Через крышу — к победе! Как Нива выиграла в чемпионате России по ралли-рейдам
Крыму не впервой принимать у себя в гостях участников чемпионата России по ралли-рейдам: впервые они побывали здесь еще в 2013 году. Однако затем по понятным причинам крымчанам было не до проведения крупных соревнований. И только в этом сезоне, когда отечественное первенство получило поддержку компании Suprotec, рев мощных внедорожников опять огласил просторы полуострова: в последние дни апреля здесь вновь прошла Баха Крым.
Петербуржец Борис Гадасин оказался одним из немногих, кто выступал в Крыму и в 2013-м, и в этом году
Дальняя дорога и паромная переправа не отпугнули постоянных участников чемпионата: в курортную Евпаторию, ставшую на несколько дней столицей российского внедорожного движения, прибыли 33 экипажа. И это — не считая участников традиционных соревнований и спортсменов, выступавших в мотозачете. А еще крымские болельщики впервые увидели в деле заводскую команду КАМАЗ-Мастер: победители Дакара приехали на полуостров, чтобы получше подготовиться к июльскому марафону Шелковый путь. И челнинцы были отнюдь не разочарованы: незнакомая трасса позволила им не только потренироваться, но и проверить в деле новых членов экипажей. Так, например, в трио Айрата Мардеева обязанности штурмана впервые исполнял вчерашний механик Дмитрий Свистунов, а многоопытный Айдар Беляев в этот раз выступил в роли «играющего» наставника.
Ну а попутно экипажи грузовиков устроили привычный разгром большей части автомобильного пелотона: КАМАЗы заняли второе, четвертое и шестое места в итоговой классификации гонки! Единственным, за кем пилоты «синей армады» не смогли угнаться в Крыму, оказался москвич Виктор Хорошавцев на дизельном внедорожнике BMW X3. Хотя перед стартом казалось, что основную борьбу гонщикам на грузовиках должны навязать спортсмены на более мощных прототипах G-Force Барс с бензиновыми двигателями Dodge V10 8.4...
Победители гонки в грузовом зачете — Андрей Каргинов, Александр Куприянов и Ильнур Мустафин
Однако ни многоопытному петербуржцу Борису Гадасину, ни амбициозному москвичу Андрею Новикову развернуться «на всю катушку» так и не удалось. Экипаж братьев Новиковых заблудился на трассе открывавшего гонку 5,7-километрового пролога: уехав вместо финишного створа на соседний пляж, москвичи уже в начале гонки заработали 10 минут штрафа, отыграть которые впоследствии они так и не смогли. Ну а выигравший супер-СУ Гадасин во второй день потерял время из-за замены колеса и отказа навигационного оборудования, а в третий и вовсе сошел — передние амортизаторы Барса заклинило в сжатом положении…
В результате в абсолютном зачете среди внедорожников, помимо экипажа Хорошавцева, на подиум взошли два дуэта, выступавших на бензиновых прототипах Nissan NP300 Pick-Up. Второе место в Евпатории застолбили за собой москвичи Владимир Фролов и Алексей Шапошников, а третье — представители Белгородской области Алексей Черкесов и Артем Шевелев.
Владимир Фролов и Алексей Шапошников
«Серийный» международный зачет Т2 вновь, как и на зимней Бахе Северный лес, не порадовал обилием участников. Чтобы собрать необходимый для начисления зачетных очков кворум в пять автомобилей, командам даже пришлось привезти в Евпаторию два экипажа «статистов», которые покинули гонку сразу же после пролога. А вот в группе лидеров, по сравнению с первым этапом чемпионата, изменений не произошло: золото вновь взял столичный дуэт Алексея Титова и Андрея Русова на бензиновом пикапе Ford F150 Raptor, а серебро — их земляки Константин Иванов и Александр Горьков на дизельном внедорожнике Toyota Land Cruiser 200.
Хотя Алексей Титов увлекся ралли-рейдами меньше года назад, на его счету уже есть две победы в группе Т2
С грехом пополам набрался кворум и в зачете 1000-кубовых мотовездеходов Т3. Похоже, что комитет ралли-рейдов РАФ поторопился с переходом на международный технический регламент в этом классе. И если в прошлом сезоне на этапах национального первенства собиралось больше десяти участников, то полностью переделать машину по требованиям FIA (а это — как минимум, замена каркаса безопасности и установка омологированного бензобака) смогли считанные единицы. Интересно, стартует ли в Т3 по ходу сезона хотя бы десяток экипажей, чтобы признать чемпионат в этом классе разыгранным?
Ну а пока в самой маломощной категории лидирует новичок — Игорь Хмельницкий, который до этого заслужил себе имя в гонках на квадроциклах, а теперь выступает на мотовездеходе Yamaha YXZ 1000 R. Причем, победить в Крыму москвичу и его опытному штурману Дмитрию Кожухову не помешал даже переворот в финальный день гонки! На вторую ступень пьедестала в Евпатории поднялись петербуржцы Мария Опарина и Сергей Лебедев (Can Am Maverick), а на третью — южане Павел и Сергей Хантимировы (Polaris RZR XP 1000).
