Болота, бобры и скалы: чем в этом году запомнился международный трофи-рейд Ладога?

Фото: Мария Панкова

Вот уже третье десятилетие трофи-рейд Ладога удерживает российскую пальму первенства в номинации «Самое масштабное внедорожное приключение страны». И в этот раз детище петербуржца Юрия Овчинникова не изменило своему кредо: участникам предстояло за неделю преодолеть несколько сотен километров бездорожья по маршрутам, проложенным вокруг озера Ладога по самым живописным местам Карелии и Ленинградской области.


На старт вышло более двухсот участников в 15 зачетных категориях — принять участие в трофи-рейде мог практически любой владелец полноприводной техники. Кроме того, в рамках Ладоги в этом году разыгрывался чемпионат Европы по спортивному туризму на автомобилях, что привлекло внимание немалого числа иностранцев.

Впрочем, даже без учета участников из «туристических» классов стартовая ведомость пестрила яркими именами. Так, в категории ТР-1 (машины с минимальным уровнем подготовки) заявился петербуржец Виктор Столярчук на своем легендарном Дефендере, вернувшийся в большой спорт после годичного перерыва. Бороться с ним предстояло амбициозным саратовцам Игорю и Сергею Богословским, которые буквально ворвались на УАЗе по прозвищу Зебра в чемпионат России. А в категории Прото (машины свободной конструкции с минимальными ограничениями) собрался весь прибалтийский внедорожный бомонд — сильнейшие спортсмены из Эстонии, Латвии и Литвы. Причем почти все прибалты приехали в Северную столицу на свежесобранных прототипах!

С корабля на бал

Торжественный старт на Исаакиевской площади, запуск шаров в небо, красивые автомобили и чистые участники, зрители, музыка — именно так начался недельный марафон для экипажей, отважившихся покорить Ладогу. А уже через пару часов спортсменам предстояло выйти на старт первого спецучастка — так называемого Грязного пролога. Моховое болото, глубокие канавы, залитая водой старая гать, черная грязь, по консистенции больше напоминающая мазут, крутые подъемы — все это ждало участников уже в самом начале соревнований. Разминка получилась что надо: почти две трети экипажей в спортивных зачетах не уложились в контрольное время!

Хотя все основные сложности были еще впереди, уже наметились основные спортивные дуэли. Так, в ТР-1 Виктору Столярчуку, преодолевшему пролог без видимых сложностей, наступал на пятки Юрий Дронов, застрявший в одной из канав, но нашедший оптимальную траекторию на болоте. Еще более острая борьба разгорелась среди прототипов: если в классе ТР-3 действующий чемпион России Виталий Лубешкин смог опередить ближайшего соперника на полчаса с гаком, то в Прото литовец Нериус Гурклис выиграл у латыша Вилниса Зейзы всего 25 секунд!

Классика в современном исполнении

На второй день маршрут трофи-рейда пролегал через хорошо известный спецучасток Сокольский мох. В «классическом» исполнении его основной изюминкой было моховое болото, изрезанное водными линзами: участники тратили немало времени на поиск траектории прохода к сухому берегу. Однако в этом году трассу немного изменили, добавив в самом начале небольшой кусочек заболоченного леса с рядом нешироких канав, что оказалось весьма кстати: основное болото из-за теплой весны было практически сухим, а вот лесная часть вызвала у участников немало проблем.

Болото Сокольский мох в этот раз встретило спортсменов плотным сухим покрытием

Так, в ТР-3 лидеры первого дня Виталий Лубешкин и Алексей Шохин из-за проблем с гидроусилителем руля и развалившегося колокола коробки передач не смогли завершить спецучасток, получив нормативное время. Мало того, из 11 экипажей зачета в этой категории добился только один — Сергея Хальзева и Андрея Пазычева, выступавших на одном из немногих в России прототипов с независимой подвеской!

В категориях ТР-2 и Adventure-Open участники смогли найти несколько лазеек, позволивших без проблем преодолеть стартовый участок заболоченного леса

Не менее драматично разворачивались события в классе Adventure-Open (это аналог «средней» российской категории ТР-2, но с рядом послаблений): лидер первого дня Борис Нотариус растерял часовое преимущество, пропустив на первую строчку результатов многократного победителя Ладоги Сергея Жулябина.

