Внутренний заговор против Льюиса? Внешний заговор против Нико?

Фото: команды-участницы

Финиш чемпионата все ближе. Во время дальневосточного вояжа Формулы-1 в Малайзию и Японию возникло сразу два вопроса от сторонников различных теорий заговоров. Очень уж некстати на Сепанге отказал мотор на машине Льюиса Хэмилтона. Отказал, между прочим, Mercedes – самый лучший и надежный двигатель чемпионата. Ни у кого с ними проблем нет, кроме чемпиона мира – что раздраженный Льюис и озвучил после финиша. Может быть, сложности с моторами не случайны, и команда хочет видеть чемпионом не его, а Нико Росберга?

А у самого Росберга тоже проблемы – повышенное внимание со стороны судей, наказания, которые он получает не первый раз. Во время гонки на Сепанге Нико прибавили к его финишному времени десять секунд, которые не повлияли на его итоговое место. Но это еще не все: Росберг получил два штрафных балла. Один из наших читателей в комментариях к материалу о событиях в Сепанге предположил, что в дальнейшем баллов добавится достаточно для того, чтобы в нужный момент Нико дисквалифицировать, заставив пропустить одну гонку. Может быть, в руководстве Формулы-1 хотят помочь Хэмилтону и «притормаживают» Росберга? Или просто хотят обеспечить наиболее острую борьбу в последних Гран При?

С невезением Хэмилтона вопрос очевидный. Саботаж в виде негодного подшипника, который специально ставят в двигатель – это фантастика. К тому же нет никаких гарантий, что дефектный элемент выйдет из строя именно в гонке, а не на тренировке. Если уж «топить» спортсмена, то не с помощью техники, а какими-то неправильными стратегическими решениями. Льюис, кстати, довольно часто не понимает смысл распоряжений с капитанского мостика и жалуется на стратегию по радио. Но команда не будет работать против своего пилота! Это саморазрушение, которое не приведет к хорошим последствиям – и этим никто не занимается. Единственный официально зафиксированный случай саботажа (в 2007 году в Ferrari) был связан с обидой конкретного сотрудника на команду в целом.  

В 2007 году в Канаде Льюис Хэмилтон одержал свою первую победу и вышел в лидеры чемпионата мира (кстати, в той гонке судьи оштрафовали его тогдашнего партнера и конкурента Фернандо Алонсо). С тех пор и уже долгие годы он привык защищать статус безоговорочного лидера команд, за которые выступает - сначала McLaren, потом Mercedes

Вполне вероятно, что руководству команды, а, главное, фирмы Mercedes, в этом году была бы приятнее победа Росберга – хотя бы потому, что он в чемпионате мира представляет Германию. Но и очередной чемпионский титул другого их гонщика тоже будет успехом, принципиальной разницы тут нет. Кстати говоря, и для Формулы-1 в целом новый чемпион выгоднее, чем уже поднадоевший. Почему же Росберг удостаивается подозрительно активного судейского внимания? Почему все его нарушения фиксируют и аккуратно добавляют штрафные секунды и баллы?

Предположения о предвзятости руководства чемпионата или судей отметем сразу –  несерьезно. Такое в истории Формулы-1 бывало, но выглядело это совершенно по-другому. Эпоха драматичного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста была омрачена вмешательством в их борьбу тогдашнего президента автоспортивной федерации Жан-Мари Балестра. Балестр был французом, поэтому естественно, сочувствовал своему соотечественнику. Но главное – интеллигентный и склонный к компромиссам Прост был для него в роли лучшего гонщика Формулы-1 удобнее, чем принципиальный и эмоциональный Сенна. Когда Балестр начал давить на Айртона, это было всем очевидно и проявлялось как грубый и беззаконный чиновничий произвол. Для всесильного Балестра это, кстати, закончилось крахом и полным отстранением от автоспорта…

Чуть позже была другая история, которую постфактум можно оценить, как судейское давление на гонщика. В 1994 году Шумахер шел к своему первому чемпионскому титулу, а судьи его притормаживали. Причины были очевидны: Михаэль, как почти все великие спортсмены, уже тогда был человеком сложным, эгоцентристом и авторитарным лидером. Он мог и с начальством поспорить, и черный флаг проигнорировать. Но тогда его еще не воспринимали как великого чемпиона, которому подобные «мелочи» прощаются. Поэтому Михаэля сурово наказывали – «воспитывали».  

