Когда нам готовиться к экспансии электромобилей в автоспорт?

Когда нам готовиться к экспансии электромобилей в автоспорт?
Автоспорт | АР №1 2016

Минувшим летом у стен Кремля прошли гонки электромобилей — эти соревнования были этапом международного чемпионата Формула-Е. Стоит ли ждать экспансии электромобилей в автоспорте — и не превратится ли он вскоре в электроробоспорт?

Знаете ли вы, что первый в мире рекорд скорости на суше — 63,15 км/ч — был установлен в 1898 году графом Гастоном ­де Шаслу-Лоба не на авто-, а на электромобиле Jeantaud? И все первые рекорды — это история противостояния «электрического графа» из Франции и «рыжего дьявола», бельгийца Камиля Женатци. Высшей точкой стал принадлежащий Женатци рекорд 1899 года: тогда он разогнал «вечно недовольную», электромобиль La Jamais Contente, до скорости 105,882 км/ч. На свинцово-кислотные аккумуляторы приходилось 650 килограммов из 1100 кг ее снаряженной массы.

Были в те годы и попытки электромобильных марафонов. Когда в 1895 году фирма Jeantaud выставила свой экипаж на более чем тысячекилометровый пробег Париж—Бордо—Париж, заряженные 570-килограммовые батареи пришлось... подвозить на поездах!

На фото хорошо виден «бутерброд» из трех электромоторов Yasa, приводящих заднюю ось прототипа eO PP03. Слева — радиатор охлаждения контроллеров, справа — радиатор электродвигателей

Золотой век электромобилей длился фактически до Первой мировой вой­ны — в США 38% всех безлошадных экипажей приводилось в движение электричеством. Например, электромобиль Detroit Electric 1914 года был способен разогнаться до 32 км/ч, а пас­портный запас хода достигал 130 км. Вполне приемлемо по тем временам!­ Но во-первых, аккумуляторы были дороги. Тот Detroit Electric обходился покупателю в $2650 — за эти деньги можно было приобрести хорошо оснащенный Cadillac модели 30 или четыре недорогих Форда T. А во-вторых, электромобили к тому времени уже проиграли машинам с двигателями внут­реннего сгорания — в автоспорте. Рекордный Blitzen Benz с двухсотсильным мотором еще в 1909 году развил более 200 км/ч — электромобиль со схожими характеристиками потребовал бы установки свинцово-кислотной батареи массой около двух тонн!

Что изменилось теперь, спустя столетие?

Удельная емкость самых совершенных литий-ионных батарей достигает 0,95 МДж/кг — это более чем в тридцать раз выше, чем у свинцово-кислотных начала XX века. И в спринтерской дисциплине Hill Climb, то есть в коротких горных гонках, электромобили уже побеждают!

Каждое заднее колесо рекордного электромобиля La Jamais Contente приводилось своим 25-киловаттным мотором, закрепленным прямо на балке моста. В 2010 году в память о достижении Камиля Женатци французская команда Venturi установила на электромобиле Buckeye Bullet новый рекорд — 487 км/ч

Гору Пайкс Пик в американском штате Колорадо гоночные машины штурмуют уже без малого сто лет, и в последнее время здесь настоящий электромобильный бум. В 2014 году я был свидетелем того, как Грег Трейси на электрокаре Mitsubishi i-MiEV боролся за победу с Роменом Дюма на сверхлегком прототипе Norma M20 RD с турбомотором Honda мощностью 450 л.с. — и уступил французу всего три секунды с двадцати километров. У Трейси была изощренная, но не слишком мощная машина: полноприводная, с четырьмя электромоторами суммарной мощностью 450 кВт, управляемым вектором тяги и системой рекуперативного торможения; весила она немногим меньше 1400 кг.

На электромобиле собственной конструкции стартовал и легендарный японец Нобухиро Таджима. А в минувшем году с третьей попытки наконец-то добился успеха новозеландец Рис Миллен на электропрототипе eO PP03, разработанном в Латвии командой Drive eO во главе с Андрисом Дамбисом.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи