Четыре сценария для Макларена и Хонды

Четыре сценария для Макларена и Хонды
Автоспорт | 19 марта 2017
Фото: команды-участницы

McLaren в катастрофической ситуации. Тесты показали, что с такими силовыми установками Фернандо Алонсо, Стоффеля Вандорна и всю команду в целом ждет провальный сезон. Очередной провальный – можно сказать и так, если учитывать амбиции коллектива из Уокинга. К примеру, в прошлом году все было не так уж и плохо по меркам команды-середняка, но для Макларена шестое место в Кубке конструкторов – результат неудовлетворительный. Впрочем, в нынешнем сезоне это шестое место может показаться недостижимой мечтой. Очень уж предложенные Хондой агрегаты далеки от современных стандартов Формулы-1 – и по надежности, и по мощности.

Особенно тяжела нынешняя ситуация в моральном плане. Когда пару лет назад Honda возвращалась в чемпионат мира в качестве поставщика двигателей, все тоже походило на катастрофу. Но в 2015-м у японцев был готовый и логичный ответ на претензии: чего же вы хотите, мы только начинаем! Пройдет год, другой… Прошли, и что? Всё повторяется. И на этот раз ссылки Хонды на то, что они приступили к работе над гибридными установками позже других, выглядят как-то неубедительно. Ситуация пессимистичная и неопределенная. С одной стороны, сменивший в прошлом году Рона Денниса главный начальник Зак Браун заявляет, что сотрудничество с Хондой однозначно продолжится. С другой – появляются сведения о том, что McLaren прощупывает возможность возобновления поставок силовых установок Mercedes. Технически такая возможность есть – ведь после банкротства команды Manor у мерседесовцев одним клиентом стало меньше. Что же будет?

На предсезонных тестах McLaren проехал меньше километров, чем любая другая команда


Сценарий первый – оптимистический
Японцы обещали к началу сезона справиться с кризисом. А вдруг и вправду справятся? Итак, уже в Мельбурне моторы и рекуператоры Honda избавлены от «болячек» и надежны. Алонсо и Вандорн финишируют, пусть и с круговым отставанием от победителя. Сезон продолжается, а по ходу сезона сердца Макларенов бьются все сильнее и сильнее. Алонсо рассуждает о возможности осенью побороться и за подиумы. Доработки, на этот раз не сдерживаемые запасом баллов развития, приводят к тому, что с середины чемпионата Honda догоняет по мощности Renault, потом приближается и к Ferrari… Впрочем, стоп-стоп, для реализации этого варианта нужно, чтобы конкуренты стояли на месте. Сценарий скорее не оптимистический, а фантастический. Тем не менее, технологические возможности Хонды велики, так что и такой вариант возможен. Но маловероятен.  

Аэродинамические исследования, которые должны проходить в межсезонный период, наверняка не были выполнены в полном объеме


Сценарий второй – пессимистический
Недостатки силовой установки, выявленные  на предсезонных тестах, преследуют McLaren весь чемпионат. Команда очков не набирает и долго держится на последнем месте из-за пары очков, которую Паскаль Верляйн (а может, и Маркус Эриксон) случайно ухватил на одном из весенних этапов. Но ближе в финишу чемпионата McLaren все-таки опережает Sauber, определенный прогресс в работе над силовой установкой заметен. Зак Браун продолжает говорить о долговременном сотрудничестве с Хондой, Алонсо уходит, Баттон не возвращается. Honda заверяет, что уж к новому-то сезону все будет точно исправлено. Новые тесты межсезонья проходят лишь чуть лучше, чем год назад. Вероятно? Вполне. Для реализации этого варианта всем участникам нужно просто двигаться по пути наименьшего сопротивления, не делая резких шагов. Но такой вариант продуктивен лишь в том случае, если новые владельцы Формулы-1 решат отказаться от дорогостоящих гибридов к 2019 году.  

Стоффелю Вандорну придется проводить важный для старта карьеры сезон в очень непростых условиях


Сценарий третий – радикальный
После того, как с недостатками силовой установки ничего сделать не удается, McLaren принимает решение сменить поставщика моторов. Mercedes приветствует возобновление сотрудничества. Замену силовых установок могли бы произвести уже в ходе сезона – но в шасси McLaren MCL32 не так-то просто интегрировать другие агрегаты. Конструкторы с воодушевлением переключаются на работу с машиной 2018 года. Honda по инерции дорабатывает сезон. По окончанию чемпионата Алонсо остается, Баттон возвращается – и в 2018 году они ведут борьбу за победы. Сценарий вроде бы заманчивый, но не учитывающий экономическую сторону дела. McLaren – не команда какой-нибудь корпорации. Это команда-корпорация, которая зарабатывает деньги самостоятельно. При этом в последние годы у нее нет титульного спонсора. Значительную часть расходов Макларена на содержание команды Формулы-1 ныне покрывает именно Хонда. И взять эти деньги негде! Субсидировать команду-аутсайдера желающих обычно находится немного. Да и Мерседесу за силовые установки надо платить.

На фото заметна тщательная аэродинамическая проработка переднего антикрыла. Эффективна ли аэродинамика? Этого не знает никто: мощность мотора просто не позволила машине развивать максимальную скорость, на которую рассчитывали ее создатели


Сценарий четвертый – прагматический
Договоренность с Мерседесом достигается, при этом Honda никуда не уходит. В чемпионате по-прежнему выступает команда McLaren Honda, но на ее машине стоит мерседесовский мотор. Возможно ли такое? Да, хотя и маловероятно. И это будет достойным выходом из нынешней ситуации, позволяющим сохранить лицо всем ее участникам.  Представьте себе – на старт выходит автомобиль McLaren Honda с двигателем… Discovery, Intel, Hilton – подставьте любое рекламное наименование. Более того, двигатель даже может называться McLaren – ведь отдельные электронные компоненты с таким названием наверняка будут входить в состав силовой установки. При этом Honda вовсе не будет ограничивать свое участие в Формуле-1 финансированием команды. Японская корпорация сможет поделиться своим уникальным технологическим опытом, который будет использован при создании тормозов, подвески, гидравлической системы машины или иных ее элементов. Или хотя бы красочно написать об этом в пресс-релизе – кто проверит? Без приглашения на базу в Уокинге никого никогда не пускали – и вряд ли с уходом Рона Денниса эта ситуация изменилась.

Разумеется, мне хочется, чтобы реализовался первый сценарий. Чем больше в Формуле-1 конкурентоспособных команд, тем лучше. Да и слишком уж красиво звучит словосочетание McLaren Honda для любого болельщика со стажем. Легендам положено жить в истории – но иногда они должны возвращаться! Поэтому одним из самых интересных сюжетов Мельбурна-2017 будет выступление гонщиков Макларена. Есть ли надежда на реализацию оптимистичного сценария? Узнаем через неделю в Австралии.


Рекомендованные статьи