Дебют команды Haas обернулся сенсацией первого этапа Формулы-1. Случаен этот успех или закономерен?

То, что конкурентоспособность команды Haas окажется на достойном уровне, было ясно еще до начала австралийской гонки. Одно дело, когда машину проектируют с нуля, совсем другое – когда помощь в создании техники оказывает кто-то из грандов Формулы-1. При этом восьми очков, завоеванных в дебютном Гран При, от Хааса все равно мало кто ожидал. Действительно ли случилось нечто невероятное? В какой-то мере, да.

Чтобы вспомнить удачный дебют подобного рода, надо будет перенестись более чем на двадцать лет назад, в 1993 год, когда дебютировала команда Sauber. Почему именно туда? Интересны исторические обстоятельства того дебюта. Конец восьмидесятых – время, когда выставить свою команду в Формуле-1 было не так уж и сложно. Но еще легче было из Формулы-1 выпасть из-за отсутствия средств и спонсоров. Достаточно сказать, что в 1992 году из четырех коллективов, завершивших выступления, биографии двух были непосредственно связаны с именами тогдашних руководителей Формулы-1! Макс Мосли был одним из основателей команды March, Берни Экклстоун - успешным руководителем команды Brabham. Но в девяностых этих больших боссов их бывшие «конюшни» уже не интересовали – более того, не вызывали даже ностальгических чувств. Мосли заявил, что слабых (или ослабевших) команд-однодневок в Формуле-1 больше не будет.

Хозяин команды Джин Хаас (справа) и ее руководитель Гюнтер Штайнер могут быть довольны первой гонкой
В таких условиях появился Sauber – и поневоле, чтобы не сойти с дистанции, нужно было сразу показать свою силу! С нынешним Хаасом швейцарскую команду роднили успешные выступления в других гоночных сериях – команда Петера Заубера до формульного дебюта отлично выступала в чемпионате мира среди спортпрототипов. Подход к комплектованию тоже был схожим! Взяли не новичков, опыт выступлений в чемпионате мира был и у Карла Вендлингера, и у Юрки Ярвилехто (которого, чтобы не ломать язык на финской фамилии, называли упрощенно: Джей Джей Лехто). У одного за плечами было два сезона, у второго – четыре. Сравните: Эстебан Гутьеррес тоже провел в Формуле-1 два года, Ромен Грожан – пять.

Была у Заубера и поддержка крупного автопроизводителя. Была, да сплыла – незадолго до выхода проекта на финишную прямую Mercedes, сомневаясь в успехе дела, отказал Петеру Зауберу в своей опеке. Через несколько лет сотрудничество возобновилось, но не так масштабно, как в гонках спортпрототипов. Казалось бы, в ситуации внезапного прекращения  и финансовой, и технологической помощи Sauber должен был с треском провалиться! Но у команды был опытный коллектив, современная база, умный руководитель и хороший проект шасси, разработанный Харви Постлтуэйтом. Кстати, дебютная гонка коллектива тоже состоялась в южном полушарии – в те времена сезон открывался Гран При ЮАР. Результат – на первом же этапе чемпионата Лехто смог финишировать шестым! Как и Грожан в Австралии. Другое дело, что по действовавшему тогда регламенту очки получала только первая шестерка гонщиков. Шестой финишировавший получал единственное очко – но цена его была высока!

Вдохновленные успехом Заубера, в последующие годы в Формулу-1 пришли разу несколько команд – Simtek, Pacific, Forti, Stewart, Lola. Более-менее дееспособным из этой большой группы оказался только Stewart. Но и коллектив знаменитого Джеки Стюарта свою дебютную гонку закончил двойным сходом. Правда, в Гран При Монако, в пятой по счету гонке новой «конюшни» опытный Рубенс Баррикелло неожиданно приехал на подиум – но это был единственный успех Стюарта в дебютном сезоне. После годичного перерыва в активности дебютантов в 1999 году стартовал амбициозный проект – BAR. Команда была абсолютно новой, хотя выступала по лицензии, выкупленной у Кена Тиррелла. Несмотря на амбициозные планы, рекламную шумиху, присутствие за рулем экс-чемпиона мира Жака Вильнева и у БАРа первый блин вышел комом – двойной сход! Да и вообще, очками в первом сезоне команда не разжилась.

Финишируя в Мельбурне, Ромен Грожан понимал, что творит историю. - хотя бы историю своей новой команды
Перерыв у желающих показать свою состоятельность в Королевских автогонках занял уже несколько лет. Но в 2002 на поле вышел очень серьезный игрок – Toyota! Бюджет был запредельным, конструкторские силы собрали отменные, и, как результат, былой успех финна Лехто повторил его соотечественник Мика Сало. В тот раз сезон, как и в нынешнем году, начинался в Альберт-парке Мельбурна – и Toyota Сало финишировала шестой.

В 2006 году команда Агури Сузуки своим появлением открыла новую эру слабых дебютантов, не имевших средств для достойного существования и прогресса. Разумеется, дела у Super Aguri были не супер, мечтать об очках в первой гонке (и даже в первом сезоне) не приходилось. 2010 год – японская команда с дистанции уже сошла, зато появились сразу три новичка, которые были ей под стать – Lotus Racing, Hispania (HRT) и Virgin. В начислении очков уже перешли к современной системе: вручали их первой десятке финишировавших пилотов. Ни одному их представителей новых команд это не помогло, очков они не получили. До финиша (самым последним) доехал лишь Lotus Хейкки Ковалайнена, остальные пять машин команд-дебютантов клетчатого флага не увидели.

Вот такая складывается картина, если судить непредвзято. Разумеется, при формальном подходе можно вспомнить, например, «новую» команду Brawn и победу Дженсона Баттона в ее первой же гонке. Но, по большому счету, Brawn – это переименованная Honda, а Honda – это бывший BAR. Поэтому оставим за скобками все переименования, переформирования и прочие обновления. И придем к выводу, что шестое место в дебютной гонке – это выдающийся результат, который повторяется всего лишь третий раз на протяжении более чем двух десятков лет.     

С шестым местом Грожана поздравляли, словно с победой
Случайный характер достижения Грожана становится заметен при первом же взгляде на таблицу пит-стопов. В отличие от всех остальных гонщиков, завершивших Гран При Австралии, у него он один. То есть фактически – ни одного, поскольку единственный заезд в боксы был обязательным и связанным с остановкой гонки. Но, как часто бывает, первое впечатление оказывается ложным. Как же так вышло, что Роман оказался единственным в пелотоне, кто дождался красного флага для смены шин? К моменту контакта Алонсо и Гутьерреса на трассе оставалось несколько гонщиков, у которых на машинах стоял стартовый комплект покрышек. Сработал инстинкт – авария, желтые флаги, скорее в боксы! Уж не знаю, что именно подсказывали Грожану – видимо, расширение доступных тем для радиопереговоров сделало такое сообщение возможным. Но француз получил команду на пит-лейн не сворачивать. Стратеги из Haas мгновенно сообразили, что при такой тяжелой аварии гонка обязательно будет остановлена.

Получается, что главным в удачном решении Грожана было не счастливое стечение обстоятельств, не случайность – а понимание командой нюансов происходящего на трассе и грамотное предвидение. Поэтому посчитаем достижение Хааса закономерным. И с удовольствием будем дальше следить за приключениями американской команды. Такие новички для Формулы-1 гораздо полезнее, чем беспомощные, не способные запомниться в гонке хоть какими-то результативными действиями.     
 
 

 

Рекомендованные статьи