Некоторые любят погрязнее: подводим итоги крупнейшей квадросерии страны

Фото: компания BRP

Почти десять лет назад, весной 2009 года, под Екатеринбургом состоялся первый трофи-рейд на квадроциклах под названием Can-Am Trophy. Думал ли тогда кто-то из его организаторов, во что со временем вырастет детище уральских энтузиастов и дилеров канадской техники для активного отдыха? Так или иначе, за эти годы соревнования выбрались из болот на более быстрое бездорожье, к квадроциклам присоединились мотовездеходы, а в гонках под новой вывеской Can-Am X Race теперь стартуют не только фанаты трофи, но и звезды из других дисциплин автоспорта. Победитель Дакара-2017 Сергей Карякин, чемпион Эстонии по ралли Александр Доросинский, призер европейского ралли-кроссового первенства Тимур Шигабутдинов, восьмикратный чемпион Латвии Марис Нейкшанс, завсегдатай Российской серии кольцевых гонок Ирек Миннахметов — все они соревновались в этом году за рулем «кибиток»!

А совсем недавно свое внимание на внедорожную квадросерию Can-Am X Race обратила легендарная команда КАМАЗ-Мастер. Сегодня динамика турбированных мотовездеходов сравнима с прытью грузовиков (разгон до «сотни» у SSV с вариатором занимает около четырех секунд!), длинноходные подвески «кибиток» так же хорошо глотают неровности, а стоимость «боевого» километра куда ниже, чем на КАМАЗе. Правда, удовольствие от быстрой езды в открытой всем ветрам технике, скажем так, на любителя: грязь, пыль, трава, камни, насекомые — все это неизменно летит в лицо! Особенно крепко достается штурманам — ведь им при всем этом нужно четко читать позиции дорожной книги и ориентироваться на трассе на скоростях под 140 км/ч! Но ни победитель Дакара Эдуард Николаев, ни другие представители «синей армады» пока не жалуются. Скорее наоборот!

По словам руководителя команды КАМАЗ-Мастер Владимира Чагина, Can-Am X Race — отличная тренировка не только для ее пилотов, но и для штурманов, у которых до этого не было никакой гоночной практики в промежутках между марафонами. Да и перспективную молодежь, которая подрастает в том числе и в дочерней картинговой команде челнинцев, куда проще проверять в деле за рулем «кибитки», а не многотонного грузовика. Тем более что с этого года в классе Т3 Турбо разыгрываются не только награды традиционных соревнований, но и очки в зачет Кубка России.

Эдуард Николаев пока только осваивается в новом для себя классе, а лучшим результатом для триумфатора «грузового» Дакара стало пятое место на гонке в Ижевске

Правда, серийный турбированный мотовездеход Can-Am Maverick X3 сегодня стоит почти три миллиона рублей. Для его подготовки, согласно регламенту Кубка России, требуется усиление каркаса безопасности, установка спортивных сидений и целый ряд других переделок, что потянет как минимум еще на полмиллиона. Но в зачетах SSV Standart и SSV Sport серии Can-Am X Race техтребования проще. Турбированную машину покупать совсем не обязательно: для получения удовольствия от процесса достаточно SSV с литровым атмосферным мотором. Квадроциклы и вовсе дешевле в разы! Да и на марке Can-Am свет клином не сошелся: на старт квадросерии допускается техника любых производителей. При этом самое большое разнообразие наблюдается в зачете ATV: тут тебе и Polaris, и Yamaha, и китайский CF Moto, и российские квадроциклы RM, которые выпускают на заводе «Русская механика» в Рыбинске. К слову, один из них принес бронзу в серии инженеру-конструктору заводской команды Алексею Звереву.

Наибольшую сумму очков в зачете ATV набрал Владислав Маликов. Однако призов по итогам сезона молодой гонщик из Подмосковья не получит: по решению оргкомитета квадросерии он лишен всех регалий за использование запрещенных приборов навигации

И все же большинство пилотов в Can-Am X Race предпочитает канадскую технику, которая сейчас явно лидирует на внедорожном рынке. Достаточно посмотреть на итоговые протоколы, где в четырех классах лишь двум представителям других марок удалось пробиться на пьедестал. При этом минимальная разница в очках говорит сама за себя: борьба по ходу сезона получилась очень плотной, а судьбу золота везде решил финальный этап. И это еще одна приятная особенность Can-Am X Race: спортсмены и техника здесь настолько равны, что лидеры меняются чуть ли не после каждого спецучастка. На трех этапах, прошедших в волгоградских степях, на грунтовках Удмуртии и в предгорьях Урала под Магнитогорском, во всех категориях было по три разных победителя!

Два самых успешных пилота квадросерии по итогам 2018 года: москвич Артем Хайруллин (справа), отличившийся в абсолютном зачете, и уралец Сергей Карякин, взявший золото в категории SSV Super Sport

В общей сложности в нынешней серии приняло участие 73 пилота на ATV и SSV из пяти стран — России, Беларуси, Казахстана, Украины и Латвии. И это — не считая участников «туристической» категории Adventure, которые соревновались лишь на части маршрута. Младший гоночный класс в Can-Am X Race — это SSV Standart, в котором стартуют серийные мотовездеходы с атмосферными двигателями и штатными колесами и подвеской. Ну а турботехника разбита на классы SSV Sport и SSV Super Sport, которые различаются между собой как разрешенной максимальной габаритной шириной машин (1700 и 2000 мм соответственно), так и объемом разрешенных переделок.

Главное различие между «классическими» ралли-рейдами и квадросерией — в построении маршрута. Если на мировых гонках обычно действует правило «один день — один спецучасток», то в «канамовских» соревнованиях применяется несколько коротких СУ. Ограничение длины скоростного отрезка 80—90 километрами носит сегодня чисто прикладной характер — именно на такую дистанцию хватает стандартных 40-литровых бензобаков SSV самого популярного семейства Can-Am Maverick. Раньше расход топлива был меньше, но новые прошивки «мозгов» для 900-кубовых турбомоторов Rotax позволили снять с них в этом сезоне свыше двухсот лошадиных сил, что, естественно, уменьшило общий запас хода.

Так что всем, кто метит в чемпионат страны или международные соревнования на технике SSV, в любом случае придется переделывать свои мотовездеходы. И стимулы у участников Can-Am X Race к этому становятся все весомее: помимо ценных подарков от компании BRP, призы для победителей квадросерии впервые учредил легендарный «лис пустыни» Жан-Луи Шлессер, который организует марафон Africa Eco Race. Быстрейшие пилоты по итогам этого сезона получили сертификаты на 6000 евро, которые можно использовать для участия в африканской гонке. Так что теперь можно смело сказать, что самая популярная российская квадросерия получила и полноценное международное признание.

Открытая внедорожная квадросерия Can-Am X Race
Итоговое положение среди пилотов
Абсолютный зачет

Место Пилот Город Техника Очки
1 Артем Хайруллин Москва Can-Am Maverick X3 X RS 266,4
2 Ирек Миннахметов Казань Can-Am Maverick X3 X RS 220
3 Сергей Карякин Екатеринбург Can-Am Maverick X3 X RS 205,8

Категория SSV Super Sport

Место Пилот Город Техника Очки
1 Сергей Карякин Екатеринбург Can-Am Maverick X3 X RS 282
2 Раис Минниханов Казань Can-Am Maverick X3 X RS 244
3 Денис Кротов Москва Can-Am Maverick X3 X DS 213,6

Категория SSV Sport

Место Пилот Город Техника Очки
1 Азат Минниханов Казань Can-Am Maverick X3 X DS 287,2
2 Иван Стахеев Заречный Can-Am Maverick X3 254
3 Артем Шумейко Москва Polaris RZR XP 1000 EPS 248

Категория SSV Standart

Место Пилот Город Техника Очки
1 Анатолий Кузнецов Воткинск Can-Am Maverick 1000 X RS 150
2 Виталий Шишменцев Екатеринбург Can-Am Maverick 1000 X DS 134,2
3 Фарит Губаев Ижевск Can-Am Maverick 1000 X MR 130,8

Категория ATV

Место Пилот Город Техника Очки
1 Владислав Маликов Останкино Can-Am Renegade 1000 X XC 298,8
2 Сергей Храмушин Москва Can-Am Renegade 1000 X XC 290
3 Алексей Зверев Рыбинск RM 800 238

Рекомендованные статьи