От смешного к серьезному. Альтернативные итоги сезона-2017 в Формуле-1

Фото: autocar.co.uk | f1fanatic.co.uk | matraxlubricantes.com | motorsport-magazin.com | PlanetF1 | Red Bull | sportsnet.ca | команды-участницы | организаторы Гран При

Какими интересными и нестандартными событиями запомнится уходящий год в мире Гран При? Приглашаем взглянуть на них в нашем альтернативном итоговом обзоре.

Самый нелепый штраф

Штрафную систему в Формуле-1 регулярно критикуют за недостаток гибкости. Ну куда это годится, если гонщик Макларена Стоффель Вандорн за сезон теряет 218 позиций из-за замены деталей силовой установки?

C наказанием за нарушение правил на трассе логики и последовательности тоже нет. После столкновения с Паскалем Верляйном в Монако Дженсон Баттон получил три штрафных места на старте следующей гонки. Только вот незадача: отставной чемпион мира заменил Фернандо Алонсо в команде McLaren на один Гран При и больше возвращаться в Формулу-1 не собирался! «Можете хоть дисквалифицировать меня пожизненно», — пошутил англичанин в комнате стюардов.

Чудак года

Не стареет душой Кими Райкконен, несмотря на свои 37 лет и статус главы семейства с двумя детьми. Время от времени финн, сам того не ведая, выдает такие вещи, что хоть стой, хоть падай. В минувшем сезоне он попадал в объективы фотокамер с кофтой на голове, двумя шлемами перед лицом и в странной позе при выходе из машины.

Еще смешнее становится от того, что все это Райкконен делает естественно. Если весельчак Даниэль Риккьярдо дурачится, то у Кими просто так получается. Жаль лишь, что в плане результатов все далеко не весело. Отставание Райкконена в 115 очков от напарника Себастьяна Феттеля по итогам сезона — неприлично много…

Подкол года

Пресс-конференции перед началом гоночного уик-энда в Абу-Даби было не суждено стать исторической — со встречей двух претендентов на чемпионство и обменом рукопожатиями. Судьба титула решилась двумя этапами ранее в Мексике.

Тем не менее в четверг Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля пригласили в пресс-центр Яс Марины. Четырехкратные чемпионы мира подвели итоги сезона, поделились впечатлениями от деятельности Liberty Media и рассказали о своих надеждах на пятый титул. В общем, получилась рядовая пресс-конференция, за исключением одного момента.

«Мне особо нечего вспомнить…» — ответил Льюис на просьбу журналистов назвать свой лучший обгон в сезоне.

Феттель со смехом перебил британца: «Наверное, потому что ты никого не обгоняешь».

«Ну тебя-то я обогнал пару раз! Этого достаточно», — не растерялся Льюис, вспомнив свои обгоны Феттеля в борьбе за победу в Барселоне и Остине.

Себу ответить на такой выпад было нечем. В прямой борьбе он обогнал Хэмилтона лишь однажды — в той же Испании, когда спустя несколько кругов британец вернул себе позицию.

Самое смешное видео

В Сингапуре напарники по Red Bull Racing Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен попробовали вскрыть и попробовать экзотический фрукт под названием дуриан, растущий на юго-востоке Азии. Что получилось из этого эксперимента, показала PR-служба команды в двухминутном видеоролике.

Радиохит-2017

Самое эмоциональное радиосообщение в минувшем сезоне принадлежит, как ни странно, все тому же Кими Райкконену. Айсмен, конечно, часто ругается по радио на круговых и некорректность действий соперников, а в дебюте в американском чемпионате NASCAR он вдрызг разругался с шефом команды механиков. Но такой взрывной тон, как в Баку, у Кими был впервые за все годы выступлений в автоспорте.

Вроде бы ничего не предвещало высокой эмоциональности. Во время остановки гонки на 22-м круге механики Ferrari починили поврежденную машину Райкконена, и все было нормально, пока Кими на пути к выезду с пит-лейна не начал паниковать из-за отсутствия руля, который нес бежавший рядом механик.

«Эй, руль! Перчатки и руль! — закричал финн по радио. — Эй, эй! Руль! Кто-нибудь скажите, чтобы он дал руль! Давай! Ну!»

По результатам опроса на официальном сайте Формулы-1 именно этот эпизод победил в номинации «Лучшие радиопереговоры».

