Полторы Формулы: обзор минувшего сезона Формулы-1
Новое американское руководство Формулы-1 самозабвенно борется с «наследием прошлого», меняя логотип Королевы автоспорта и отказываясь от грид-герлз, девушек на стартовом поле. А вот главный порок чемпионата мира, катастрофическое неравенство командных сил, трогать никто и не думает.
Гран При Азербайджана всегда богат на сюрпризы: на городской трассе в Баку немало узких мест, где машинам сложно разъехаться. Вот и на этот раз нескольких фаворитов постигли неприятности. Столкнулись два гонщика команды Red Bull, первый номер Ferrari Себастьян Феттель повредил покрышки, а у лидировавшего мерседесовца Валттери Боттаса после наезда на обломки взорвалась шина. В результате из шести пилотов топ-коллективов в боеспособном состоянии остались лишь двое, а вместе с ними на пьедестал поднялся Серхио Перес из команды Force India.
Эта гонка оказалась уникальной для чемпионата-2018: на остальных Гран При весь подиум занимали гонщики, представлявшие Mercedes, Ferrari и Red Bull. Так сильно Формула-1 не расслаивалась никогда! Не зря именно во время нынешнего чемпионата вошло в обиход ироничное выражение «Формула-1,5». Так сказать, переходное звено от F1 к Формуле-2, по недоразумению выходящее на одну трассу с фаворитами. И таких «недокоманд» в серии большинство — семь из десяти!
Взгляните на статистику: у худшего из топ-коллективов в Кубке конструкторов 419 очков, а у лучшего из остальных — лишь 122. И в личном зачете картина точно такая же. Так что на трассы чемпионата мира действительно выходят две разные Формулы. Или, если уж совсем откровенно, — полторы. Ведь за командами-статистами почти не следят зрители, они гораздо реже попадают в объективы телекамер, а максимум их сегодняшних возможностей — служить фоном для поединка настоящих звезд.
Можно было бы сказать, что исполнилась мечта бывшего президента FIA Макса Мосли, который хотел узаконить в чемпионате мира два класса. Но на самом деле его идея сегодня вывернута наизнанку. Британец как раз и добивался равных шансов для «бедных»! Он предполагал, что команды, которые согласятся на искусственное ограничение своих бюджетов, получат право на некоторые вольности в техническом регламенте. Сейчас же правила для всех одни — но построить по ним быструю машину можно, только имея на счетах несколько сотен миллионов евро. У кого они есть, рассказывать?
Нерушимое ранее правило Формулы-1 о том, что уровень коллектива в значительной степени определяется мотором, сегодня уже не работает. У трех «топов» — три разные силовые установки. А с треском проваливший сезон Williams использует те же гибридные агрегаты, что и чемпионский Mercedes. Команда Force India (располагающая такой же силовой установкой) долгое время тратила на развитие машины больше, чем реально могла себе позволить. Разницу восполнял из личных средств руководитель коллектива Виджай Малья. Итог? В лидеры «Индийская сила» все равно не вышла, хотя считалась «лучшей среди остальных». Другой итог — банкротство команды, которая оказалась на грани снятия с нынешнего чемпионата.