Игорь Хмельницкий и Дмитрий Кожухов
И напоследок — о достижениях российского автопрома. Казалось бы, давно позади те времена, когда отечественные Нивы и УАЗы правили бал в чемпионате страны. Сегодня в нем нет ни заводской команды из Тольятти, когда-то бывшей законодателем моды в Национальном классе, ни самого этого зачета, который в последние годы самоликвидировался из-за слишком свободных технических требований и непомерной дороговизны. Печально, но факт: к своему 20-летию чемпионат России превратился в состязание богатых команд, хозяева которых способных выложить за подготовленные внедорожники не один и не два миллиона рублей. Вот и Нива Александра Потапова, которую вы видите на заглавном снимке, совсем не похожа на своих серийных собратьев: машина коллектива Suprotec Racing — это настоящий гоночный прототип!
Ни в одной другой дисциплине автоспорта не встретишь столько дополнительных приборов, сколько используется в ралли-рейдах. В основном — для ориентации по маршруту
Построили ее еще в прошлом году в команде ГАЗ Рейд Спорт, взяв за основу длиннобазный пикап ВАЗ-2329 и оснастив его дизельным двигателем Cummins китайского производства. Однако в первом своем сезоне Нива Потапова не показала ничего выдающегося, после чего попала в руки гения внедорожного автостроения Бориса Гадасина. И за межсезонье его команда построила, по сути, новый автомобиль! Теперь под обводами Нивы скрывается рядный шестицилиндровый турбодизель и шестиступенчатая коробка передач BMW, восемь продвинутых французских амортизаторов Donerre (по два на каждое колесо), «короткое» рулевое управление (полтора оборота от упора и до упора!) и куча других гоночных ништяков.
Сервисный парк Бахи Крым располагался прямо в центре Евпатории, на стадионе Авангард
В Крыму все складывалось против дуэта на Ниве, заявленной в национальный зачет Рейд-Спорт. Тут тебе и нескатанный экипаж (Потапову впервые ассистировал Алексей Кузьмич), и проблемы с настройкой двигателя (баварский мотор так пока и не удалось «разогнать» до расчетных 340 л.с. и 650 Нм), и сильные соперники (класс Рейд-Спорт традиционно был самым многочисленным). А для полного счастья Нива еще и перевернулась на перегоне ко второму спецучастку, когда Потапов уходил от столкновения с «гражданским» автомобилем…
Однако и машина, и экипаж все же сдали экзамен на прочность: даже с пятиминутным штрафом за опоздание на пункт судейского контроля Александр и Алексей выиграли эту гонку! А вот для привычных гегемонов класса Рейд-Спорт, пилотов газовской команды, крымский этап сложился из рук вон плохо. Полноприводная Газель Next с дизельным двигателем Cummins ISF 2.8 Михаила Кострукова в финальный день лишилась одного из колес, а его брат-близнец Александр, выступавший на аналогичной машине, потерял немало времени из-за отказа гидроусилителя руля и финишировал только третьим. Ну а между пилотами Нивы и Газели сумел вклиниться Дмитрий Черкесов на внедорожнике Toyota Land Cruiser 80, который белгородская команда Вираж для спортивных нужд превратила в пикап.
Александру Кострукову вновь ассистировал Евгений Павлов, известный не только как опытный штурман, но и как организатор трофи-рейдов в Тверской области
После соревнований в Крыму участников чемпионата России по ралли-рейдам ждут хорошо знакомые пески и степи Волгоградской области. Гонка в междуречье Волги и Дона запланирована на первые дни июня.
Баха Крым
Чемпионат России по ралли-рейдам
Евпатория (республика Крым), 28-30 апреля
Стартовало 33 экипажа, классифицировано 20
Итоговая классификация:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | В.Хорошавцев/А.Николаев | Москва | BMW X3 | Т1 | 6:40.25 |
2 | А.Каргинов/А.Куприянов/И.Мустафин | Набережные Челны | КАМАЗ-4326 | Т4 | +14.23 |
3 | В.Фролов/А.Шапошников | Москва | Nissan NP300 Pick-Up | T1 | +20.16 |
4 | А.Мардеев/Д.Свистунов/А.Беляев | Набережные Челны | КАМАЗ-4326 | Т4 | +21.09 |
5 | А.Черкесов/А.Шевелев | Чернянка | Nissan NP300 Pick-Up | Т1 | +22.34 |
6 | А.Шибалов/Д.Никитин/А.Мокеев | Набережные Челны | КАМАЗ-4326 | Т4 | +24.46 |
7 | А.Новиков/В.Новиков | Москва | G-Force Барс | T1 | +27.30 |
8 | А.Потапов/А.Кузьмич | Москва | ВАЗ Нива Супротек | R | +46.40 |
9 | А.Вилцанс/В.Марзалюк | Елгава | Mitsubishi L200 | T1 | +55.55 |
10 | Д.Черкесов/В.Простаков | Верхнее Кузькино | Toyota LC80 | R | +56.01 |
11 | А.Титов/А.Русов | Москва | Ford F-150 Raptor | T2 | +1:10.12 |
… | |||||
15 | И.Хмельницкий/Д.Кожухов | Москва | Yamaha YXZ 1000 R | T3 | +2:37.38 |