Парад премьер: представляем машины Формулы-1 для нового сезона
До начала 69-го сезона в Формуле-1 остается меньше месяца, а сегодня, 26 февраля, в Барселоне стартовали официальные тесты, на которых впервые можно будет сравнить машины 2018 года в действии. Ну а пока гонщики неспешно проходят установочные круги на новом асфальте испанского кольца, давайте вспомним, чем был примечателен парад презентаций обновленной техники, не считая системы защиты кокпита Halo.
Sauber C37
Автором главного редизайна в межсезонье, конечно же, стала команда Sauber. Швейцарский коллектив наконец-то отказался от слишком броской синей ливреи, которая была у машин предыдущие три года, и отныне будет выступать в красно-белых цветах. Жаль только, что преподнести сюрприз Sauber не смог, поскольку новый раскрас был представлен еще в начале декабря, когда команда объявила о партнерстве с Alfa Romeo. Тем не менее свежие цвета радуют глаз, как и количество новых спонсоров: лишь в день презентации швейцарская конюшня объявила о подписании соглашений с фирмами Richard Mille, Kappa, Carrera и Claro! Неплохо для команды, которая еще полтора года назад была близка к банкротству и с трудом выплачивала зарплату персоналу. Осталось показать прогресс на трассе, а когда у Заубера все в порядке с финансированием, то это, как показывает история, лишь дело времени.
McLaren MCL33
В свете перехода с двигателей Honda на Renault было бессмысленно ждать какого-то революционного творения от инженеров из Уокинга. Предыдущее шасси MCL32, как заверили руководители Макларена, в плане эффективности находилось на одном уровне с Red Bull, но реализовать этот потенциал не удалось по известным причинам. Так что базис был — оставалось только адаптировать более мощный и надежный французский мотор. Для этого пришлось перебрать всю заднюю часть шасси, включая подвеску и системы охлаждения, а также изменить расположение коробки передач. Одной из сложностей при этом стала разная архитектура силовых установок Honda и Renault, различающаяся расположением мотор-генератора MGU-H и турбины. Процесс интеграции привел к двухнедельному отставанию от графика, но закончился еще в конце декабря, так что за полтора месяца McLaren сумел наверстать упущенное время. Работа над базовой версией машины MCL33 была завершена в срок, поэтому теперь команда может сосредоточиться на обновлениях, первый пакет которых будет представлен на Гран При Австралии.
А вот будет ли доработана ливрея — это большой вопрос. На протяжении нескольких недель британская команда публиковала тизеры, всячески привлекая внимание к возвращению Макларена к исторической ярко-оранжевой раскраске. Однако на деле получился пшик: то ли дизайнеры так «постарались», то ли сказывается нехватка спонсорских логотипов, но смотрится нынешняя ливрея как тестовая. Хотя у другого коллектива даже тестовый окрас получился под стать боевому…
Haas VF-18
Презентация автомобиля Haas VF-18, пожалуй, получилась одной из самых скромных. Во-первых, премьера состоялась без малейшего анонса, а во-вторых, представление ограничилось парой затемненных фотографий, на которых отличить новую машину от прошлогодней было бы нереально, если бы не система Halo. И только через полторы недели появились снимки с шейкдауна в Барселоне, где можно было рассмотреть новинку более детально.
Если в случае с другими командами уместно говорить об эволюции прошлогодней модели, то у Haas это, скорее всего, застой. Даже сам руководитель американского коллектива называет самым большим изменением в технике интеграцию системы защиты кокпита!
Хочется ошибаться, но наскаровская схема технического партнерства с большой командой чревата творческим кризисом, и отсутствие каких-либо новых идей в VF-18 — тому свидетельство. Ведь, как известно, Ferrari поставляет американскому коллективу не только силовую установку, но и трансмиссию, подвеску, тормозную систему, педальный узел, рулевую колонку и прочие узлы. А все, что запрещено приобретать у других команд, Haas производит в связке с итальянской компанией Dallara на базе в Варано де Мелегари. Неудивительно, что Гюнтер Штайнер называет машину Haas на 90 процентов итальянской.
Единственное, что действительно принадлежит Haas в новом болиде, так это ливрея, которая в этом сезоне вновь, как и в дебютном 2016 году, будет преимущественно белой, а не серой.
Toro Rosso STR13
Как и команде McLaren, дочернему коллективу Red Bull пришлось серьезно потрудиться над интеграцией новой силовой установки. Конечно, Toro Rosso не привыкать менять поставщика двигателей: за последние шесть лет эта конюшня четырежды начинала сезон с новым мотором, несколько раз уходя от Renault к Ferrari и возвращаясь обратно. Однако у силовых агрегатов из Вири-Шатийона и Маранелло, по крайней мере, была одинаковая архитектура, чего не скажешь о Хонде. И вот вам результат: если в Макларене при смене моториста перебрали только заднюю часть шасси и оставили даже прошлогодние понтоны, то Toro Rosso действительно построила абсолютно новую машину!
Renault R.S.18
После онлайн-презентации команды Renault и внимательного изучения автомобиля R.S.18 возник один-единственный вопрос: «А это точно новая машина?» Отличий, по сравнению с прошлогодним шасси, оказалось так мало, что возникли подозрения, будто команда представила публике только впечатляющую лимонно-черную ливрею, а не сам болид. Вполне возможно, что в Энстоуне действительно не стали торопиться раскрывать все карты, поскольку даже с субботнего шейкдауна в Барселоне пришло лишь одно фото с трассы. Так что Renault R.S.18 можно назвать темной лошадкой предсезонных тестов.
