Полторы Формулы: обзор минувшего сезона Формулы-1

Фото: команды-участницы

Новое американское руководство Формулы-1 самозабвенно борется с «наследием прошлого», меняя логотип Королевы автоспорта и отказываясь от грид-герлз, девушек на стартовом поле. А вот главный порок чемпионата мира, катастрофическое неравенство командных сил, трогать никто и не думает.

Гран При Азербайджана всегда богат на сюрпризы: на городской трассе в Баку немало узких мест, где машинам сложно разъехаться. Вот и на этот раз нескольких фаворитов постигли неприятности. Столкнулись два гонщика ­команды Red Bull, первый номер Ferrari Себастьян Феттель повредил покрышки, а у лидировавшего мерседесовца Валттери Боттаса после наезда на обломки взорвалась шина. В результате из шести пилотов топ-коллективов в боеспособном состоянии остались лишь двое, а вместе с ними на пьедестал поднялся Серхио Перес из ­команды Force India.

Эта гонка оказалась уникальной для чемпионата-2018: на остальных Гран При весь подиум занимали гонщики, представлявшие Mercedes, Ferrari и Red Bull. Так сильно Формула-1 не расслаивалась никогда! Не зря именно во время нынешнего чемпионата вошло в обиход ироничное выражение «Формула-1,5». Так сказать, переходное звено от F1 к Формуле-2, по недоразумению выходящее на одну трассу с фаворитами. И таких «недокоманд» в серии большинство — семь из десяти!

Взгляните на статистику: у худшего из топ-коллективов в Кубке конструкторов 419 очков, а у лучшего из остальных — лишь 122. И в личном зачете картина точно такая же. Так что на трассы чемпионата мира действительно выходят две разные Формулы. Или, если уж совсем откровенно, — полторы. Ведь за ­командами-статистами почти не следят зрители, они гораздо реже попадают в объективы телекамер, а максимум их сегодняшних возможностей — служить фоном для поединка настоящих звезд.

Можно было бы сказать, что исполнилась мечта бывшего президента FIA Макса Мосли, который хотел узаконить в чемпионате мира два класса. Но на самом деле его идея сегодня вывернута ­наизнанку. Британец как раз и добивался равных шансов для «бедных»! Он предполагал, что ­­команды, которые согласятся на искусственное ограничение своих бюджетов, получат право на некоторые вольности в техническом регламенте. Сейчас же правила для всех одни — но построить по ним быструю машину можно, только имея на счетах несколько сотен миллионов евро. У кого они есть, рассказывать?

Нерушимое ранее правило Формулы-1 о том, что уровень коллектива в значительной степени определяется мотором, сегодня уже не работает. У трех «топов» — три разные силовые установки. А с треском проваливший сезон Williams использует те же гибридные агрегаты, что и чемпионский Mercedes. ­­Команда Force India (располагающая такой же силовой установкой) долгое время тратила на развитие машины больше, чем реально могла себе позволить. Разницу восполнял из личных средств руководитель коллектива Виджай Малья. Итог? В лидеры «Индийская сила» все равно не вышла, хотя считалась «лучшей среди остальных». Другой итог — банкротство ­команды, которая оказалась на грани снятия с нынешнего чемпионата.

Лидеров Формулы-1 и ее «Лигу Б» разделяет не только финансовая пропасть, но и ясно видимая «инерция статуса». Даже резко увеличив бюджет, позитивных перемен можно ожидать лишь через два—три года! Потому что деньги нужны не столько на расширение ­аэродинамических испытаний, сколько на приглашение специалистов в разных областях. Надо не просто найти нужных людей, но и сформировать из них боеспособную бригаду. Именно этим сейчас заняты в Renault: заводская ­команда явно должна быть среди лидеров, однако по факту лишь возглавляет Формулу-1,5.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи