«Когда гаснут огни светофора, не оглядываются назад». Почему Кубица не вернулся в Ф1?
Роберт Кубица не вернется в Большие Призы после семи лет вынужденной паузы, связанной с последствиями тяжелой аварии на ралли. Команда Williams предпочла 33-летнему гонщику российского новичка Сергея Сироткина, а самого поляка назначила лишь в резервный состав. Почему так вышло и заслуживал ли победитель Гран При Канады 2008 года большего?
Большая шумиха
Возвращение Роберта Кубицы за руль машины Формулы-1 стало одной из главных новостных тем прошлого года в мире Больших Призов — наряду с дебютом Фернандо Алонсо в Инди-500 и уходом в отставку Берни Экклстоуна. Спустя шесть лет после трагического удара карьера талантливого гонщика из Кракова получила новый импульс. В июне и июле Кубица провел две тестовые сессии на болиде Lotus E20 образца 2012 года, а в августе на коллективных тестах в Будапеште впервые опробовал боевую машину Renault.
История была предана такой громкой огласке, что команде пришлось оправдываться. «Это не пиар-кампания», — твердил тогда руководитель Renault Sport Сирил Абитбуль. Важно отметить, что коллектив и сам Роберт с большой осторожностью говорили о дальнейших перспективах, стараясь не давать ложных надежд публике. «Я хочу получить шанс, но не знаю, что будет дальше. Могу только сказать, что не расстроюсь, если вернуться не получится, поскольку понимаю все реалии», — сказал Кубица после тестов в Венгрии.
Тем не менее пресса начала строить замки из песка, предполагая, будто уже в Спа польский гонщик заменит в Renault безнадежного Джолиона Палмера или, начиная с Монцы, приступит к работе на пятничных тренировках, чтобы стать напарником Нико Хюлькенберга в 2018-м. «Честно говоря, я не понимаю, просто не понимаю! Чего вы от него ждете? Если бы не вся драматичность его ситуации, о Кубице никто бы не вспомнил», — негодовал один из главных критиков современной Формулы-1 Жак Вильнёв.
Частично бывший чемпион мира был прав, ведь очень скоро сказка закончилась: после тестов в Венгрии Renault не предоставила Кубице больше ни одной возможности сесть за руль, и в начале осени стороны расстались. Французская команда после года дискуссий с Red Bull наконец-то пригласила Карлоса Сайнса-младшего, а Роберт отправился искать счастья в Williams.
Переговоры с коллективом Фрэнка Уильямса начались в середине сентября — как раз когда одним из менеджеров Кубицы стал отставной чемпион мира Нико Росберг. Дальнейший сценарий напоминал то, через что Роберт прошел с Renault: две серии заездов за рулем старой машины плюс участие в официальных тестах. И снова вокруг персоны гонщика из Кракова поднялся нешуточный хайп! Испанские СМИ даже сообщили, будто Кубица подписал предварительный контракт на 2018 год и уже на финальном этапе сезона-2017 в Абу-Даби заменит Фелипе Массу.
Но в команде Williams с самого начала сохраняли спокойствие и невозмутимость. «Могу только подтвердить то, что и так все знают: у нас есть несколько вариантов на следующий год», — отвечал глава технического штаба Пэдди Лоу на бесчисленные вопросы о перспективах Кубицы.
Поляк действительно оказался одним из главных кандидатов на место напарника Лэнса Стролла в 2018 году. Но очевидно, что коллективу Williams нужно было принять объективное решение, а не просто руководствоваться сочувствием к его трагической судьбе и уж тем более маркетинговыми соображениями.
Что говорят цифры?
Несмотря на ограниченную подвижность правой руки, серьезных физических проблем у Роберта Кубицы не возникло, что подтвердили еще представители Renault после заездов на Хунгароринге. На официальных тестах с Уильямсом в Абу-Даби компенсировать недостаток, в частности, помогла модификация кокпита под поляка: часть крепления подголовника была вырезана, чтобы ему было удобнее рулить, а переключение передач производилось только с помощью левого подрулевого лепестка.
Пройденные 120 кругов за два дня — эквивалент двух с половиной гоночных дистанций на Яс-Марине — подтвердили, что Роберт адаптировался к своему физическому ограничению. Проблема была в другом…
У Кубицы возникли трудности при работе с шинами: ни с одним составом он так и не разобрался до конца, чтобы значительно прибавить. Особенно это касалось кругов в квалификационном режиме. Да, во второй день тестов поляк привез Сергею Сироткину 0,461 секунды, однако он установил свое лучшее время на более мягких шинах Hypersoft, тогда как россиянин ездил на Софте. Выходит, если не брать поправки к количеству топлива в баках и разное время суток, а учесть только двухсекундную разницу на круге между двумя составами покрышек, получится, что Сироткин оказался быстрее Кубицы на 1,6 секунды! При этом в Уильямсе подтвердили, что оба гонщика работали по идентичной программе. Спору нет, три из девяти быстрых кругов Кубицы на шинах Hypersoft оказались испорчены из-за трафика, красных флагов и его собственных ошибок. С другой стороны, надо учитывать, что Роберт работал вечером, когда сцепление с трассой было лучше.
