Через крышу — к победе! Как Нива выиграла в чемпионате России по ралли-рейдам

Через крышу — к победе! Как Нива выиграла в чемпионате России по ралли-рейдам
Автоспорт | 5 мая 2017
Фото: rosrr.com | Андрей Клещев | команды-участницы

Крыму не впервой принимать у себя в гостях участников чемпионата России по ралли-рейдам: впервые они побывали здесь еще в 2013 году. Однако затем по понятным причинам крымчанам было не до проведения крупных соревнований. И только в этом сезоне, когда отечественное первенство получило поддержку компании Suprotec, рев мощных внедорожников опять огласил просторы полуострова: в последние дни апреля здесь вновь прошла Баха Крым.

Петербуржец Борис Гадасин оказался одним из немногих, кто выступал в Крыму и в 2013-м, и в этом году

Дальняя дорога и паромная переправа не отпугнули постоянных участников чемпионата: в курортную Евпаторию, ставшую на несколько дней столицей российского внедорожного движения, прибыли 33 экипажа. И это — не считая участников традиционных соревнований и спортсменов, выступавших в мотозачете. А еще крымские болельщики впервые увидели в деле заводскую команду КАМАЗ-Мастер: победители Дакара приехали на полуостров, чтобы получше подготовиться к июльскому марафону Шелковый путь. И челнинцы были отнюдь не разочарованы: незнакомая трасса позволила им не только потренироваться, но и проверить в деле новых членов экипажей. Так, например, в трио Айрата Мардеева обязанности штурмана впервые исполнял вчерашний механик Дмитрий Свистунов, а многоопытный Айдар Беляев в этот раз выступил в роли «играющего» наставника.

Ну а попутно экипажи грузовиков устроили привычный разгром большей части автомобильного пелотона: КАМАЗы заняли второе, четвертое и шестое места в итоговой классификации гонки! Единственным, за кем пилоты «синей армады» не смогли угнаться в Крыму, оказался москвич Виктор Хорошавцев на дизельном внедорожнике BMW X3. Хотя перед стартом казалось, что основную борьбу гонщикам на грузовиках должны навязать спортсмены на более мощных прототипах G-Force Барс с бензиновыми двигателями Dodge V10 8.4...

Победители гонки в грузовом зачете — Андрей Каргинов, Александр Куприянов и Ильнур Мустафин

Однако ни многоопытному петербуржцу Борису Гадасину, ни амбициозному москвичу Андрею Новикову развернуться «на всю катушку» так и не удалось. Экипаж братьев Новиковых заблудился на трассе открывавшего гонку 5,7-километрового пролога: уехав вместо финишного створа на соседний пляж, москвичи уже в начале гонки заработали 10 минут штрафа, отыграть которые впоследствии они так и не смогли. Ну а выигравший супер-СУ Гадасин во второй день потерял время из-за замены колеса и отказа навигационного оборудования, а в третий и вовсе сошел — передние амортизаторы Барса заклинило в сжатом положении…

В результате в абсолютном зачете среди внедорожников, помимо экипажа Хорошавцева, на подиум взошли два дуэта, выступавших на бензиновых прототипах Nissan NP300 Pick-Up. Второе место в Евпатории застолбили за собой москвичи Владимир Фролов и Алексей Шапошников, а третье — представители Белгородской области Алексей Черкесов и Артем Шевелев.

Владимир Фролов и Алексей Шапошников

«Серийный» международный зачет Т2 вновь, как и на зимней Бахе Северный лес, не порадовал обилием участников. Чтобы собрать необходимый для начисления зачетных очков кворум в пять автомобилей, командам даже пришлось привезти в Евпаторию два экипажа «статистов», которые покинули гонку сразу же после пролога. А вот в группе лидеров, по сравнению с первым этапом чемпионата, изменений не произошло: золото вновь взял столичный дуэт Алексея Титова и Андрея Русова на бензиновом пикапе Ford F150 Raptor, а серебро — их земляки Константин Иванов и Александр Горьков на дизельном внедорожнике Toyota Land Cruiser 200.

Хотя Алексей Титов увлекся ралли-рейдами меньше года назад, на его счету уже есть две победы в группе Т2

С грехом пополам набрался кворум и в зачете 1000-кубовых мотовездеходов Т3. Похоже, что комитет ралли-рейдов РАФ поторопился с переходом на международный технический регламент в этом классе. И если в прошлом сезоне на этапах национального первенства собиралось больше десяти участников, то полностью переделать машину по требованиям FIA (а это — как минимум, замена каркаса безопасности и установка омологированного бензобака) смогли считанные единицы. Интересно, стартует ли в Т3 по ходу сезона хотя бы десяток экипажей, чтобы признать чемпионат в этом классе разыгранным?

Ну а пока в самой маломощной категории лидирует новичок — Игорь Хмельницкий, который до этого заслужил себе имя в гонках на квадроциклах, а теперь выступает на мотовездеходе Yamaha YXZ 1000 R. Причем, победить в Крыму москвичу и его опытному штурману Дмитрию Кожухову не помешал даже переворот в финальный день гонки! На вторую ступень пьедестала в Евпатории поднялись петербуржцы Мария Опарина и Сергей Лебедев (Can Am Maverick), а на третью — южане Павел и Сергей Хантимировы (Polaris RZR XP 1000).

