Когда нам готовиться к экспансии электромобилей в автоспорт?
Минувшим летом у стен Кремля прошли гонки электромобилей — эти соревнования были этапом международного чемпионата Формула-Е. Стоит ли ждать экспансии электромобилей в автоспорте — и не превратится ли он вскоре в электроробоспорт?
Знаете ли вы, что первый в мире рекорд скорости на суше — 63,15 км/ч — был установлен в 1898 году графом Гастоном де Шаслу-Лоба не на авто-, а на электромобиле Jeantaud? И все первые рекорды — это история противостояния «электрического графа» из Франции и «рыжего дьявола», бельгийца Камиля Женатци. Высшей точкой стал принадлежащий Женатци рекорд 1899 года: тогда он разогнал «вечно недовольную», электромобиль La Jamais Contente, до скорости 105,882 км/ч. На свинцово-кислотные аккумуляторы приходилось 650 килограммов из 1100 кг ее снаряженной массы.
Были в те годы и попытки электромобильных марафонов. Когда в 1895 году фирма Jeantaud выставила свой экипаж на более чем тысячекилометровый пробег Париж—Бордо—Париж, заряженные 570-килограммовые батареи пришлось... подвозить на поездах!
Золотой век электромобилей длился фактически до Первой мировой войны — в США 38% всех безлошадных экипажей приводилось в движение электричеством. Например, электромобиль Detroit Electric 1914 года был способен разогнаться до 32 км/ч, а паспортный запас хода достигал 130 км. Вполне приемлемо по тем временам! Но во-первых, аккумуляторы были дороги. Тот Detroit Electric обходился покупателю в $2650 — за эти деньги можно было приобрести хорошо оснащенный Cadillac модели 30 или четыре недорогих Форда T. А во-вторых, электромобили к тому времени уже проиграли машинам с двигателями внутреннего сгорания — в автоспорте. Рекордный Blitzen Benz с двухсотсильным мотором еще в 1909 году развил более 200 км/ч — электромобиль со схожими характеристиками потребовал бы установки свинцово-кислотной батареи массой около двух тонн!
Что изменилось теперь, спустя столетие?
Удельная емкость самых совершенных литий-ионных батарей достигает 0,95 МДж/кг — это более чем в тридцать раз выше, чем у свинцово-кислотных начала XX века. И в спринтерской дисциплине Hill Climb, то есть в коротких горных гонках, электромобили уже побеждают!
Гору Пайкс Пик в американском штате Колорадо гоночные машины штурмуют уже без малого сто лет, и в последнее время здесь настоящий электромобильный бум. В 2014 году я был свидетелем того, как Грег Трейси на электрокаре Mitsubishi i-MiEV боролся за победу с Роменом Дюма на сверхлегком прототипе Norma M20 RD с турбомотором Honda мощностью 450 л.с. — и уступил французу всего три секунды с двадцати километров. У Трейси была изощренная, но не слишком мощная машина: полноприводная, с четырьмя электромоторами суммарной мощностью 450 кВт, управляемым вектором тяги и системой рекуперативного торможения; весила она немногим меньше 1400 кг.