«Праздничная феерия». Как проходили юбилейные гонки Формулы-1
В ближайшее воскресенье в Шанхае Формула-1 отметит знаменательное событие — 1000-й Гран При. Ждать ли в этот праздничный день особенную гонку? История доказывает, что скучно во время крупных юбилеев в главном автоспортивном первенстве планеты точно не бывает…
100-й Гран При: дождевой мастер-класс в «Зеленом аду»
К первому большому юбилею чемпионата мира список самых результативных пилотов возглавляли бывшие партнеры по команде Mercedes Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс. На двоих аргентинец и англичанин завоевали 43 поула (29 и 14) и одержали 39 побед (24 и 15). Но при этом счет между этими гонщиками по числу чемпионских титулов был просто разгромным — 5:0! Фанхио коллекционировал титулы, за рулем какой машины он бы ни выступал — Alfa Romeo, Mercedes, Ferrari или Maserati. А вот для Мосса чемпионская корона была словно заколдованной: Стирлинг четырежды останавливался в шаге от звания лучшего гонщика планеты, причем в 1958-м ему не хватило для этого одного-единственного балла!
Впрочем, не все измеряется в титулах, а особенно в летописях ранней истории Формулы-1, когда мастерство в сочетании с бесстрашием и отвагой ценились выше побед в чемпионате. И, наверное, как нельзя лучше все эти качества Мосс продемонстрировал на сотом Гран При, прошедшем 6 августа 1961-го на «Северной петле» Нюрбургринга.
Тягаться по скорости с Ferrari, лучше соперников адаптировавшейся в том году к переходу на «даунсайзинговые» 1,5-литровые двигатели, было практически нереально. В квалификации за 22,8-километровый круг Мосс на машине Lotus проиграл лидеру «красных» Филлу Хиллу 6,5 секунды! В 15-круговой гонке подобное отставание превратилось бы в колоссальные полторы минуты на финише. А несколькими этапами ранее на схожей с Нюрбургрингом по характеристикам трассе в бельгийском Спа Стирлинг проиграл гонщикам из Маранелло без малого четыре минуты…
Но ливень на старте нивелировал преимущество подопечных Энцо Феррари в мощности, составлявшее около 30 лошадиных сил. И Мосс, считавшийся мастером езды в дождь, сполна воспользовался этим шансом. Уже на стартовой прямой он был в лидерах, а к четвертому кругу англичанин оторвался от пилотов Ferrari на 15 секунд. Правда, после того как дождик стих и асфальт Нордшляйфе начал подсыхать, Хилл и его немецкий товарищ по команде Вольфганг фон Трипс принялись догонять гонщика частного коллектива Роба Уокера. Но Мосс выстоял до нового заряда дождя за четыре круга до клетчатого флага и после этого уже был неудержим. На свой 16-й и последний победный финиш в Формуле-1 Стирлинг пришел на 21,4 секунды раньше фон Трипса.
200-й Гран При: рулетка Монте-Карло
Большой Приз Монако — это всегда рулетка, и, пожалуй, лучше всех пилотов знает об этом трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт.
С одной стороны, шотландец трижды первенствовал на улочках княжества (1966, 1971 и 1973) и делит пятую строчку по этому показателю с Нико Росбергом и Стирлингом Моссом. С другой — Джеки мог выиграть больше и быть сейчас на равных как минимум с пятикратными триумфаторами Гран При Монако Михаэлем Шумахером и Грэмом Хиллом. Однако фортуна в Монте-Карло нередко поворачивалась к Стюарту не тем местом. В трех следующих стартах после первой победы он выбыл из-за поломки машины, а в 1968-м и вовсе пропустил заезд из-за травмированного запястья. Тем не менее судьба вернула ему должок в гонке 1971 года, ставшей юбилейной, 200-й в истории Королевы автоспорта.
