Обман зрения. Формула-1 провела первые предсезонные тесты
Интересно, я вообще видел так близко гоночную машину, проносящуюся мимо на полной скорости? Так, чтобы она просто проезжала рядом, в нескольких метрах – и между нами не было бы ничего, никакого барьера, отбойника, прочной сетки? Пожалуй, видел – в начале своей журналистской карьеры, в середине девяностых. Тогда в самые рискованные точки временной трассы на Воробьевых горах меня влекли желание сделать хороший снимок к своему репортажу для Авторевю, азарт неофита, наличие фотоаккредитации… И некоторое недопонимание смысла надписи, обязательной на каждом билете на гонку: «Автоспорт опасен».
Сейчас никакого риска нет. Микроавтобус, везущий нас вдоль внутренней стороны трассы, притормозил у «кармана», в который во время гонки эвакуируют остановившиеся на трассе болиды. И вот они совсем рядом: странные, непривычные машины 2018 года. Шлем гонщика зрительно маскируется нелепым барьером обязательной системы Halo. Интересный оптический эффект: кажется, что в кокпите никого нет, и быстрая техника передвигается по трассе сама – на искусственном интеллекте или управляемая из боксов.
Боттас и снежный гость, напоминающий ему о родной Финляндии. Неужели это происходит на тестах Формулы-1?
Передо мной мелькает черно-желтый болид, и я вздрагиваю: откуда на трассе давно отсутствующий в протоколах Lotus? А ведь это уже знакомый Renault RS18, который я успел разглядеть возле боксов команды. Еще один обман зрения! При взгляде спереди автомобиль почти полностью желтый, а в профиль он совсем другой, с преобладанием черного. Тренд «две расцветки в одной» поддерживает Sauber, он же Alfa Romeo. Посмотришь «в лоб» – и машина кажется чисто белой. А сбоку – бело-красная.
Да и результаты нынешних предсезонных испытаний, если говорить откровенно – одна сплошная иллюзия! Тестовым временам на круге и в нормальных условиях не стоит придавать слишком серьезное значение. А уж когда за дверью боксов то дождь, то холод, а то и вовсе снег…
«Предсезонка» Формулы-1 традиционно проводится в Барселоне. В феврале и начале марта тут порой бывает прохладно, но лучшего места для зимних заездов пока не нашли (в Абу-Даби и Хересе командам нравится еще меньше). Однако в этом году с каталонской погодой творилось что-то невероятное! По дороге на автодром в последний день тестов я всматривался в вершины холмов, покрытые плотным туманом. И гадал, не задержат ли начало заездов из-за невозможности использования медицинского вертолета – по причине, традиционной скорее для сумрачного Спа, но никак не для солнечной Каталонии. Это стало бы настоящей катастрофой: в три предыдущих дня команды явно собрали гораздо меньше информации, чем рассчитывали. А один из тестовых дней и вовсе был сорван. Тот самый, когда на автодроме выпал снег и зачетный круг проехал один Фернандо Алонсо, видимо, для зрителей.
Не все трибуны на тестах пустуют, некоторые из них оккупируют любители посмотреть на новые машины Формулы-1 своими глазами
Но в последний день тестов погода сжалилась над командами, туман быстро рассеялся. Когда мы добрались до гостеприимного моторхоума команды Renault, по приглашению которой и приехали на автодром Каталунья, накрапывал мелкий дождичек. Трасса была влажной, но машины без особых проблем передвигались на промежуточных шинах, поднимая в воздух облачко брызг. К обеду и вовсе распогодилось, даже выглянуло солнце, быстро подсушило покрытие. Всю вторую половину дня результаты быстро улучшались. Ведь новый асфальт, которым перед началом нынешнего сезона покрыли трассу Каталунья, гораздо более гладкий, чем раньше. И очень темного цвета! Если иные его характеристики вызывают у гонщиков прямо противоположные мнения (чемпион мира Льюис Хэмилтон, например, обновление раскритиковал), то темный цвет для такой вот неустойчивой погоды – однозначное благо. Трасса быстро прогревается, быстро сохнет.
А представляете, что будет летом, в жару? Как у Высоцкого: «и плавится асфальт, протекторы кипят»! Скорость при этом растет, а износ шин может стать серьезной проблемой (особенно если Pirelli выберет для гонки самые мягкие составы). И это внесет дополнительные неожиданности в испанский Гран При, который, скажем честно, не всегда радует захватывающими сюжетными поворотами.
Темно-серый, почти черный новый асфальт Каталуньи обещает высокую скорость и повышенный износ шин в жару
Но до лета далеко. Каждый Гран При – праздник, тесты – необходимые, интересные и очень важные рабочие будни. Впрочем, и они привлекают немало зрителей. Впервые замечаю интересную тенденцию: из двух испанских пилотов дружнее и организованнее поддерживают Карлоса Сайнса! Именно так, пожалуй, и стоит его теперь называть – повзрослел! Никакой он уже не «младший», вышел из тени своего отца (хотя знаменитый раллийный Матадор на тестах тоже присутствовал, сопровождая сына). Висевший на трибунах плакатик «Фернандо вернулся» выглядел кустарной поделкой рядом с грандиозной растяжкой, поддерживающей Карлоса.
