Раллийный чемпионат Lada Classic Cup: участвует Авторевю!
«Это Опель?» — обступившие нашу «пятерку» литовцы озадаченно разглядывали 16-клапанник ВАЗ-21126 от Приоры под капотом. «Нет, — не без гордости отвечал я. — Это Лада!»
Новых автомобилей Волжского автозавода в Прибалтике не видели уже много лет, а местные гоночные энтузиасты до сих пор выступают на Жигулях с «классическими» восьмиклапанными двигателями. С ними нам и предстояло побороться в раллийном чемпионате Lada Classic Cup.
В августе 2014 года я уже попробовал, что такое ралли на «классике» по-литовски: в экипаже с Климом Байковым из Кирова мы завоевали «серебро» в Кубке Лада ВФТС на ралли «300 озер» в Зарасае (АР №17, 2014). Воодушевленные тем успехом, мы решили развить его в октябре на культовом эстонском ралли Сааремаа — и жестко обломались по моей вине: я на мгновение запоздал с чтением стенограммы в длинной связке поворотов, и наша «пятерка» порадовала публику эффектной «крышей»… Тем не менее Клим пригласил меня в экипаж и на этот год. Межсезонье прошло в изучении видеозаписей и штурманских пособий, но волнение все равно оставалось: не подведу ли я своего пилота вновь, не провалю ли и этот экзамен на профпригодность?
И вот мы уже в маленьком городке Утена, что в каких-то ста километрах от Вильнюса. Литовская глубинка, в отличие от российской, жива: в Утене работают и молокозавод, и трикотажная фабрика, и даже собственная пивоварня. Автомобильный бизнес местных жителей с введением заградительных таможенных пошлин в России и Беларуси, конечно, пострадал — огромные автостоянки вокруг города забиты подержанными машинами из Европы. Зато процветает бизнес автоспортивный: базирующаяся в Утене фирма Мартинаса Самсонаса, Samsonas Motorsport, известна на весь мир как производитель гоночных трансмиссий. Сам Мартинас стартует в Halls Winter Rally за рулем Mitsubishi, а летом он будет организовывать новую гонку в Утене, которая станет вторым этапом нашего кубка Lada Classic Cup.
Зимний же праздник автоспорта устроил здесь другой видный литовский гонщик, Бенедиктас Ванагас, который только что вернулся с Дакара с загипсованной рукой. Причем перелом не помешал железному литовцу не только закончить гонку, но и стать четвертым на одном из этапов легендарного марафона!
Бенас и вечно улыбающийся мэр Утены Альвидас Катинас провожали экипажи со стартового подиума. По ходу двухдневной гонки пламенные речи городского головы уже не удивляли: в марте у Катинаса перевыборы, и он на всю катушку использовал массовое мероприятие для общения с электоратом. Ведь в Литве автогонки — едва ли не второй по популярности вид спорта после баскетбола! Толпа на торжественном открытии, костры на ночных спецучастках, тысячи болельщиков в зрительских зонах…
После прошлогоднего успеха Кубка Лада ВФТС его организаторы решили устроить новый сериал, Lada Classic Cup (это название точнее с точки зрения истории: ведь оригинальных раллийных «пятерок» группы Б от Вильнюсской фабрики транспортных средств уже давно нет в живых) и сделали его трехэтапным. Правда, в Утене в нашем классе собралось лишь... пять экипажей. Сказалось и появление заявочных взносов (хотя «ладовские» 250 евро — это все равно меньше, чем в основных зачетах гонки), и дороговизна зимних гоночных шин (почти 400 евро за колесо с шипами длиной 4,5 мм!), и экономическая ситуация в России. Если летом в Зарасае стартовало десять наших экипажей, составивших добрую половину пелотона, то на зимнюю поездку в Утену решились только мы с Климом да братья Сорокины из Ростова-на-Дону на «копейке». А в соперниках у нас — два гонщика из Литвы и латвийский энтузиаст Томс Бинде на «шестерке», который из-за безденежья решил проехать гонку на дорожных зимних шинах!