Скорость, грязь и колея

Спецучасток третьего дня, Церковь, раньше был одной из визитных карточек Ладоги. Однако за последние несколько лет его трассу несколько упростили, оставив прогоны по грязевым колеям с небольшими вкраплениями моховых болот. Как итог — преимущество здесь получили те экипажи, которые не боялись высоких скоростей. Так, Виктор Столярчук опередил ближайшего преследователя на 20 минут, а лидер ТР-2 Алексей Багаев «привез» всем конкурентам больше часа! Существенные отрывы отсутствовали лишь в самых продвинутых категориях: в Прото Вилнис Зейза отыграл полторы минуты у Нериуса Гурклиса, а в ТР-3 Виталий Лубешкин начал понемногу наверстывать упущенное за предыдущий день, выиграв спецучасток у Сергея Хальзева.

 Разминка перед боем

В четвертый день участников ждал еще один болотно-скоростной спецучасток Умасоя, скомбинированный из использовавшихся ранее болот вокруг озера Танковое и скоростных проездов спецучастка Руокоярви.

Виктор Столярчук (на фото), несмотря на высокую скорость, все же отдал победу на спецучастке Юрию Дронову

Особых проблем у большей части канала здесь не возникло, но без сюрпризов не обошлось. Так, в ТР-1 Юрий Дронов неожиданно ликвидировал практически половину своего отставания от лидера, а в Прото «норматив» вместо результата получили маститые экипажи латыша Вилниса Зейзы и эстонца Хардо Мере!

Броды спецучастка Умасоя не вызывали сложностей у спортсменов

Сутки без дорог

На пятый день спортсмены проходили сложнейшее испытание — Челлендж. Три трудных спецучастка с серьезным рельефом, камнями и болотами, 24 часа гонки нон-стоп — даже самые опытные экипажи могут не выдержать такой психической и физической нагрузки. Обычно именно Челлендж расставляет все на свои места, создавая колоссальные отрывы в классах ТР и определяя лидеров в категориях Adventure.

Не стал исключением и этот год. Одни из основных претендентов на победу в категории Прото, Вилнис и Айгар Зейза, сошли уже в самом начале Челленджа! Но и в их отсутствие лидеры зачета Нериус Гурклис с Павлом Емелиным не остались без конкурентов: первый из трех СУ выиграл экипаж эстонца Тарво Клаасимяе.

В ТР-1 все складывалось еще более драматично: лидер категории Виктор Столярчук временно вышел из игры из-за поломки мотора. В ТР-3 также произошла смена лидера: Сергей Хальзев получил почти суточный штраф за непрохождение всего маршрута, что позволило Виталию Лубешкину не только компенсировать полученную ранее пенализацию, но и создать для себя серьезную «подушку безопасности» из нескольких часов преимущества.

Бобры и скалы

День отдыха и переезд в последний лагерь гонки позволили участникам набраться сил перед финальным рывком. Впереди оставалось всего два дня марафона, но каких! Сначала спортсменов поджидал классический СУ Бобры, представлявший собой небольшой прогон по лесным грунтовкам до запруженного бобрами ручья, ставшего камнем преткновения для многих экипажей год назад. А сразу за этим участникам предстояло штурмовать сложный подъем через гигантские валуны на каменную гряду, заменивший собой столь любимый всеми спецучасток Петсевара.

В этом году организаторы поменяли направление движения на спецучастке, а также убрали часть точек в запруде, что позволило спортивному каналу обойтись практически без потерь. Младшие категории отказались от тактики «напролом» — они предпочли объехать водную преграду и подобраться лишь к границе радиуса взятия контрольной точки, оставшись на сухом покрытии. К удивлению зрителей, так же поступили и более подготовленные участники в классе ТР-3, памятуя о перевороте в воде в прошлом году Виталия Лубешкина. В итоге отважились на заплыв лишь представители категории Прото!

Преодолев все сложные элементы, экипажи прототипов подъехали к завершающей части спецучастка — каменистому подъему. Тут их ждали огромные глыбы, вековые сосны вокруг… и вездеход Шерп, внезапно перегородивший единственный путь на спуске!