Джеки доминировал в тот пасмурный майский день и в результате завоевал свой второй из четырех «Больших шлемов» (поул, лучший круг и лидерство в гонке от старта до финиша). Но без поддержки госпожи удачи и тут не обошлось. Из-за проблем в самый последний момент перед стартом команда сместила тормозное усилие на его машине вперед, из-за чего всю гонку передние колеса блокировались, стоило хоть слегка переусердствовать на торможении. А во второй половине дистанции Стюарт дважды «поцеловал» стену, но Tyrrell 001 каким-то чудом выдержал оба контакта и благополучно доехал до финиша. Воистину Монако — это рулетка!
300-й Гран При: драма за драмой
Формула-1 в силу специфики гонок не может похвастать столь же частой борьбой за победу до финального круга, как, к примеру, американский чемпионат NASCAR, где только в прошлом году смена лидера в последний момент происходила как минимум четырежды. В 999 Гран При за 69 лет судьба первого места на заключительных метрах дистанции решалась всего 27 раз. И один из таких эпизодов выпал на 300-ю по счету гонку, состоявшуюся 3 апреля 1978 года на южноафриканском треке Кьялами близ Йоханнесбурга.
Эта гонка вообще стала одной из самых непредсказуемых в сезоне-1978 — на фоне пяти других с бессменным лидером от старта до финиша и восьми с одной перестановкой во главе пелотона. В ЮАР победитель квалификации Ники Лауда проспал старт — и вперед вышел лидер чемпионата Марио Андретти на машине Lotus. К 20-му кругу американец потерял скорость на изношенных шинах и отдал пальму первенства вице-чемпиону мира 1977 года Джоди Шектеру. Но недолго 70 тысяч болельщиков на трибунах радовались лидерству своего пилота: покрышки на его болиде Wolf WR3 также не выдержали раскаленного асфальта южноафриканской трассы. И тогда произошло неожиданное: на 27-м круге на первое место вышел Риккардо Патрезе. Для 23-летнего уроженца Венеции это была всего 11-я гонка в Формуле-1, а для его команды Arrows — и вовсе вторая!
Самое интересное, что в отличие от двух предыдущих лидеров у гонщика «Стрел» все было нормально с шинами и он с каждым кругом уезжал все дальше. Сенсация в 300-й гонке чемпионата мира была близка. Но, увы и ах, мотор Ford Cosworth на автомобиле Патрезе испустил дух, не дотянув до финиша каких-то 15 кругов, эквивалентных 60 километрам…
Однако сюрпризы юбилейного Гран При на этом не закончились. На первое место после драмы Патрезе вышел французский ветеран Формулы-1 Патрик Депайе, за пять лет в чемпионате не выигравший ни одной гонки. Радоваться, правда, было рано: его Tyrrell 008 то и дело выплевывал синий дымок. Причиной, как затем выяснилось, была трещина в масляном насосе коробки передач. Плюс к этому французу пришлось экономить топливо из-за перерасхода в предыдущей части гонки. Удержать лидерство было крайне тяжело. Но Депайе до последнего отбивал атаки догнавшего его Ронни Петерсона и лишь на середине финального круга все же пропустил шведского пилота Лотуса вперед. А счастье Патрика было ведь так близко: разрыв между двумя лидерами на финишной черте составил ничтожные 0,466 секунды!
400-й Гран При: репутация спешит на помощь
За всю историю в Формуле-1 выступали 15 пилотов из Австрии, трое из которых — Йохен Риндт, Ники Лауда и Герхард Бергер — суммарно выиграли 41 гонку. Но лишь один раз, в 400-м Гран При 19 августа 1984 года, ареной триумфа австрийца стала родная земля.
Несмотря на борьбу за титул и три выигранные гонки по ходу предыдущей части сезона, Лауда не был фаворитом 12-го этапа, проходившего на трассе в Цельтвеге. Весь уик-энд двукратный (на тот момент) чемпион мира проигрывал в среднем полсекунды своему молодому партнеру по команде McLaren Алену Просту. А в квалификации Ники и вовсе стал четвертым, уступив также Нельсону Пике (Brabham) и Элио де Анджелису (Lotus).