Не блистал Роберт и на длинных сериях кругов: в среднем Кубица был на полсекунды медленнее российского гонщика. Конечно, все это лишь примерные цифры, а реальные результаты сравнения, полученные инженерами команды Williams после тщательного изучения, наверняка навсегда останутся тайной за семью печатями. Но очевидно, что на тестах в Абу-Даби, куда Кубица приехал, будучи фаворитом, Роберт провалился. В противном случае команда не стала бы медлить и поскорее бы закрыла набивший оскомину вопрос о составе пилотов до следующего сезона.
Есть ощущение, что польскому гонщику просто не хватило вката. За шесть лет его отсутствия техника Формулы-1 серьезно изменилась: аэродинамика, двигатель и шины стали другими. Достаточно ли для адаптации двух дней на официальных тестах и еще несколько частных заездов за рулем старой машины на «дубовых» демонстрационных покрышках?
«Слишком опрометчиво ожидать, что гонщик, оказавшийся в такой ситуации, как Кубица, с ходу будет быстрее пилота, который имеет опыт работы с современной машиной Формулы-1 и нынешними шинами. Ему нужно время, чтобы адаптироваться и продемонстрировать свой потенциал», — сказал недавно руководитель Pirelli Motorsport Марио Изола.
В 2018 году у Роберта Кубицы будет достаточно времени для адаптации, но только в качестве резервного гонщика…
Финансовая поддержка не помогла
Несмотря на весь пиар своей персоны, Кубица собрал спонсорский пакет, размер которого, по разным слухам, составил от 8 до 11 миллионов долларов. Сумма солидная, если учесть, что даже Джолион Палмер заплатил Renault за сезон-2017 около шести миллионов, а команда Mercedes за место для своего протеже Паскаля Верляйна перевела на счет Заубера только три. Изначально у Роберта была поддержка польского производителя спортивного питания Olimp, затем подключились местная сеть продовольственных магазинов Жабка и энергетическая компания PKP Energetyka, инвесторами которых являются бывшие владельцы Формулы-1 — венчурный фонд CVC Capital Partners. При условии утверждения Кубицы в основном составе Уильямса на помощь соотечественнику даже была готова прийти национальная нефтяная компания Lotos. Так что с деньгами у него было все очень даже хорошо. У Сергея Сироткина, правда, оказалось еще больше — около 15 миллионов.
Можно ли утверждать, что чаша весов склонилась на сторону российского гонщика из-за разницы в бюджете? Не факт. Во-первых, с Кубицей команда получила бы больше спонсорских денег от своего титульного партнера Martini, которые теперь потеряет из-за того, что 22-летний Сироткин якобы не имеет права сниматься в рекламе алкогольной продукции. А во-вторых, за счет истории с возвращением одного из самых перспективных гонщиков прошлого десятилетия Williams получила бы серьезную медиаотдачу, привлекла дополнительное внимание болельщиков и потенциальных спонсоров. Дополнительные 7-8 «российских» миллионов на этом фоне для команды — ничто, учитывая общий бюджет около 150 миллионов, не считая солидных дотаций от Лоуренса Стролла.
В общем, не хватило в этой мозаике только гарантии того, что Кубица будет конкурентоспособен и на старте Гран При Австралии его история с возвращением не превратится в разочарование.
Былые заслуги не в счет
В документальном фильме «Самый быстрый», рассказывающем о гонках MotoGP, есть такая цитата: «Когда гаснут сигналы светофора, никто не оглядывается назад, твое прошлое остается позади…» Фраза очень точная и емкая и идеально описывает ситуацию с Робертом Кубицей.
В команде Williams могли сколько угодно хвалить подход поляка к работе и его фидбэк при общении с инженерами, восхищаться былой спортивной карьерой и решимостью вернуться в гонки после тяжелого удара судьбы. Но когда дело дошло до вопроса о скорости, все эти факторы отошли на задний план, как и вся статистика Кубицы: 76 Гран При, 12 подиумов, одна победа и один поул.
Самый наглядный пример того, во что может превратиться громкое возвращение, — камбэк семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, который за три года поднялся на подиум всего один раз и регулярно уступал в скорости молодому напарнику Нико Росбергу. Одной из проблем легендарного гонщика как раз стала тяжелая адаптация к шинам: в 2010 году он все никак не мог привыкнуть к узким передним покрышкам Bridgestone, а в 2011-м и 2012-м не знал, что делать с резиной Pirelli, быстрый износ которой постоянно сбивал с ритма. «Мы все удивлены проблемами Шумахера, но это лишь говорит о том, что он тоже человек. Это хороший пример того, насколько тяжело управлять машиной Формулы-1, — говорил в мае 2010 года Кубица. — Я по собственному опыту могу сказать, что если начинаются проблемы, то они затрагивают все аспекты твоей работы. Но когда удается сложить пазл воедино и разобраться со всеми мелочами, становится намного проще, и к тебе возвращается скорость».
Кто же знал, что эти слова поляка окажутся пророческими и через семь с половиной лет с точностью опишут положение самого Роберта на пути к возвращению в Ф1. Но в отличие от Михаэля Шумахера команды не ждали его с распростертыми объятиями. Вернуться можно было, только доказав свою готовность. Не получилось…