Из-за перекрытия единственной траектории соперникам пришлось работать сообща

Такого не ожидал никто: штурманы растерянно бродили в поисках новых путей между поваленными деревьями, а пилоты нервно ждали. Время шло — и единственным выходом показался авантюрный спуск по смежной траектории, на который отважился Тарво Клаасимяе. Эстонский экипаж аккуратно скатился вниз, но уперся в западню из скрытого под травой валуна и огромной ели. А вот оставшимся наверху участникам вскоре удалось немного сдвинуть Шерп с места и разблокировать путь. Лучшее время на этом спецучастке показал Вилнис Зейза, вернувшийся в борьбу после пропущенного Челленджа.

Триал на закуску

На последний день организаторы заготовили яркие триальные спецучастки Каменоломня и Богатыри — короткие трассы, проложенные по гребням каменных гряд. Малейшая ошибка могла стоить участникам места на подиуме — поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, расслабляться было рано. Но кураж последнего дня и предвкушение финиша все же делали свое дело: даже Нериус Гурклис с Павлом Емелиным потратили пару минут на работу с якорем и лебедкой на сухом болоте.

Каменоломня — быстрый короткий спецучасток, на котором участникам необходимо пробираться к финишу по огромным валунам. На снимке — Игорь и Сергей Богословские из зачета ТР-1

В других категориях участники проходили «заминочный» спецучасток более спокойно. Отрывы в споре за золото были значительными даже по меркам трофи-рейдов, и потому главной задачей спортсменов было не поломаться и уложиться в контрольное время. С этим лидеры справились без особых сложностей: Юрий Дронов с Сергеем Кузнецовым сохранили первую строчку в ТР-1, а Алексей Багаев с Вадимом Гайсиным — в ТР-2. Всего же до финиша гонки добралось чуть более половины стартовавших экипажей.

Даже небольшая потеря времени не смогла сократить преимущество Нериуса Гурклиса и Павла Емелина перед соперниками с колоссального до «приемлемого»

Несмотря на засушливую погоду, нынешняя Ладога получилась не менее сложной, непредсказуемой и интригующей, чем в предыдущие годы. Недаром многие спортсмены уже начали подготовку к следующей гонке из ладожской серии — трофи-рейду Ladoga Forest, который пройдет в Карелии в сентябре.

Международный трофи-рейд Ладога
Итоговые результаты
Категория ТР-1

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 Ю.Дронов/С.Кузнецов Россия, Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 70
2 И.Богословский/С.Богословский Россия, Саратов УАЗ-31512
3 В.Столярчук/С.Иванов Россия, Санкт-Петербург Land Rover Defender

Категория ТР-2

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 А.Багаев/В.Гайсин Россия, Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 70
2 Д.Миронов/П.Пушной Россия, Санкт-Петербург Land Rover Defender
3 А.Кадыр/Р.Ахмудов Казахстан, Алма-Ата Toyota Land Cruiser 70

Категория ТР-3

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 В.Лубешкин/А.Шохин Россия, Санкт-Петербург TPX
2 В.Козловский/Д.Кротенок Беларусь, Новый Двор Land Rover Suhogruz
3 С.Хальзев/А.Пазычев Россия, Липецк КотоПес 3.0

Категория Adventure

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 Т.Сычева/А.Алексеев Россия, Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 70
2 А.Клюев-Корчагин/Т.Клюева-Корчагина Россия, Санкт-Петербург Toyota Land Cruiser 70
3 М.Трукман/Р.Мересаар Эстония, Таллин Toyota Land Cruiser 70

Категория Adventure-Open

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 С.Жулябин/А.Антошин Россия, Пенза Альфа
2 С.Милотаев/А.Алексеев Россия, Пенза F-1
3 К.Данов/А.Матвеенко Россия, Апатиты Great Wall

Категория Прото

Место Экипаж Страна, город Автомобиль
1 Н.Гурклис/П.Емелин Литва, Вильнюс Volkswagen Amarok
2 Т.Клаасимяе/И.Пракс Эстония, Таллин Honda T4
3 Д.Пурга/К.Ойала Эстония, Мулкланд JP5

Рекомендованные статьи