Лауда был незаметен и всю первую часть гонки, хотя он и отыграл одну позицию: де Анджелис сошел на 11-м круге из-за отказа мотора. Но после экватора заезда Ники наконец-то проснулся и буквально полетел. Одновременно с этим шедший вторым Прост поскользнулся на масле и вылетел с трассы. Так что Лауде оставалось догнать только лидировавшего с поула Пике, что на фоне повышенного износа шин у бразильца было лишь вопросом времени. И на 39-м из 51 круга австриец догнал и обогнал действующего чемпиона мира.
За пару следующих кругов Лауда умчался вдаль. Но когда отрыв от Пике достиг 17 секунд, на его болиде McLaren MP4/2 возникла проблема — пропала четвертая передача. Пришлось выкручивать по полной обороты двигателя на третьей и сразу переключаться на пятую. С такой ездой австриец не только рисковал сойти, но и поехал круг на пять секунд медленнее. Однако коробка передач выдержала, а Пике как ехал в 17 секундах позади, так и финишировал. Бразилец подумал, что прожженный хитрец Лауда сбросил скорость, играя с ним в кошки-мышки, и не стал ввязываться в эту игру…
«Нельсон просто изменился в лице, когда перед подиумом я рассказал ему про потерю четвертой передачи. Он был потрясен — ведь мог легко выиграть», — поделился воспоминаниями Ники пару лет назад.
500-й Гран При: не до юбилея
На финальную гонку сезона юбилейный Гран При пришелся единственный раз — это случилось 4 ноября 1990 года, когда в Аделаиде состоялся 500-й этап. Но прошло празднование этой круглой даты далеко не в самой радужной атмосфере.
За две недели до этого на Сузуке Айртон Сенна досрочно стал чемпионом мира. Произошло это после тарана бразильцем Алена Проста на старте. В итоге разгорелся нешуточный скандал, о котором только и говорили в паддоке австралийской трассы весь уик-энд. Бразилец был невозмутим и категорически отвергал обвинения в свой адрес, а француз пребывал вне себя из-за того, что его заклятому сопернику все сошло с рук. Хорошо еще, что в те времена не было соцсетей!
Прост игнорировал вопросы журналистов о произошедшем и своем будущем, бойкотировал мероприятия, приуроченные к юбилейному этапу. Ведь недаром Алена нет на совместной фотографии с другими чемпионами мира — Джеймсом Хантом, Джеки Стюартом, Денни Хьюмом, Хуаном-Мануэлем Фанхио, Джеком Брэбэмом, Нельсоном Пике и Айртоном Сенной. А в воскресенье утром француз со скандалом покинул брифинг пилотов, за что впоследствии был оштрафован.
События юбилейного заезда на фоне столь громкого эха Сузуки отошли глубоко в тень. Да и сама гонка вышла не слишком интересной: Сенна выиграл поул с отрывом 0,6 секунды и лидировал 61 из 81 круга, пока не вылетел с трассы из-за заклинившей коробки передач. Карма? На первое место вышел другой бразилец Нельсон Пике, который на финише сдержал натиск партнера Проста по Ferrari Найджела Мэнселла на свежих шинах и одержал вторую победу подряд за рулем машины Benetton. Вот так неоднозначно Формула-1 перешагнула рубеж первых пятисот гонок…
600-й Гран При: принципиальная дуэль с непринципиальным соперником
В сезоне-1997 два главных претендента на чемпионский титул единственный раз в истории Формулы-1 не поднимались вместе на подиум, хотя на двоих они выиграли 12 из 16 гонок и еще 16 раз были вторыми или третьими. А во всех семи совместных финишах наших героев Михаэля Шумахера и Жака Вильнёва разделяли как минимум три места! В основном они боролись с напарниками друг друга: Вильнёв — с Эдди Ирвайном, а Шумахер — с Хайнцем-Харльдом Френтценом. При чем здесь 600-я гонка Формулы-1, спросите вы? А потому что именно в юбилейном заезде, выпавшем на Гран При Аргентины 13 апреля, мы увидели одну из самых интересных дуэлей подобного рода в том сезоне.
После целой череды сходов (в том числе Михаэля Шумахера в завале на старте) лидировавший Жак Вильнёв остался в одиночестве, но лишь до поры до времени. После третьего пит-стопа канадец вернулся на трассу непосредственно впереди Ирвайна, который находился на тактике двух остановок и больше в боксы не собирался.
Последние десять кругов пилот команды Williams только и делал, что отбивал атаки ирландца на Ferrari. И это при том, что после пит-стопа на его машине начал барахлить редуктор, из-за чего стали блокироваться задние колеса. Вдобавок с самого утра Жаку нездоровилось — разболелся желудок. Несмотря на все это и жесткий напор ирландца, Вильнёв выстоял и не отдал напарнику Шумахера четыре очка. Которые очень пригодились Жаку в конце чемпионата, который канадец и немец завершили со счетом 81:78.
700-й Гран При: всё получает тот, кто умеет ждать
Как низко в Кубке конструкторов по итогам сезона оказывалась команда с победой в активе? До начала прошлого десятилетия антирекорд — восьмое место — принадлежал британскому коллективу March (победа в Австрии-1975) и французскому Ligier (Швеция-1977). Но команда Jordan в 2003-м пробила это дно, став лишь девятой с 13 очками, десять из которых были заработаны именно за счет победы. Машина EJ13 никуда не годилась ни по скорости, ни по надежности. Но чудо случилось, когда в один день праздновали два юбилея — 200-ю гонку для команды и 700-й Гран При для Формулы-1.
Дождь над бразильским Интерлагосом превратил третью гонку сезона в настоящий хаос: аварии шли одна за одной. В третьем повороте, ставшем после того дня легендарным, один за другим разбили машины Михаэль Шумахер, Хуан-Пабло Монтойя, Дженсон Баттон и еще ряд других пилотов. В наше время заезд бы давно остановили и возобновили бы после двух-трехчасового отстоя, но тогда подобная практика применялась достаточно редко. Более привычным сценарием было завершение гонки после 75% пройденной дистанции — с тем, чтобы гонщикам начислили полноценные очки. Именно на этом сыграли в команде Jordan, заправив машину Джанкарло Физикеллы под завязку в самом начале заезда. Задумка сработала блестяще: из-за частых аварий пелотон провел много кругов за автомобилем безопасности, что позволило безошибочно ехавшему Физико держаться где-то поблизости от лидирующей группы. А когда все оставшиеся впереди гонщики побывали в боксах — кто по одному разу, а кто и по два — итальянец вышел на вторую позицию. Тут на его счастье небольшую ошибку на 54-м круге допустил лидировавший Кими Райкконен. Джанкарло воспользовался осечкой финна и промчался мимо.
Теперь вся надежда оставалась на красные флаги, так как топлива у итальянца оставалось на один—два круга, а 75% дистанции уже прошло. И они появились! Из-за аварий Марка Уэббера и Фернандо Алонсо в конце стартовой прямой гонка была завершена досрочно, а Физикелла выиграл.
Правда, признанию его победителем предшествовала путаница: гоночная дирекция, как положено в подобных случаях, отмотала результаты на два круга назад, но ошиблась. Судьи посчитали, что на момент остановки заезда Джанкарло находился на 55-м круге, хотя по факту он был на 56-м. Так что победный кубок получил Райкконен, а Джанкарло довольствовался серебром. Все встало на свои места лишь на следующей неделе, когда FIA провела расследование и признала ошибку. И перед началом следующего этапа в Имоле Кими в полуофициальной церемонии на стартовой прямой передал заслуженный победный кубок итальянцу.
800-й Гран При: неслучайное совпадение
Командная тактика в Формуле-1, как и в любом другом виде гонок, способна принимать самые изощренные формы. На примере Мерседеса и Валттери Боттаса в прошлом сезоне мы видели, как можно в открытую использовать пилота в качестве прикрытия первого номера. Вспомним и скандал в немецком чемпионате DTM в 2015-м, когда в Шпильберге Тимо Шайдер получил от руководства Audi прямой приказ по радио «вынеси его», после чего вывел из игры шедшего впереди Роберта Уикенса лидера чемпионата Паскаля Верляйна. Но все это не идет ни в какое в сравнение со скандалом на юбилейной, 800-й гонке Формулы-1, прошедшей 28 сентября 2008 года в Сингапуре…
До 13-го круга все шло чинно-благородно: два главных претендента на титул, Фелипе Масса и Льюис Хэмилтон, занимали два первых места и уезжали все дальше от остального пелотона. Но тут в аварию в неудобном месте трассы, 17-м повороте, где не было подъемных кранов, попал дебютант Нельсиньо Пике.
Пике: «Ребята, жаль — я сошел».
Инженер: «Ты в порядке?»
Пике: «Ударился затылком, но, думаю, все в порядке».
Инженер: «Машина безопасности на трассе».
Главный инженер: «Передайте, чтобы он был осторожен в 17-м повороте».
Руководитель команды: «Черт! Каждый раз позор! Да он не гонщик».
Казалось бы, стандартный диалог разбившего машину пилота с командой. Но, как выяснилось через год, это был разыгранный как по нотам спектакль!
В обмен на новый контракт с Renault сын трехкратного чемпиона мира разбил машину о стену, спровоцировав выезд сейфти-кара, который очень помог заезжавшему в боксы несколькими кругами ранее лидеру французской команды Фернандо Алонсо. Испанец, стартовавший 15-м, поднялся за счет этого в топ-5, а затем методично пробрался наверх и в конечном итоге одержал первую в сезоне победу.
Эта афера всплыла лишь после увольнения Пике из команды в конце лета 2009 года. Бразилец сам явился с повинной в FIA, что во многом и спасло его от наказания. А руководитель команды Флавио Бриаторе и главный инженер Пэт Симондс, задумавшие всю эту схему, были немедленно сняты со своих должностей в Renault и на несколько лет получили запрет на появление в паддоке Формулы-1. Сами же результаты 800-й гонки остались нетронутыми. Да и что можно было изменить? Фернандо Алонсо, по официальной версии, не знал о сговоре. А если бы результаты были засчитаны по 13-му кругу и гонщики остались без очков, главный итог сезона оказался бы иным: Льюис Хэмилтон отдал бы чемпионский титул Фелипе Массе. FIA, естественно, на такой шаг не пошла…
900-й Гран При: семь бед — один ответ
К последнему трехзначному юбилею — 900-й гонке 6 апреля 2014 года — пилоты, команды, болельщики и руководство Формулы-1 подошли не в лучшем настроении. Чемпионат мира только-только перешел с атмосферных V8 на революционные гибридные турбодвигатели V6, и довольных конечным продуктом, за исключением активно лоббировавшей этот переход FIA, по сути, не было. Мало того, что команда Mercedes получила тотальное преимущество перед конкурентами, так и машины стали слишком тихими и медленными. Скорость на круге за зиму упала на три—четыре секунды, а количество обгонов в двух первых гонках, Австралии и Малайзии, по сравнению с 2013 годом, сократилось с 80 до 49…
Прямо по ходу гоночного уик-энда в Бахрейне боссы команд, промоутеры и представители FIA провели экстренное заседание в поиске выхода из сложившейся ситуации. Но наиболее эффективную пилюлю Формула-1 получила вечером в воскресенье, когда погасли стартовые огни первой ночной гонки на Сахире.
От первого и до последнего круга, за исключением пяти витков под сейфти-каром, борьба кипела на всех этажах пелотона. А главным украшением заезда, безусловно, стала дуэль пилотов Мерседеса Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга за победу. Да, официально Росберг лидировал каких-то три круга. Но как минимум трижды он сходился с напарником колесо в колесо и выходил вперед, хотя Хэмилтон тут же успешно контратаковал. Эта дуэль продолжалась вплоть до самого финиша, где гонщиков «Серебряных стрел» разделила какая-то секунда. А на подиум вместе с ними сенсационно поднялся пилот команды Force India Серхио Перес, удержавший за спиной стремительного новобранца Red Bull Racing Даниэля Риккьярдо.
Понятно, что всех болезненных вопросов эта гонка не решила и технический регламент по-прежнему требовал настройки. Но именно благодаря такому зрелищу стало очевидно, что выбранное техническое направление не является для Формулы-1 тупиковым. Лучшего подарка самой себе на 900-м Гран При Королева автоспорта и преподнести не могла…