Широкие шины для Формулы-1: есть проблемы
Интрига и непредсказуемость предстоящего сезона Формулы-1 связаны с двумя факторами новых технических требований. А именно – с новой аэродинамикой машин и шинами увеличенной ширины. Но сделать аэродинамически эффективными новые антикрылья и прочие измененные элементы командам предстоит самостоятельно. А вот эффективность новых шин во многом зависит от их производителя – фирмы Pirelli. И не только эффективность – безопасность тоже.
Поэтому в прошлом сезоне с помощью трех добровольно согласившихся на дополнительные расходы команд Pirelli провела тесты прототипов новых покрышек. Mercedes, Red Bull и Ferrari откатали большое число кругов на сликах и «обувке» для влажной погоды. Инженеры-шинники получили большое количество данных и в последнем случае остались не очень довольны. Дождевые шины настолько им не понравились, что Pirelli запросила возможность провести дополнительные тесты. Комиссия Формулы-1 с этим согласилась, а вот дальше начались неожиданные проблемы. Одно дело – тестировать покрышки летом, в ходе сезона, первыми получая данные о том, как ведет себя перспективная продукция Pirelli. И совсем другое – зимой.
Дело в том, что сейчас все силы команд брошены на решение абсолютно другой задачи. Им важно подготовить к первым тестам новые машины, еще и радикально измененные по сравнению с прошлым сезоном. Инженерам и механикам, грубо говоря, и без того есть чем заняться! Как показывает опыт прошлых лет, зачастую даже топ-команды не успевают идеально подготовить свою технику к первым испытаниям.
Mercedes и Red Bull испытывали новые широкие шины в прошлом году, но в этом быстро договориться с ними о дополнительных тестах не удалось
И вот в этих условиях нужно «готовить к бою» машину старого образца, вносить в нее изменения, чтобы она в основном соответствовала требованиям нового технического регламента. А потом снимать с работы на фабрике многочисленную тестовую бригаду и как минимум на пару-тройку дней вывозить на автодром. Излишняя роскошь в горячие дни межсезонья! Не удивительно, что из трех топ-команд, с которыми Pirelli вступила в переговоры, быстро договориться удалось только с Ferrari.
У Скудерии уже была готовая к испытаниям машина образца 2015 года – Ferrari SF15-T. Более того, болид уже выезжал на трассу в нынешнем году! На испытаниях трудился в основном третий пилот команды Антонио Джовинацци, но и Кими Райкконен приложил к ним руку. Целью тестов была оценка верности данных, полученных методами компьютерного моделирования в сравнении с реальными. Очень важная работа: ведь если знать, в чем погрешности виртуальной модели машины 2015 года, то можно заранее понять, в какую сторону надо корректировать поведение на компьютерных трассах и модели 2017 года. Немаловажный фактор согласия Скудерии на шинные тесты – и наличие «домашней» трассы во Фьорано.
Было запланировано, что в двухдневных тестах на искусственно увлажненном асфальте Фьорано примут участие Себастьян Феттель и все тот же Джовинацци. Однако вместо двух дней тесты длились лишь полдня, за которые Феттель успел проехать около четырех десятков кругов. А потом он попал в аварию на первом же круге после обеденного перерыва! К счастью, сам гонщик не пострадал, но разбил машину основательно. Нужных запчастей к старому болиду не нашлось, и второй день тестов пришлось полностью отменить. Намеченную программу удалось выполнить только на четверть.
Обстоятельства аварии могут свидетельствовать о том, что и новые версии дождевых шин, которые испытывал Феттель, страдают тем же недостатком, о котором ранее говорил Пол Хембери – они плохо прогреваются. А ведь этот их недостаток, о котором упоминал руководитель Pirelli Motorsport, в нынешнем сезоне особенно опасен! Ведь, в отличие от прошлых лет, теперь в дождевую погоду планируется проводить рестарты с места.
Этот снимок сделан на заключительных прошлогодних шинных тестах в Абу-Даби. Со сликами у Pirelli проблем было меньше, чем с дождевыми шинами - но пять дополнительных составов итальянская фирма на всякий случай омологировала
Конечно, переговоры с Мерседесом и Ред Буллом продолжаются. Но на Сильверстоуне в феврале холодно, а тащить машину куда-нибудь на Поль Рикар с его отличной системой искусственного увлажнения асфальта хлопотно. И вот что получается! 27 февраля в Барселоне начинаются первые четырехдневные тесты новых машин. Разумеется, дождевые шины к ним уже надо производить – а их усовершенствованные версии толком не испытаны! Даже если над Каталуньей будет ясно, в один из дней решено искусственно увлажнять трассу, имитируя дождь. Это грозит неприятностями – плохо прогреваемые дождевые шины могут, как и у Феттеля, стать причиной аварии. А на этой стадии подготовки у команд, как правило, собран единственный экземпляр машины нового типа! Что ж, тем интереснее нам будет наблюдать за первыми тестами техники образца 2017 года.
Между тем и по поводу широких сликов тоже есть вопросы. В Pirelli уже назвали покрышки на первые этапы сезона. Что радует, на Гран При России заявлены самые мягкие составы, включая UltraSoft. Но, вероятно, инженеры Pirelli не до конца уверены в том, как поведут себя шины на автомобилях, характеристики которых пока толком неясны. На всякий случай шинники омологировали еще пять составов смеси – по одному резервному для каждого из тех, на которых команды начнут сезон. Попытка подстелить в опасном месте соломку дальновидна. Если вдруг начнутся какие-то неприятности из-за излишней нагрузки на покрышки и высокого уровня прижимной силы, составы можно будет откорректировать.