Игорь Хмельницкий и Дмитрий Кожухов

И напоследок — о достижениях российского автопрома. Казалось бы, давно позади те времена, когда отечественные Нивы и УАЗы правили бал в чемпионате страны. Сегодня в нем нет ни заводской команды из Тольятти, когда-то бывшей законодателем моды в Национальном классе, ни самого этого зачета, который в последние годы самоликвидировался из-за слишком свободных технических требований и непомерной дороговизны. Печально, но факт: к своему 20-летию чемпионат России превратился в состязание богатых команд, хозяева которых способных выложить за подготовленные внедорожники не один и не два миллиона рублей. Вот и Нива Александра Потапова, которую вы видите на заглавном снимке, совсем не похожа на своих серийных собратьев: машина коллектива Suprotec Racing — это настоящий гоночный прототип!

Ни в одной другой дисциплине автоспорта не встретишь столько дополнительных приборов, сколько используется в ралли-рейдах. В основном — для ориентации по маршруту

Построили ее еще в прошлом году в команде ГАЗ Рейд Спорт, взяв за основу длиннобазный пикап ВАЗ-2329 и оснастив его дизельным двигателем Cummins китайского производства. Однако в первом своем сезоне Нива Потапова не показала ничего выдающегося, после чего попала в руки гения внедорожного автостроения Бориса Гадасина. И за межсезонье его команда построила, по сути, новый автомобиль! Теперь под обводами Нивы скрывается рядный шестицилиндровый турбодизель и шестиступенчатая коробка передач BMW, восемь продвинутых французских амортизаторов Donerre (по два на каждое колесо), «короткое» рулевое управление (полтора оборота от упора и до упора!) и куча других гоночных ништяков.

Сервисный парк Бахи Крым располагался прямо в центре Евпатории, на стадионе Авангард

В Крыму все складывалось против дуэта на Ниве, заявленной в национальный зачет Рейд-Спорт. Тут тебе и нескатанный экипаж (Потапову впервые ассистировал Алексей Кузьмич), и проблемы с настройкой двигателя (баварский мотор так пока и не удалось «разогнать» до расчетных 340 л.с. и 650 Нм), и сильные соперники (класс Рейд-Спорт традиционно был самым многочисленным). А для полного счастья Нива еще и перевернулась на перегоне ко второму спецучастку, когда Потапов уходил от столкновения с «гражданским» автомобилем…

Однако и машина, и экипаж все же сдали экзамен на прочность: даже с пятиминутным штрафом за опоздание на пункт судейского контроля Александр и Алексей выиграли эту гонку! А вот для привычных гегемонов класса Рейд-Спорт, пилотов газовской команды, крымский этап сложился из рук вон плохо. Полноприводная Газель Next с дизельным двигателем Cummins ISF 2.8 Михаила Кострукова в финальный день лишилась одного из колес, а его брат-близнец Александр, выступавший на аналогичной машине, потерял немало времени из-за отказа гидроусилителя руля и финишировал только третьим. Ну а между пилотами Нивы и Газели сумел вклиниться Дмитрий Черкесов на внедорожнике Toyota Land Cruiser 80, который белгородская команда Вираж для спортивных нужд превратила в пикап.

Александру Кострукову вновь ассистировал Евгений Павлов, известный не только как опытный штурман, но и как организатор трофи-рейдов в Тверской области

После соревнований в Крыму участников чемпионата России по ралли-рейдам ждут хорошо знакомые пески и степи Волгоградской области. Гонка в междуречье Волги и Дона запланирована на первые дни июня.

Баха Крым
Чемпионат России по ралли-рейдам
Евпатория (республика Крым), 28-30 апреля
Стартовало 33 экипажа, классифицировано 20
Итоговая классификация:

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 В.Хорошавцев/А.Николаев Москва BMW X3 Т1 6:40.25
2 А.Каргинов/А.Куприянов/И.Мустафин Набережные Челны КАМАЗ-4326 Т4 +14.23
3 В.Фролов/А.Шапошников Москва Nissan NP300 Pick-Up T1 +20.16
4 А.Мардеев/Д.Свистунов/А.Беляев Набережные Челны КАМАЗ-4326 Т4 +21.09
5 А.Черкесов/А.Шевелев Чернянка Nissan NP300 Pick-Up Т1 +22.34
6 А.Шибалов/Д.Никитин/А.Мокеев Набережные Челны КАМАЗ-4326 Т4 +24.46
7 А.Новиков/В.Новиков Москва G-Force Барс T1 +27.30
8 А.Потапов/А.Кузьмич Москва ВАЗ Нива Супротек R +46.40
9 А.Вилцанс/В.Марзалюк Елгава Mitsubishi L200 T1 +55.55
10 Д.Черкесов/В.Простаков Верхнее Кузькино Toyota LC80 R +56.01
11 А.Титов/А.Русов Москва Ford F-150 Raptor T2 +1:10.12
         
15 И.Хмельницкий/Д.Кожухов Москва Yamaha YXZ 1000 R T3 +2:37.38

Рекомендованные статьи