Игра на опережение: что скрывается за новым контрактом Ферстаппена с командой Red Bull?

Фото: formula1.com | Red Bull

В конце 2020-го Макс Ферстаппен мог бы стать свободным агентом, как и большинство других гонщиков Формулы-1. Его трехлетний контракт с командой Red Bull действовал последний год. И до поры до времени не было веских причин торопиться с продлением. Макс, его отец Йос и менеджер Раймонд Вермюлен вторили, что их решение будет зависеть от скорости машины в сезоне-2020. А в Red Bull были уверены, что удержат при себе восходящую звезду Больших гонок. «Макс счастлив в нашей команде. С чего ему уходить? Мы просто должны дать ему быструю машину», — говорил руководитель RBR Кристиан Хорнер.

Ожидалось, что контрактный вопрос закроется не раньше лета. Но уже 8 января команда объявила о подписании нового соглашения до 2023 года. Почему так быстро и на столь длительный срок?

Фактор Хэмилтона

В конце прошлого сезона по паддоку Формулы-1 пролетел слух о переходе Льюиса Хэмилтона в Ferrari в 2021-м. Эти разговоры были основаны на инсайде о двух встречах британского гонщика с президентом «Гарцующих жеребцов» Джоном Элканном. В дальнейшем исполнительный директор итальянской компании Луи Камильери подтвердил факт как минимум одной встречи: «Речь шла о светском мероприятии, куда Льюиса и Джона пригласили общие друзья». Правда, слухов от этого меньше не стало. К тому же сам действующий чемпион мира не подтвердил, но и не опроверг возможность смены команды. «Прямо сейчас я не могу сказать, что будет дальше», — резюмировал британский гонщик на пресс-конференции в Абу-Даби.

Само собой, подобная неопределенность не могла не насторожить руководство «Красных быков». Ведь кто, по их мнению, заменил бы Хэмилтона в команде Mercedes? Конечно, Ферстаппен. И эти опасения не были лишены логики. Mercedes хотел заполучить талантливого голландца еще до его «формульного» дебюта в 2015-м, но команда Red Bull их опередила. Учитывая, как стремительно Макс ворвался в мир Гран При, боссы «Серебряных стрел», вероятно, не раз кусали локти. Поэтому почти наверняка Макс стал бы главным кандидатом на замену многократному чемпиону мира. Нужно было начинать действовать. «Мы не знали точно, правдивы или нет слухи о переходе Хэмилтона в Ferrari. Но мы понимали, что если это правда, то Mercedes, начав поиск замены, первым делом обратится к Максу», — подтвердил причину опасений спортивный консультант «газировщиков» Хельмут Марко.

Альтернативы Максу у команды Red Bull нет

Потеря Макса Ферстаппена могла сильно ослабить Red Bull, особенно если новый регламент в 2021 году более-менее уравняет баланс сил и на первый план выйдет мастерство пилотов. Конечно, Макс — достаточно спорная личность, но с точки зрения таланта он один из лучших гонщиков молодого поколения. И команде Дитриха Матешица заменить его было бы некем. В молодежной программе Red Bull нет действительно ярких и талантливых кадров, на которых можно сделать ставку. Наиболее опытный юниор Юри Випс два года подряд — сначала в Европейской Ф3, а потом в Международной Ф3 — закончил сезон на четвертом месте. Не факт, что эстонец вообще дойдет до Больших Призов. Все будет зависеть от его выступления в японской Суперформуле в этом году.

Ну а нынешние гонщики Red Bull в Формуле-1, Алекс Албон, Пьер Гасли и Даниил Квят, уже гонялись за старшую команду. На троих они провели 44 гонки за рулем машины с индексом RB, но ничего особенного не добились: всего два подиума усилиями Квята. Для сравнения: Ферстаппен за первые 44 гонки одержал три победы и еще 11 раз поднялся на подиум.

