступал на частном прототипе Ford F-150 Evo. На четвертом этапе, который состоялся в апреле в Катаре, вновь не было равных Пшигоньски. А куда же, спросите вы, смотрел многократный победитель домашней гонки Аль-Аттия? Насер уверенно лидировал и в этот раз, но сошел в финальный день из-за поломки двигателя на своей Тойоте…

Дюны Прикаспия преподнесли экипажам немало сюрпризов

Таким образом, марафон в Казахстане с двойным начислением очков был, по сути, последней возможностью для Насера переломить ход Кубка мира — ведь дальше в календаре были сплошь короткие бахи с коэффициентом «1». Но вместо этого, выиграв «нулевой» спецучасток в Актау, Аль-Аттия встал на следующем допе из-за новой поломки мотора! Эмоции победителя Дакара и его французского штурмана Матье Бомеля легко понятны по этому фото…

После фиаско главного фаворита «выстрелил» другой араб — Язид Аль-Раджи, который пилотировал прототип Mini JCW Rally. В дальнейшем пилот из Саудовской Аравии продолжал наращивать преимущество, первенствовав на четырех этапах. Лишь на СУ3 и СУ5 он показал время за пределами первой тройки, что, впрочем, не помешало Аль-Раджи впервые с 2014 года выиграть этап Кубка мира. По итогам марафона Язид опередил лидера общего зачета серии, Якуба Пшигоньски, на 4 минуты и 7 секунд. Однако поляк, несмотря на финиш на второй позиции, только укрепил свое лидирующее положение в Кубке мира, так как для победителя гонки это были первые зачетные очки в этом сезоне.

Победив в Казахстане, Язид Аль-Раджи сразу же поднялся на четвертое место в общем зачете Кубка мира

Заметной фигурой был в Прикаспии и Владимир Васильев — единственный россиянин, выступающий в Кубке мира на постоянной основе. До этого маститый петербуржец, выступающий на частном Mini, неизменно поднимался на подиум по итогам гонок — до старта в Актау в его активе было два серебра и две бронзы. Продолжил Владимир эту приятную традицию и в Казахстане, где он из-за прошлогодней травмы позвоночника стартовал впервые. За исключением двух СУ, Васильев закончил все этапы в первой тройке, а по итогам гонки петербуржец завоевал бронзу, закрепившись на второй позиции в общем зачете Кубка мира. От победителя россиянин отстал на 7 минут 25 секунд, а вот закончивший гонку четвертым Мартин Прокоп оказался еще в 24 минутах позади.

Владимир Васильев и Константин Жильцов на финишном подиуме в Актау

В первой десятке ралли Казахстан завершили еще три российских пилота: Виктор Хорошавецев (Mini JCW Rally) показал шестой результат, Андрей Рудской (G-Force BARS) — восьмой, а Денис Кротов (BMW X3) — девятый. Их всех по ходу гонки опережал петербуржец Борис Гадасин, однако в финальный день разработчик прототипов G-Force сошел из-за поломки подвески. Зато порадовал на финише Константин Иванов — москвич, выступающий на дизельном внедорожнике Toyota Land Cruiser, стал победителем гонки в «серийной» категории Т2.

Виктор Хорошавцев и Дмитрий Павлов впервые выступали на заводском Mini

В грузовом зачете победу одержал экипаж газодизельного КАМАЗа под началом москвича Сергея Куприянова, который показал 11-е время в абсолюте. А вот второму пилоту дружины из Набережных Челнов, Андрею Каргинову, не повезло — по ходу гонки он получил 100-часовой штраф из-за поломки коробки передач. Наконец, в классе Национальный, где перед июльским ралли-марафоном Шелковый путь разминалась газовская команда, лучшим стал челябинец Алексей Игнатов на Газели Next, показавший 14-й (из 23 возможных) результат в общей классификации.

Победитель гонки в грузовом зачете — экипаж Сергея Куприянова

Из казахстанских спортсменов самым быстрым стал Ерден Шагиров (Toyota Hilux) — сын победителя марафона Africa Eco Race 2016 года Каната Шагирова замкнул десятку сильнейших в абсолюте. Стоит отметить и гостеприимного хозяина соревнований Марата Абыкаева — «играющий» президент Федерации Автомотоспорта Республики Казахстан завоевал серебро в зачете Т2.

Марат и Нурсултан Абыкаевы финишировали шестнадцатыми в абсолютном зачете

С берегов Каспийского моря путь участников Кубка мира по ралли-рейдам лежит в Европу, где с июня по начало сентября пройдут сразу четыре бахи — в Италии, Испании, Венгрии и Польше.

Кубок мира по ралли-рейдам
Положение среди пилотов после пяти этапов

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Якуб Пшигоньски Польша Mini 186
2 Владимир Васильев Россия Mini 143
3 Мартин Прокоп Чехия Ford 137
4 Язид Аль-Раджи Саудовская Аравия Mini 60
5 Ясир Сеайдан Саудовская Аравия Toyota 58
6 Хосе-Луис Пенья-Кампо Испания Polaris 42
       
13 Андрей Рудской Россия G-Force 16
14 Виктор Хорошавцев Россия Mini 16

Рекомендованные статьи