Впрочем, 118 «боевых» километров нынешнего Halls Winter Rally можно было легко преодолеть и на гравийных покрышках: оттепель и дождь быстро превратили снежно-ледовое покрытие в грунтово-грязевое. Так что особого кайфа от езды по классным трехмерным дорогам вокруг Утены не получили ни мы, ни другие участники; а Клим обогатил свой арсенал новым приемом управления автомобилем — ездой на защите картера двигателя. Ведь некоторые отрезки спецучастков повторялись по четыре раза, и колея на них была — по ту самую защиту! В таких условиях превосходство нашего главного конкурента, Довиласа Чутеле, было предсказуемым. При почти равной мощности двигателей (чуть меньше 180 сил) «классический» мотор 1.9 на «пятерке» литовца «моментнее». За счет оригинальных рычагов подвески и колесных проставок колея на ВАЗ-2105 Чутеле была на несколько сантиметров шире стандартной — «чтобы попадать в колею от Mitsubishi». Ну и реечный рулевой механизм с усилителем от Фольксвагена. А у нас — оригинальный «червяк—ролик»: такова дань строгим российским техническим требованиям.
Балтийская публика боготворит Довиласа: на своих Жигулях он творит чудеса, на равных сражаясь не только с переднеприводной техникой, но и с куда более мощными BMW. А недавно реактивный литовец получил признание и в Германии, где дважды выигрывал в «моноприводе» гравийное ралли Lausitz. И хотя в этот раз Довиласу не удалось взять призов в двухлитровом классе (к последнему допу из-за активного драйва его «пятерка» растеряла почти все шипы), победные баллы в Lada Classic Cup он заработал одной левой.
Мы же начали гонку с удара о камень в колее на первом же ночном спецучастке — рулевая сошка, естественно, пошла винтом, но все же выдержала. Затем от вибраций сорвало одно из передних креплений капота — и он начал грозить нам разбитым лобовым стеклом. Выручил Чутеле: старый добрый советский шплинт оказался надежней замков одной известной гоночной фирмы. Однако наша попытка прибавить в начале второго дня закончилась вылетом с трассы в повороте, оказавшемся чуть более крутым, чем это было отмечено в стенограмме.
К счастью, снег был неглубоким, и удалось вернуться на трассу задним ходом по своим и чужим следам: этот хитрый вираж стал откровением не только для нас. Ну а на следующем допе накосячил уже я: потерялся в стенограмме в связках быстрых поворотов, и Климу пришлось около трех километров мчать «по глазам». Отставание от Чутеле, естественно, выросло до неприличного — и мы приняли решение сбросить и спокойно добираться до финиша, благо что другие конкуренты нас не догоняли даже в таком «безопасном» режиме. К концу гонки «ладовцев» на разбитой трассе и вовсе осталось трое, а на нижнюю ступень пьедестала взошел тот самый «нешипованный» Томс Бинде!
На церемонию награждения специально для того, чтобы пообщаться с участниками Lada Classic Cup, из Вильнюса прибыл «прародитель» Лады ВФТС, десятикратный чемпион СССР по ралли Стасис Брундза, который нынче трудится депутатом в литовском Сейме. Поразило, что молодое поколение прибалтов, похоже, не знает живую легенду в лицо: здоровались со Стасисом только люди старшего возраста. Зато мы с «Брундзякой» пообщались от души — и он искренне переживал за экипаж Сорокиных, сошедший из-за поломки демпферных пружин сцепления. «Мы с такой проблемой столкнулись в Чехословакии, когда только-только поставили на ВФТС кулачковую коробку передач, — вспоминал Брундза. — Ударные нагрузки на сцепление возросли, и пружины тут же разрушились. После этого использовали только бездемпферные диски». Клим, кстати, три года назад тоже прошелся по этим граблям; а вот южане совета у бывалых не спросили — и в итоге вместо подиума закончили литовскую гонку на обочине.
Под конец вечера Брундза совсем расчувствовался — и, коротенько посоветовавшись о чем-то с организатором серии Lada Classic Cup Дзинтарсом Каулакалнсом, объявил, что приехавшие на Halls Winter Rally россияне освобождаются от стартовых взносов на летней гонке в Утене. Спасибо, Стасис! Мы обязательно будем.