Тотальное невезение

«Было бы очень смешно, если бы не было так грустно». Это крылатое выражение точно описывает итог участия Фернандо Алонсо в культовой американской гонке «500 миль Индианаполиса». За два последних года двукратный чемпион Формулы-1 так устал от неконкурентоспособной и ненадежной техники, что предпочел участию в престижном Гран При Монако дебют в главном этапе чемпионата IndyCar.

«Седьмое место на финише в Монте-Карло? Нет, спасибо», — заявил испанский гонщик, отправившийся при поддержке команд McLaren и Andretti Autosport покорять легендарную «Старую кирпичницу».

В «Инди» Фернандо получил то, что хотел. Частного дня тестов и шести тренировок, за которые он проехал почти две тысячи километров, ему хватило для адаптации к специфичным условиям гонки на скоростном овале. Стартовав пятым среди 33 участников, испанец провел по главе пелотона 27 кругов и к заключительной части дистанции остался в лидирующей группе. Все складывалось просто отлично, пока из двигателя Honda на шасси Dallara DW12 не пошел синий дымок. Такой вот злой рок: сбежать от технических проблем Алонсо не удалось даже за океаном…

Главная полемика года

Спустя несколько дней после продления контракта с Red Bull Racing до конца 2020 года Макс Ферстаппен оказался вовлечен в грандиозный скандал, спровоцированный им самим и его отцом. Юный голландец лишился подиума из-за пятисекундного штрафа за некорректный обгон Кими Райкконена на последнем круге. Решение стюардов было неоспоримым, но зачем-то семейство Ферстаппенов объявило войну Международной автомобильной федерации. «Извините, но это отстой. Позор FIA!» — написал отец Йос в Твиттере.

Сам Макс перешел на личности, вспомнив прошлогодний штраф в Мексике, когда в судейской коллегии тоже был член Всемирного совета FIA по автоспорту Гэри Конелли. «Среди стюардов есть один идиот, который постоянно настроен против меня», — заявил голландец.

Руководство команды Red Bull также встало на сторону Макса, а Кристиан Хорнер отметил, что не видит ничего страшного в твите Ферстаппена-старшего. Дошло до того, что Йос призвал Чарли Уайтинга покинуть пост гоночного директора FIA.

Успокоилось окружение Ферстаппена только после того, как стало известно, что третий стюард Гран При США Мика Сало получил ряд угроз со стороны голландских болельщиков. А FIA все это время хранила молчание, взяв слово только перед стартом следующего этапа в Мехико. «Ферстаппен срезал трассу и одновременно обогнал соперника. Технически штраф был простым», — пояснил Уайтинг.

Макс извинился за «стюарда-идиота», но свою вину признал только через пару недель после окончания сезона. «Я нарушил правила, выехав за пределы трассы, а проблема была в том, что по ходу уик-энда срезали все, а штраф выписали только мне», — заявил Ферстаппен.

Несмотря на такой скандал, FIA признала Макса «Персоной года» в автоспорте.

Предсказуемость года

Новобранец дружины Mercedes Валттери Боттас не удивил и не разочаровал. Финн никогда не прыгал выше головы в коллективе Williams, оставшись верным себе и в чемпионской команде. Подходит гонщику и машине трасса — Валттери на коне, а если нет — так нет.

За минувший сезон Боттас финишировал в первой тройке в 13 Гран При — как его напарник Льюис Хэмилтон и гонщик Ferrari Себастьян Феттель. Но как думаете, на каких трассах он остался без подиума? В шести из семи гонок — как раз там, где Валттери никогда не финишировал выше четвертого места даже в Уильямсе! Это Шанхай, Барселона, Монако, Сепанг, Сузука и Остин. Бельгийский Спа, в свою очередь, стал единственным из семи автодромов, где Боттас был ранее на пьедестале почета, но не сумел повторить свой успех в этом году. Ну а в Сочи, Монреале, Шпильберге, Сильверстоуне, Мехико и Абу-Даби финн, как и всегда, чувствовал себя уверенно.

Интересно, что еще перед началом сезона-2017 британский обозреватель Джеймс Аллен предположил, что первую победу в карьере Боттас одержит на своем любимом «Сочи Автодроме». Так оно и произошло!

Счет 6:13 и среднее отставание 0,285 секунды от напарника Льюиса Хэмилтона в квалификации. Три победы против девяти, третье место в чемпионате с отставанием 58 очков. 187 кругов лидирования по сравнению с 527 у британца. В общем, вся статистика настолько предсказуема, что становится скучно.