После Гран При Японии Mercedes с энтузиазмом отметил завоевание Кубка конструкторов. Никаких признаков повышенного внутреннего напряжения в команде замечено не было


Ничего подобного в отношении Росберга сегодня нет и быть не может. Парень этот, конечно, с характером – но в рамках, обычных для гонщика высокого класса. О том, что кто-то «подсуживает» Хэмилтону, потому что болеет за него, говорить просто смешно. На таком уровне личные симпатии и антипатии не проявляются. Почему же мы раз за разом видим, что Нико наказывают за прегрешения, которые другим гонщикам прощаются? Очень просто. Коллегия стюардов в ходе гонки просто слишком загружена, чтобы следить за всем. После старта пелотон еще монолитен. И все происшествия, которые случаются на первом круге, будут десять раз пересмотрены судьями. Дальше начинается гонка – и внимание судей рассеивается, за всеми пилотами одновременно наблюдать невозможно. Ясно, что если где-то случилось столкновение – его рассмотрят под микроскопом. А если просто опасный маневр, контакт? Его могут заметить, а могут и не заметить. Но претендентов на чемпионский  титул в этом году двое – поэтому за ними на трассе следят особо. И у Нико Росберга, как у одного из участников главной борьбы, не остается никакой возможности ускользнуть из-под колпака судейского внимания. Все, что он делает, будет рассмотрено.

А остальные? Аутсайдеры, например, скорее всего могут попасть в поле зрения судей одним способом – если помешают обгоняющим их на круг лидерами. Да и то, как показала гонка на Сузуке, терпение стюардов в этом случае практически безгранично. Любого пилота, даже отстающего, могут оштрафовать за превышение скорости на пит-лейне. Но здесь нарушение фиксирует беспристрастная электроника.

За теми, кто претендует на очки и тем более призовые места, судьи стараются по возможности приглядывать. Если какие-то прегрешения все же уходят из зоны их внимания, говорить о предвзятости не стоит. Только в одном случае стюарды явно благоволят пилоту, закрывая глаза на все его прегрешения. В Малайзии Макс Ферстаппен вроде бы нарушил правила, обгоняя соперников в режиме виртуального автомобиля безопасности. Причем дважды. А может быть, не нарушил. Судьи, кажется, вообще не рассматривали этот вопрос – во всяком случае, не было ни сообщения об этом в ходе гонки, ни их разъяснений после нее. Опасные маневры Макса при защите своих позиций уже стали притчей во языцех. На Сузуке эта история повторилась еще раз, причем свой протест против его действий команда Mercedes отозвала. Вряд ли по просьбе пострадавшего Хэмилтона – вероятнее, кто-то дал понять, что перспективы у документа отсутствуют…  

Поединок Хэмилтона и Ферстаппена стал одним из украшений гонки на Сузуке, но вызвал очередные вопросы по поводу допустимых границ обороны своих позиций

Любое судейское вмешательство идет во вред зрелищу. Закулисные решения постфактум ничего хорошего не дают – борьба должна вестись на глазах у зрителя! Можно принять и такую позицию – дескать, карать нарушителей мы будем только в самых вопиющих случаях. Но почему же тогда одному почти все прощается, а другого, пользуясь футбольной терминологией, «сажают на свисток»? Такое неравенство не красит тех, кто принимает решения. Нужно четкое разъяснение правил (например, границ допустимого при атаке и обороне) и применение их, невзирая на лица. Это единственная достойная линия, которую, увы, в жизнь пока не проводят.    

Рекомендованные статьи