10 самых странных и неприятных моментов сезона Формулы-1
Что не так в заглавной фотографии? Чемпиона мира только что наградили чужим кубком. И это не единственный момент сезона, который вызывает недоумение. Чемпионат закончен, аналитики подводят его итоги, гонщики отдыхают, команды уже вовсю готовятся к новым стартам. А мы вспоминаем те моменты, которые в ходе прошедшего сезона вызвали наши вопросы, возмущение или полное неприятие.
1. Квалификация на первых этапах.
О том, что замысел нового формата квалификации изначально ущербен, мы предупреждали еще перед стартом сезона. Так и получилось: никакой бесконечной карусели всех пилотов по трассе с постоянным выбыванием участников не вышло, новый формат пришлось отменять. А ведь его можно было бы все-таки сделать интересным, стоило только запретить заезд в боксы! Заехал – выбыл из борьбы вместо очередного неудачника, у которого на данный момент худшее время. Вот тогда бы все старались! Естественно, если бы фирма Pirelli расщедрилась на дополнительные комплекты шин специально для каждого фрагмента квалификации.
2. Авария Алонсо в Мельбурне
Как положено по драматическим канонам, чувства миллионов болельщиков были прокачаны с помощью перипетии – резкого изменения в судьбе героя. Сначала зрители замерли, увидев страшную аварию и ее последствия – разбитый McLaren Алонсо, лежащий кверху днищем. Потом облегченно вздохнули – Фернандо выбрался и даже уходит от машины пешком, лишь слегка прихрамывая. И, наконец, оценили всю степень тяжести происшедшего, когда выяснилось, что Алонсо получил травмы и не сможет выйти на старт следующей гонки.
3. Претензии Феттеля к Квяту в Китае
«Все нормально, ты на подиуме, я на подиуме, в чем проблема?» - примерно так отвечал Квят Феттелю после финиша в комнате, где оба ожидали вызова на награждение. В Китае Даниил рискованно проскочил Себа, но риск был просчитанным! Если Феттель и получил основания для претензий, то только после следующего этапа, где российский пилот врезался в него, причем дважды. А в дальнейшем Феттель наверняка не раз вспоминал, насколько безопаснее было гоняться рядом с Квятом, чем с тем, кто его заменил…
4. Рокировка Квята и Ферстаппена
После первых же успехов Ферстаппена этот обмен перестал казаться странным, но неприятным событие все равно осталось. Потому что в основе этого действия – не спорт, а коммерция. Неизвестно, насколько хорош был бы Квят, если бы остался, когда во второй половине сезона Red Bull набрал потрясающую форму. Но хорошо известно, как много дополнительного внимания вызвало появление юного Макса на верхней ступени подиума, какую вспышку интереса к Формуле-1 он спровоцировал.
5. Решения FIA в области радиопереговоров
Запретить. Преследовать и штрафовать нарушителей запрета. В ответ на претензии еще более ужесточить запрет. Продолжать наказания. Потом – раз! – и полностью отменить все ограничения. Несколько нелогично, не так ли? А ведь, сложись последний Гран При сезона чуть иначе, именно радиопереговоры могли бы решить судьбу чемпионата. Ведь в Гран При Великобритании Росберг был оштрафован за то, что инженер из боксов донес до него «лишнюю» информацию – и Нико «переехал» в протоколе со второго на третье место. А через пару этапов все ограничения были сняты.
6. Замена Рио Харьянто на Эстебана Окона
Мы уже привыкли, что гонщики Формулы-1 – сродни писателям, которые платят за издание собственных книг. Но история с Харьянто выглядела особенно печально, потому что его лихорадочные попытки собрать деньги на продолжение выступлений велись не закулисно, а на глазах у всего мира. Обратите внимание, что индонезиец выступал за Manor вполне достойно, не выглядел на фоне Верляйна мальчиком для битья. При этом вполне понятно, что заменивший Харьянто Эстебан Окон – пилот выше классом и свое место в Формуле-1 заслужил.
7. Ситуация с Halo
Помните, с какой стремительностью и неотвратимостью была внедрена система защиты головы и шеи HANS? Никакой демократии не было, одномоментное решение. Гонщики тогда ворчали, в прессе появлялись предположения, что решение пролоббировано производителем этой простой, но дорогостоящей конструкции. Составители правил не отступили – и теперь понятно, что система помогла многим пилотам остаться живыми и здоровыми. А с защитой кокпита ситуация странная. Сначала обкатывали прототипы, затем практически каждый гонщик проверил готовую систему в действии во время Гран При. Устраивались обсуждения, голосования. И в итоге решили еще годок подождать и опробовать усовершенствованный вариант Halo.
8. Реакция судей на дождь в Бразилии
Понятно, что тень ливня на Сузуке, под которым разбился Жюль Бьянки, еще долго будет нависать над всеми дождевыми гонками чемпионата мира. Понятно, что судьи еще долго будут перестраховываться. Но бесконечные остановки и приостановки соревнования превратились в муку и для зрителей, и для участников. Пилоты хотят ездить под дождем, именно для этого и даны им дождевые шины! То, насколько захватывающими могут быть подобные заезды, как раз и показал Гран При Бразилии. Но длительно ожидание на пит-лейне испортило все впечатление от интересной гонки.
9. Решения судей в Мексике
Про финал мексиканской гонки сказано уже немало, но не занести ее в список вызывающих недоумение мы не можем. Дорогие судьи! Три часа, которые понадобились вам для формирования окончательного состава подиума – это слишком много. Если нарушение Феттеля было таким вопиющим, что его следовало оштрафовать – тогда надо было делать это незамедлительно. Или хотя бы после экспресс-обсуждения – от финиша до выхода пилотов на подиум прошло не менее двадцати минут. Если же проступок Себастьяна располагался где-то на грани добра и зла, то нужно было оставить ему призовое место.
10. Награждение в Абу-Даби
У подиума в Абу-Даби собрались люди в похожей арабской одежде, только разного роста. Они должны были вручать триумфатором Гран При похожие по форме кубки, только разного размера. Первый большой кубок получил победитель гонки Льюис Хэмилтон. Второй, такой же большой, получил Нико Росберг. Логика награждающего ясна – ведь новоиспеченный чемпион мира достоин не меньшего приза, чем победитель гонки! Однако это была награда команде победителя, которую должен был принять вышедший на подиум представитель Мерседеса. За второе место, занятое Нико, полагался приз куда меньше по размеру! Приветствовав зрителей чужим кубком, Росберг потом заметил ошибку и поменял его на свой. Курьезный инцидент был исчерпан. А ведь Херес в свое время исключили из календаря Формулы-1 как раз за нарушение процедуры награждения…
А какие эпизоды чемпионата показались странными или неприятными вам? И еще. Самым красивым эпизодом чемпионата для меня стало возвращение Фелипе Массы на пит-лейн в Бразилии. Какие еще моменты, по вашему мнению, украсили прошедший чемпионат и достойны войти в такой же рейтинг, но со знаком «плюс»?