Поклонники Алонсо правы, надеясь на грядущее возрождение экс-чемпиона мира. Его McLaren после долгих мучений избавился от мотора Honda. Но и второй формульный испанец должен показать себя во всей красе, сменив в конце прошлого года прозябающую Toro Rosso на амбициозную заводскую команду Renault. Впрочем, McLaren-то перешел на моторы Renault, так что и тут без французской фирмы не обошлось!
А нам среди прочих сюжетов чемпионата предстоит понаблюдать за поединком двух испанцев. Пока что Сайнс, кажется, чувствует себя увереннее – Алонсо и его напарник с новым мотором только осваиваются. Но, что интересно, Toro Rosso едет и едет! И Honda у нее не ломается, ни сам мотор, ни его гибридные компоненты. Или это такая же иллюзия, как и все остальное на этих тестах? Но в любом случае Renault и McLaren в чемпионате должны конкурировать друг с другом, оставляя Toro Rosso далеко позади.
Механики Renault закатывают в боксы болид RS18 на промежуточных шинах с зеленой маркировкой. На трибуне напротив боксов - плакат, поддерживающий Карлоса Сайнса
Из тестовых дней здесь выжимают максимум, невзирая на погодные условия. Работают даже интенсивнее, чем после старта сезона! В боксах Renault, куда позволила зайти пригласившая нас команда, на огромных мониторах горят цифры обратного отсчета. Во время гоночного уик-энда они будут иметь важное значение, показывая время, оставшееся до окончания работ. На Гран При инженерам и механикам нельзя нарушать «комендантский час», иначе команду оштрафуют. А на тестах? Болид сюда привозят один, на котором попеременно ездят оба гонщика. Но при этом бригады механиков у Renault приезжают обе. Одна работает днем, другая занимается с машиной ночью – никакого простоя, работа кипит круглые сутки!
И это понятно – перед Renault в наступающем сезоне стоит серьезнейшая задача. Сократить отставание от трех топ-команд, чтобы в 2019 году попытаться войти в их узкий круг. Для этого должна быть реализована ближайшая цель – обойти в Кубке конструкторов Williams и Force India, выступающие на машинах с моторами Mercedes.
Секретность на тестах доведена до предела: сразу после возвращения машины в боксы механики закрывают их от посторонних глаз специальными мобильными ширмами
И ровно то же надо делать Макларену! Ведь на протяжении последних десятилетий в Формуле-1 почти постоянно существовала «большая четверка» коллективов, участники которой время от времени менялись. Когда-то в нее входили и Renault, и McLaren. Их гонщики побеждали в Гран При, завоевывали чемпионские титулы. При этом McLaren никогда не ездил с мотором Renault – нынешний опыт у него первый. А последний взлет команды Renault произошел как раз тогда, когда за нее выступал Фернандо Алонсо. Интересное переплетение сюжетов судьбы, которое сделает борьбу двух команд еще более интересной.
Вернутся ли для кандидатов в лидеры прежние, победные времена? Mercedes, Ferrari и Red Bull отступать со своих позиций не собираются. Renault RS18 умеренно обнадеживает, а вот McLaren MCL33 быстр только на самых мягких составах шин. Что еще о состоянии дел в командах можно сказать по итогам первых тестов?
Главный сюрприз первых дней тестов: скандально ненадежный в прошлом мотор Honda больше не ломается. Впрочем, и скорость Toro Rosso пока невелика
Mercedes по-прежнему сильнее всех, а Sauber слабее. Перекраска швейцарским машинам пока не помогла, как и новые моторы Ferrari и целая очередь новых спонсоров, в основном итальянских. Спонсорские деньги в лучшем случае начнут действовать через год, когда будет нанят дополнительный персонал и в проектирование машины элементарно вложат больше средств. В Force India похоже, финансовые проблемы обострились – вместо нормального моторхоума они привезли в паддок шатер с пластиковыми окнами, какие уже в девяностых были пережитком старины. Да и на трассе подопечные Виджая Мальи показали себя довольно невнятно – такое ощущение, что машину к тестам просто не успели подготовить. Williams в последний день тестов выпустил Серея Сироткина на мокрую трассу – и в итоге москвич уступил по времени не только партнеру Лэнсу Строллу, но и пилотам остальных команд. Но это обман зрения, ведь Сироткин единственный, кто в этот день вообще не ездил на сликах. Его скромные секунды – совершенно не повод расстраиваться. А повод еще раз вспомнить, что стоит поумерить глубину выводов из тестовых результатов.
Нынешние тесты дали маловато информации инженерам – и практически совсем не дали пищи для размышлений тем, кто не имеет доступа к телеметрической информации (а если б и имел, то ничего бы в ней не понял). С 6 марта начинается вторая предсезонная тестовая сессия – очень надеемся, что она пройдет при хорошей погоде.