10 красивых моментов и позитивных тенденций прошедшего сезона Формулы-1
Негатив зашкаливает. Мы давно привыкли ворчать по поводу тех самых гонок, которыми восхищались годы (а то и десятилетия) назад. В Формуле-1 теперь все не то! Правила, судьи, боссы команд, звук моторов. Также не радуют старые и новые владельцы Формулы вместе взятые, поведение гонщиков, число обгонов, размер клеток на клетчатом флаге и, разумеется, предвзятые формульные обозреватели со своими завиральными теориями. Однако есть и позитив, который трудно было не заметить. И, наверное, он не исчерпывается теми десятью пунктами, на которых мы остановили свое внимание.
1. Реакция на критику
Раньше руководство Формулы-1 и организаторов чемпионата мира не раз упрекали в неповоротливости и затягивании с принятием важных решений. На этот раз в ходе чемпионата были устранены целых два фактора, негативно влиявших на репутацию соревнований. Провальный квалификационный формат был, пусть и не сразу, но заменен на прежний – а ведь признавать свои ошибки никому не просто! Ограничения радиопереговоров гонщиков с боксами были тоже отменены (несмотря на попытку их, наоборот, ужесточить), Радует и то, что другие актуальные проблемы сейчас пытаются решать разными способами, сравнивая решения между собой. Например, есть проблема выезда пилотов за пределы трассы. И ее решают не только субъективным путем (судейскими замечаниями и наказаниями), но и переделкой поребриков в чреватых выездами поворотах. Также был проведен первый опыт использования специальных датчиков – электронику в предвзятости не обвинишь!
2. Шинные возможности
По-видимому, нынешний сезон будет стоять особняком по разнообразию шинных стратегий. Три вида сликов на каждом Гран При с возможностью использования всех трех составов в гонке порождали настоящий простор для творчества. Разнообразие внесла и непредсказуемость поведения нового сорта UltraSoft. Он был действительно очень мягкий, но при этом, что удивительно, на некоторых трассах прогревался хуже, чем более жесткие составы. В предстоящем сезоне, вероятно, все изменится. И не в лучшую сторону: уже весной Пол Хембери заговорил о грядущем выравнивании характеристик составов и о том, что Pirelli хочет вносить меньший вклад в формирование итоговых протоколов гонок.
3. Гран При Испании – невероятный сюжет
Успех Ферстаппена в первой же гонке за Red Bull, безусловно, запомнится надолго. Как и то, в результате каких событий он был достигнут. Трасса в окрестностях Барселоны, как правило, не очень-то щедра на гонки с интересным сюжетом. Однако на этот раз на Каталунье произошло невероятное. Из-за технического сбоя на машине лидера гонки Росберга его атаковал Хэмилтон – партнеры столкнулись и выбыли из борьбы. Таким образом, почетное, но эфемерное звание «лучшего из остальных» конкретно на этой гонке давало еще и полновесную победу. Правда, судьба этой победы во многом решилась из-за взорвавшегося колеса на машине Риккьярдо – но при этом отдадим должное усилиям и везучести Ферстаппена.
4. Гран При Европы – новая точка на карте
Новая трасса – это всегда интересно. Интересно вдвойне то, что Азербайджан – еще одна формульная точка на постсоветском пространстве. Но при этом и сама по себе городская трасса в Баку вышла примечательной – с очень скоростными прямыми, и при этом напоминающая Монако в медленных поворотах. Разумеется, интерес к новым для страны гонкам в Азербайджане только пробуждается, но мы верим, что Формула-1 пришла на берега Каспийского моря всерьез и надолго.
5. Продажа Формулы-1.
Если что-то покупают, оно того стоит. Продажа коммерческих прав на чемпионат мира еще раз напомнила, что Формула-1 – один из самых дорогостоящих рукотворных активов человечества. Одновременно смена владельцев породила массу надежд. На более динамичное руководство этим достаточно консервативным чемпионатом. На эволюцию правил в сторону большей зрелищности. На более справедливое распределение доходов между командами. Насколько все эти надежды оправдаются, покажет время – между прочим, сама сделка еще далеко не завершена и вполне может быть приостановлена.
6. Нет беспомощных команд
Все команды, участвующие в чемпионате, завоевали хоть какие-то очки в зачете Кубке конструкторов. Понятно, что аутсайдеры в нынешнем году были, как и в любом другом. Но откровенных статистов и махнувших рукой на происходящее на старт не выходило! Более того, в задних рядах пелотона шла не менее напряженная борьба, чем впереди, хотя мы не так часто видели ее на экранах телевизоров. Особо хочется отметить команду Force India. Материальное положение ее акционеров таково, что от коллектива можно было бы ожидать если не провала, то резкого снижения результатов. Но Индийская Сила смогла сохранить высокий спортивный уровень и сделать шаг вперед, заняв четвертое место в Кубке конструкторов – самое высокое в своей истории!
7. Бразильцы на домашнем Гран При
Возвращение Фелипе Массы в боксы после аварии на Интерлагосе – одна из самых трогательных сцен за всю историю Формулы-1. Можно понять гонщика, который приготовил флаг своей страны, чтобы после финиша проехать с ним, приветствуя зрителей – но до конца гонки не добрался. Шагая в боксы, Фелипе не мог сдержать слез. Но, когда механики команд на пит-лейне ему начали аплодировать, к Массе наверняка присоединились болельщики на трибунах, даже не самые сентиментальные… Другой бразилец, Фелипе Наср, на домашнем Гран При тоже отличился, завоевав первые очки в сезоне для команды Sauber.
8. Борьба за чемпионский титул
Хорошо, когда чемпион не ясен за несколько этапов до финиша, прекрасно – если напряжение сохраняется перед последним стартом сезона. И уж вовсе здорово, когда за несколько кругов до взмаха клетчатого флага в финальной гонке сезона все еще может измениться. Конечно, нынешнему сезону далеко до сверхнапряженного финала 2008 года, но все равно интрига сохранялась до последнего – и это огромный плюс нынешнему чемпионату!
9. Финальное фото чемпионата
Такого рода официальная фотография делается дважды: перед стартом сезона и перед последним его этапом. Правила размещения людей на подобных снимках давно устоялись – садятся представители лучших команд, стоят середняки и аутсайдеры, а в центре ряда сидящих располагаются главные претенденты на чемпионский титул. Как вы видите, в Абу-Даби гонщики сами сделали красивый жест, посадив в центр покидающих Формулу-1 Фелипе Массу и Дженсона Баттона. Ирония судьбы – никто еще не знает, что вытесненный со своей законной центральной позиции Нико Росберг в итоге решит повесить шлем на гвоздь! А Масса, судя по всему, изменит свое решение – именно из-за ухода Нико (и возможного перехода Валттери Боттаса в Mercedes) Williams снова нуждается в его услугах.
10. Уход Нико Росберга
Да, Нико не многократный чемпион, хотя свое имя в историю он вписал. Случайных победителей в Формуле-1 в принципе не бывает, но на фоне успехов великих героев прошлого (и не совсем прошлого – к примеру, на фоне четырех титулов Себастьяна Феттеля), Нико был обречен оставаться «одним из». Но своим решением уйти на гребне славы он как будто поставил восклицательный знак на статистической странице со своими результатами. Был чемпионом один раз, но как красиво ушел!