Внедорожная фиеста по-алма-атински: как Кубок Маслова вернулся в Казахстан

Фото: Юрий Еремин

Зимние соревнования внедорожников на Кубок Николая Маслова, о которых мы уже писали год назад, по-прежнему остаются одним из главных событий в мире казахстанского автоспорта. И в 2017-м организаторы декабрьских гонок в Алма-Ате сделали еще один шаг вперед — состязания на озере Сайран получили новый, двухдневный формат. В субботу все было, как обычно — четыре зрелищных заезда на машинах разной подготовки, в последнем из которых все желающие могли побороться за переходящий трофей, который целый год провел в соседнем Кыргызстане. А вот в воскресенье зрителей ждало много нового — на песок и ил озера Сайран вышли квадроциклисты, водители грузовиков, а также экипажи на болотоходах и самодельных транспортных средствах.

Subaru Forester Ивана Курдина уже не первый год радует зрителей породистым раллийным рыком, но до призов алма-атинцу в этот раз добраться не удалось

Небольшой «минус» в дни гонки сделал покрытие довольно жестким. Впрочем, снега накануне выпало совсем немного — и в итоге он оставался лишь на двух виражах и довольно длинной прямой, на которой удавалось отыграть кое-что тем экипажам, что не имели шансов на бездорожье. Казалось, что в этом году в заездах обойдется без традиционных завалов, однако озеро Сайран в очередной раз продемонстрировало участникам свое коварство!

Первыми на трассу по традиции вышли участники на стандартных внедорожниках, которые соревновались в категории Туризм. Дистанция для них была подготовлена не слишком сложная, но поддерживать высокий темп было непросто — замерзшая трасса оказалась очень жесткой для серийной подвески. В этих условиях лучший результат показали Михаил Прящик и Сергей Вараксин, выбравшие своим оружием внедорожник Land Cruiser Prado. А обладателями серебра стали обладатели еще одной Тойоты — Станислав Буганцев и Владислав Щербаков на Фораннере.

Toyota Михаила Прящика

Вслед за ними в бой ринулись участники категории Стандарт, заезд которых длился 40 минут. На их трассе появились такие труднопреодолимые препятствия, как земляной вал и вспаханная целина. Тем не менее, участников в этой категории было больше — в протоколах значились 17 экипажей. А их спор был настолько горячим, что порой дело доходило даже до контактной борьбы, которую в былые годы можно было наблюдать лишь у «спортсменов». Не избежали дуэлей «борт о борт» и победители в Стандарте, Еркен Курбанов и Дмитрий Емелин (Toyota Land Cruiser Prado). При этом они, пройдя по дистанции 24 круга, на целых два «витка» оторвались от Рустама Даирова и Муслима Кадырова, показавших второй результат.

После очередного усложнения трассы на старт вышли участники категории Спорт. Именно в этом заезде и произошел первый, пока еще небольшой завал. Огромные колеса подготовленных внедорожников размесили-таки в одном месте дно Сайрана до вязкого ила, однако большинство экипажей все же смогли преодолеть зачетную дистанцию. Победу здесь праздновал экипаж из Кыргызстана, на тот момент еще являвшийся обладателем Кубка Маслова. Правда в этот раз штурманом у Евгения Кузнецова был не Илья Альгин, с которым он завоевал почетный трофей в 2016-м, а Гайбулла Абдураинов. Стоит отметить, что гости из соседней республики прошли на пять кругов больше, чем показавшие второй результат Дмитрий Лой и Александр Иконен.

Прошлогодний обладатель Кубка Маслова, Евгений Кузнецов, смог первенствовать в категории Спорт, однако в «абсолюте» пилот из Кыргызстана до золота в этот раз не дотянулся

Главный заезд соревнований, где за Кубок Маслова решили побороться 23 экипажа из разных категорий, длился один час. В отличие от предыдущих гонок, его участники двигались к финишу против часовой стрелки. Это давало им шанс не застрять в раскатанном «спортсменами» болоте — теперь перед ним нужно было спускаться с уступа, а не подниматься из ила на него. Тем не менее, уже к середине заезда в этом месте остался лишь один свободный коридор, а когда до окончания гонки оставалось не так уж и много времени, узкое «горлышко» закупорилось окончательно! В итоге триумфаторами решающего заезда были признаны казахстанские спортсмены Ихсан Калимбетов и Александр Дудкин, которые смогли преодолеть 30 кругов и вернуть переходящий Кубок Николая Маслова на историческую родину.

Геннадий Скорик на почти стандартном пикапе Toyota Hilux нашел способ проскакивать по трассе там, где, казалось бы, у него просто не было шансов! На счету у отчаянного спортсмена — целых 20 кругов в главном заезде на Кубок Маслова

Второй день гонки был отдан на откуп мотоциклистам и пилотам на самой разнообразной спецтехнике. Такой формат был предложен зрителям впервые — и надо отметить, что приняли они его «на ура». В заездах категории ATV, где стартовали квадроциклисты, первенствовал Владимир Альбицкий из Талгара — постоянный участник российской внедорожной серии Can-Am X Race. А в категории SSV для экипажей на мотовездеходах первенствовали Андрей Малов и Евгений Ревин, которые ранее не раз стартовали в классическом ралли.

Однако, пожалуй, больше всего впечатлений на болельщиков произвела спецтехника. Для грузовиков был подготовлен труднопроходимый участок, который сразу же стал камнем преткновения для КрАЗа. Зато двухосный Mercedes под управлением Толегена Бозжанова и Евгения Шиянова с самого начала взял высокий темп и не позволил никому из соперников даже приблизиться на дистанцию атаки. Второй результат показали Олег Ратников и Виталий Тюлькин (ГАЗ-66), а вот третье место смогла завоевать пилотесса Наталья Егорова, выступавшая на ЗИЛ-131!

Сразу после финиша Наталье Егоровой пришлось накладывать гипс — помимо бронзы, пилотесса заработала перелом руки!

Главным гоночным блюдом воскресенья стал заезд категории Абсолют Спецтехника, где к грузовикам присоединились болотоходы и «самоделки». Здесь вновь самым быстрым стал Mercedes Толегена Бозжанова. А вот второе место досталось болотоходу под управлением Виктора Гвоздева, рядом с которым в штурманском кресле находился Юрий Куприянов.

В этот раз разговоров о том, что декабрьская гонка на Сайране проходит в последний раз, я уже не слышал, а новый двухдневный формат сделал внедорожную фиесту еще более интересной. Не исключено, что нововведения приживутся надолго, а соревнования спецтехники, которые пришлись по душе зрителям, будут собирать в будущем еще больше участников.

Рекомендованные статьи