Хорошо, можно было бы поступиться принципом и вернуть Себастьяна Феттеля или Даниэля Риккьярдо. Но обоим уже за 30 лет, большая часть их карьеры позади, и потому гонщиком будущего, вокруг которого можно построить топ-команду, не назовешь ни того ни другого. Так что команда Red Bull зашла бы в тупик.

Уход Макса мог стать началом конца Red Bull в F1

Макс Ферстаппен, конечно, не царь и бог. Но уйдет Макс — упадут результаты команды. А при слабых результатах о целесообразности участия в чемпионате может задуматься Honda. Японская компания и так пока не заглядывает дальше 2021 года. В Хонде посмотрят, как сработают ограничение расходов и запрет на доработку двигателей, а уже потом примут решение о долгосрочной программе в F1. И, конечно, достижения на трассе сыграют немаловажную роль в этом решении. «Макс — один из основополагающих факторов успешности проекта Хонды. Он очень молод, но выступает потрясающе, а своим отношением к нам он напоминает Айртона Сенну», — говорит босс подразделения Honda Motorsport Масаши Ямамото.

Так что, потеряв Ферстаппена, Red Bull может потерять и Хонду, а вместе с ней и заводскую поддержку, включающую в том числе ежегодные инвестиции в размере 100 млн долларов. И что тогда делать — снова возвращаться к статусу клиента Renault? Так может дойти до того, что Дитрих Матешиц плюнет на все и уйдет из Формулы-1. Поэтому новый контракт с Максом, и именно на такой долгий срок, жизненно важен для всей команды из Милтон-Кинса.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Понятно, что со своими чемпионскими амбициями Макс Ферстаппен мог уйти из Red Bull только в одну из двух других топ-команд — Mercedes или Ferrari. Поднимать McLaren или Renault он точно не пошел бы. «Я привык бороться за лидерство и не пойду в команду рангом ниже», — заявил голландский гонщик.

Двери в Ferrari для себя он закрыл сам, когда после финиша Гран При США — 2019 сболтнул лишнее, обвинив Скудерию в читерстве, чем вызвал недовольство Маттиа Бинотто и Луи Камильери. «После таких слов ему нет места в нашей команде», — заявил исполнительный директор Ferrari на рождественском ужине с прессой.

А прощупывание почвы, видимо, не дало окружению Макса уверенности в варианте с Мерседесом. Во-первых, там, возможно, сами не знают, останется ли Хэмилтон. А во-вторых, с ноября ходят слухи о продаже заводской команды Mercedes в 2021-м. Даже одного из этих факторов Ферстаппену с лихвой хватило бы, чтобы остаться в тепличных условиях в команде Red Bull-Honda, а тут сразу два.

Самое время выбить выгодный контракт

В отличие от руководства Red Bull клану Ферстаппена некуда было торопиться с продлением контракта. Затянуть с решением они могли хоть до 31 декабря 2020-го — в Милтон-Кинсе подождали бы. Но никто не отменял их лояльность к команде, веру в победы и чемпионство.

Ну и конечно, никуда не делся финансовый аспект сделки. И вот тут Йос Ферстаппен и Раймонд Вермюлен, как и Red Bull, сыграли на опережение. Ведь затяни они с переговорами до нового контракта Льюиса Хэмилтона с Мерседесом или же новости о закрытии «Серебряных стрел» — и диктовать финансовые требования стала бы Red Bull, ибо уходить Ферстаппену оказалось бы некуда. Рыночная цена Макса тогда, возможно, осталась бы на прежнем уровне — 12 млн долларов. А так, на фоне всех этих слухов, мяч находился на стороне окружения Ферстаппена. В итоге Вермюлен и Ферстаппен-старший выбили трехкратное повышение зарплаты для Макса — до 40 миллионов.

На случай же, если команда не сдержит обещания — и голландский гонщик не получит конкурентоспособную машину, в контракте прописан опцион на расторжение. Но Макс, его окружение, Red Bull и Honda, судя по их словам, искренне верят в совместный успех. Что же, пожелаем им удачи в ближайшие четыре года!

Рекомендованные статьи