Драма на болоте: как чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк получил приставку «вице»
Финальные очки чемпионата Европы по ралли были разыграны на новом месте — в окрестностях венгерского городка Ньиредьхаза. И хотя ралли Венгрия было заявлено в календаре старосветского первенства как чисто асфальтовое, сомнения в справедливости этого утверждения у участников появились еще во время ознакомления с трассой. Мало того что каждый спецучасток включал в себя большие гравийные отрезки, так еще и твердое покрытие грозило превратиться в совсем нетвердое из-за возможных срезок в поворотах. К тому же на вторую половину гонки синоптики обещали проливной дождь…
Увы, худшие опасения спортсменов оправдались: чистого асфальта по ходу ралли Венгрия оказалось совсем немного. А большая часть трассы превратилась в жижу разной степени вязкости, скрывавшую в себе немало острых камней. Одним словом, не гонка, а «болото»! Взгляните на онборд нашего Алексея Лукьянюка с одного из спецучастков — и вы все поймете сами.
В Венгрию Лукьянюк приехал в роли догоняющего: после июньской победы в Польше у петербуржца вновь началась полоса неудач. Минутная пенализация за то, что колесная база Ситроена C3 R5, подготовленного полузаводской командой Sainteloc Racing, оказалась чуть больше указанной в карте омологации, лишила Лукаса пьедестала в Италии. Прокол и разрушенная подвеска не позволили набрать очков в Чехии. Но самым обидным оказался сход на Кипре: машина идущего вторым россиянина встала на ровном месте из-за проблем с электрикой! В результате самый быстрый из постоянных участников европейского первенства пилот оказался перед финалом только третьим — вперед вырвались британец Крис Ингрэм и поляк Лукаш Хабай на куда более надежных Шкодах. При этом в Венгрии Лукьянюку надо было не просто побеждать, но и надеяться на то, что соперники наберут не слишком много очков…
В Венгрии Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов сделали всё от них зависящее, чтобы поставить победную точку в сезоне
Несмотря на новую для себя трассу и прокол на СУ5, Лукас уверенно выиграл первый день гонки, дистанцировавшись от ближайшего преследователя на солидные 44 секунды. И даже проблемы с тормозами в дождливое воскресенье не мешали петербуржцу увеличивать свой отрыв. А вот у конкурентов Алексея в споре за чемпионство дела шли с переменным успехом: Хабай разбил свою Шкоду еще в субботу, а Ингрэм утром финального дня потерял две минуты из-за прокола. На счастье британца, сильных гонщиков во главе пелотона к тому времени осталось совсем немного — и Крис откатился со второй лишь на третью позицию, которая его вполне устраивала. А Лукьянюк, в свою очередь, нарастил свой отрыв от второго места, на которое переместился местный ветеран Фридьеш Туран на Шкоде, почти до двух минут.
Даже такой знаток местных трасс, как многократный чемпион Венгрии Норберт Херциг, пробил на домашней гонке четыре колеса!
Развязка венгерской драмы наступила на 27-километровом спецучастке Telkibanya — Ujhuta. Тринадцатый доп сначала оказался несчастливым для Ингрэма, который вновь пробил колесо и опустился еще на одну позицию. В тот момент казалось, что европейское золото само идет (а вернее, плывет) в руки стартующего следом Лукьянюка! Но фортуна — уже в который раз в гоночной карьере Алексея — в последний момент повернулась к нему спиной. На СУ13 петербуржец тоже пробил колесо и, потеряв на его замене массу времени, уступил победу в гонке Турану. До завоевания второго подряд титула чемпиона Европы Лукьянюку и Арнаутову не хватило каких-то 33 секунд…
У восьми этапов чемпионата Европы в этом сезоне оказалось восемь разных победителей! Последим из них стал 45-летний Фридьеш Туран
«Очень печально, что финал чемпионата Европы разыгрывается в таких непонятных и непредсказуемых, лотерейных условиях, — заметил после финиша Лукьянюк. — И если кому-то нужна драма, то это не тот случай. Мы спортсмены, мы хотим соревноваться в нормальных условиях: если в регламенте указано, что это асфальтовая гонка, то мы хотим ездить по асфальту. Это был непростой сезон для нас: новый автомобиль, новая команда, много вопросов. Но мы поздравляем Криса Ингрэма с победой! Он долго этого добивался, и надеемся, что этот успех поможет ему в дальнейших выступлениях».
Конечно, обидно, что, выиграв за сезон в три раза больше спецучастков, чем любой другой спортсмен (39 против 13 у ближайшего конкурента), Лукьянюк стал только вторым в итоговом протоколе. Однако и Криса Ингрэма не назовешь «случайным» чемпионом. Даже обидный проигрыш юниорского первенства Европы (ранее британец уступил молодежный титул с разницей 0,3 секунды чеху Филиппу Марешу) не сломил пилота с берегов Туманного Альбиона — в споре за главный титул он шел до конца. Причем временами 25-летний британец собирал средства для продолжения своих старосветских стартов с помощью… краудфандинга!
Уже давно понятно, что Алексей Лукьянюк перерос чемпионат Европы. Но сможет ли 39-летний петербуржец найти варианты для дальнейшего развития своей карьеры?
Ралли Венгрия
Чемпионат Европы, 8-й этап
Ньиредьхаза (Венгрия), 8—10 ноября
Стартовало 94 экипажа, классифицировано 55
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Ф. Туран/Л. Багамери | Венгрия | Skoda Fabia R5 | 2:11.28,0 |
2 | А. Лукьянюк/А. Арнаутов | Россия | Citroen C3 R5 | +33,7 |
3 | К. Дивайн/Б. Хой | Ирландия | Hyundai i20 R5 | +1.25,9 |
4 | К. Ингрэм/Р. Уайтток | Великобритания | Skoda Fabia R5 evo | +1.48,5 |
5 | Н. Херциг/Р. Ференц | Венгрия | Volkswagen Polo GTI R5 | +3.12,3 |
6 | А. Веленцеи/Г. Жирош | Венгрия | Citroen C3 R5 | +4.28,4 |
Итоговое положение в абсолютном зачете чемпионата Европы среди пилотов
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Крис Ингрэм | Великобритания | Skoda Fabia R5 evo | 141 |
2 | Алексей Лукьянюк | Россия | Citroen C3 R5 | 132 |
3 | Лукаш Хабай | Польша | Skoda Fabia R5 | 116 |
4 | Филипп Мареш | Чехия | Skoda Fabia R5 evo | 75 |
5 | Норберт Херциг | Венгрия | Volkswagen Polo GTI R5 | 52 |