Сюрприз года

В двадцати гонках сезона-2017 было разыграно шестьдесят мест на подиуме, 59 из которых поделили между собой пилоты топ-команд: Mercedes (26), Ferrari (20) и Red Bull Racing (13). Было бы закономерно, если бы оставшаяся одна ступень оказалась на счету мексиканца Серхио Переса, ставшего в чемпионате лучшим из остальных, или его напарника по коллективу Force India Эстебана Окона, который всего два раза остался без очков. Но нет — единственным, кому удалось потеснить лидеров на пьедестале почета, стал канадский новичок Лэнс Стролл.

Начало сезона получилось тяжелым для 18-летнего чемпиона Европейской Формулы-3: в трех первых гонках он сошел с дистанции, а счет добытым очкам открыл только на седьмом этапе дома в Монреале, финишировав девятым. «Этот результат Лэнса сравним с победой», — прокомментировал глава технического штаба команды Williams Пэдди Лоу. Тогда и представить никто не мог, что через две недели в Баку канадец станет самым молодым дебютантом на подиуме.

Во многом такая сенсация была обусловлена стечением обстоятельств. Раз-два в году в Формуле-1 бывают сумасшедшие гонки, в которых все переворачивается с ног на голову. И Williams исторически отлично ориентируется в таких условиях: вспомните подиумы Алекса Вурца (Канада-2007) и Нико Росберга (Австралия-2008 и Сингапур-2008), а также сенсационную победу Пастора Мальдонадо в Барселоне в 2012 году. А теперь в этом списке есть Лэнс Стролл и Баку!

Но канадцу надо отдать должное. Стролл был быстр на протяжении всего уик-энда, завершив пятничные тренировки на шестой строчке, а в квалификации став восьмым. В воскресенье благодаря проблемам лидеров и столкновению гонщиков Force India Лэнс поднялся на второе место позади Даниэля Риккьярдо, не допустил ни одной ошибки и вполне мог бы заработать серебро, если бы не обгон Боттаса на самой финишной черте.

Стояние под дождем — 2017

C 2009 года в Формуле-1 в каждом сезоне хотя бы раз квалификация или гонка прерывалась красными флагами из-за дождя, после чего начиналось бесконечное ожидание. В этом году подобное испытание пилотам, командам и болельщикам выпало на этап в Монце.

На протяжении всей субботы итальянский автодром нещадно поливал дождь. В финальной практике гонщики провели в боевом режиме только 16 последних минут, а в квалификации красные флаги появились через 14 минут после старта первого сегмента, когда машину разбил Ромен Грожан…

Возобновилась сессия лишь спустя два часа и 26 минут, когда при нормальных условиях уже должна была подходить к концу гонка «дочерней» Формулы-2.

Срыв года

Если резким торможением перед рестартом в Баку Льюис Хэмилтон хотел проверить Себастьяна Феттеля на слабину, то у него это получилось просто идеально. Психанув и в отместку боднув болид Хэмилтона, Феттель получил десятисекундный штраф Stop&Go, а после финиша подвергся серьезной критике со стороны руководителей команд и коллег. FIA инициировала дополнительное расследование. Были разные предположения, что грозит лидеру чемпионата: лишение очков за четвертое место в Азербайджане или временная дисквалификация, но закончилось все тем, что Феттель принес извинения, а FIA в обмен закрыла дело.

Тем не менее этот таран и эмоциональную нестабильность немцу еще долго будут припоминать. «Хорошо, что в этом году мы увидели некоторые его слабые стороны. Я благодарен Себастьяну за недавнюю ошибку», — уколол Хэмилтон своего оппонента после завала в Сингапуре, который начался с резкого смещения Феттеля в сторону Макса Ферстапппена.

Что говорить, если даже президент Ferrari на недавней рождественской пресс-конференции в Маранелло упрекнул своего подопечного. «Я уверен, что в будущем Себ будет не так эмоционален, — сказал Серджио Маркионе. — Минувший сезон его многому научил, и в 2018-м вы уже не увидите этой слабости. Теперь у нас в распоряжении конкурентоспособная машина, а это значит, что Феттель несет ответственность за свое поведение».

Антирекорд века

Столкновение Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена на старте ночной гонки в Сингапуре не просто стало началом катастрофичного падения Ferrari в чемпионате, но и нарушило одну впечатляющую статистику для команды из Маранелло. Впервые за все 67 лет участия в Формуле-1 обе красные машины выбыли на первом круге! Да, был сход единственного болида в Испании-1970. Но во всех других девятистах с лишним Гран При Скудерия оставалась в пелотоне с одним болидом хотя бы до четвертого круга.

Рекомендованные статьи