Williams FW41
Пожалуй, главная новинка зимы принадлежит заводу в Гроуве, и дело вовсе не в том, что за рулем этой машины в сезоне-2018 предстоит выступать Сергею Сироткину. Просто команда Williams, в отличие от всех остальных, действительно построила болид с нуля, применив совершенно новую аэродинамическую концепцию, которую принесли с собой бывший технический директор коллектива Mercedes Пэдди Лоу и экс-глава отдела аэродинамики Ferrari Дирк де Бир. Получился некий симбиоз — таких аккуратных, поджарых и изящных машин у конюшни Williams в последние годы не было.
Именно аэродинамика была ахиллесовой пятой Williams в последние годы. Поэтому если новая концепция заработает, то подопечные Фрэнка Уильямса могут преподнести в предстоящем сезоне большой сюрприз.
Force India VJM11
Единственной командой, которая до последнего скрывала свою новинку, была Force India. Ни компьютерных изображений, ни шпионских фотографий, ни вообще каких-либо намеков от подопечных Виджая Мальи не было. Да, коллектив Toro Rosso тоже провел презентацию за час до старта первого дня тестов, но за пару дней до этого он хотя бы явил публике снимок с шейкдауна в Мизано.
Конечно, розовая ливрея, которая в этом году выглядит еще более гламурно и охватила даже Halo, смотрится весьма неоднозначно и может стать предметом насмешек. Но главное, чтобы машина была быстра: отстоять четвертое место в Кубке конструкторов коллективу Force India будет крайне непросто, учитывая конкуренцию со стороны целого ряда команд из середины пелотона.
Red Bull RB14
Команда Red Bull Racing необычайно рано представила новую машину на всеобщее обозрение — случилось это ровно за неделю до старта предсезонных тестов. А ведь обычно «Красные быки» стремились работать на базе до последнего! В теории это должно было давать больше времени на подготовку и, следовательно, преимущество, но в реальности команда получала «сырую» машину, из-за чего первые тесты она проводила в режиме ознакомления. Иногда выходило так, что из-за цейтнота на трассе Red Bull Racing не успевала решить проблемы с надежностью или ошибалась в выборе базисных настроек, в результате чего страдали результаты в первой трети сезона. Дабы не допустить подобного сценария в этом году, RBR на две недели раньше закончила работу над проектом и сразу в день презентации, 19 февраля, провела обкатку автомобиля в Сильверстоуне. Так что на тестах в Барселоне у команды уже есть определенные данные.
Судить о технических особенностях RB14 пока тяжело. Во-первых, чтобы избежать любопытных взглядов, коллектив представил машину в камуфляжной черно-синей ливрее. Плюс Red Bull Racing по обыкновению наверняка будет держать все свои главные козыри в рукаве до последних дней тестов или даже до первых пятничных тренировок в Мельбурне.
Ferrari SF71H
64-ю в своей истории машину Формулы-1 легендарная итальянская команда назвала SF71H, как бы намекнув на неразрывную связь с успешной предшественницей SF70H, индекс которой был приурочен к 70-летнему юбилею концерна. Полностью красный болид 2018 года, безусловно, стал логичным развитием, но он имеет массу интересных и смелых решений — при том что далеко не все из них заметны и даже показаны.
Главное изменение — более длинная колесная база. Это в теории может помочь Скудерии сократить отставание от Мерседеса на скоростных трассах, на которых в прошлом сезоне машина «Серебряных стрел» имела заметное преимущество над короткобазной Ferrari. При этом задняя часть выглядит гораздо более проработанно, чем на SF70H, что должно позволить прибавить эффективности работе аэродинамики.
Особое внимание привлекают боковые понтоны с двумя отдельными воздуховодами для радиаторов, а также необычная конструкция зеркал заднего вида с большими прорезями для прохождения воздушного потока. Тот факт, что Ferrari уделила повышенное внимание именно аэродинамике, доказывает наличие специального элемента — дугообразного крыла — даже на системе защиты кокпита Halo! К слову, ни у одной другой топ-команды такого решения нет.
Еще одна интересная находка — переднее антикрыло с рядом открылков и креплением с прорезями, как у коллектива McLaren в прошлом году. А вот новое заднее антикрыло и боковые дефлекторы Скудерия предпочла не показывать раньше времени, установив на машину их простые версии, подозрительно похожие на прошлогодние.
В общем, выглядит шасси SF71H довольно перспективно и инновационно. Главное, чтобы не подвело соотношение данных в аэродинамической трубе и на трассе, как это не раз случалось с Ferrari в последнее десятилетие.
Mercedes W09
«Больше чем машина» — так гордо описали действующие чемпионы мира свое оружие с невероятно длинным и мудреным названием Mercedes AMG F1 W09 EQ Power +. Впервые увидеть этого «зверя», как окрестил новинку Льюис Хэмилтон, можно было еще даже до презентации, состоявшейся 22 февраля в Сильверстоуне, ведь первым делом команда приступила к обкатке, на которой машина работала как часы.
В целом можно сказать, что W09 — развитие прошлогодней W08: чтобы найти какие-то внешние отличия, надо очень сильно постараться. Но «дьявол кроется в деталях», как любят повторять руководители «Серебряных стрел».
Прежде всего бросаются в глаза узкие боковые воздухозаборники в стиле Ferrari SF70H, а также невероятно компактная задняя часть, которая буквально облегает двигатель. Как пояснил технический директор команды Mercedes Джеймс Эллисон, в 2017-м, когда в действие вступил новый регламент на аэродинамику, было важно оставить запас в компоновке для свободы маневра, а сейчас у коллектива больше уверенности при определении направлений развития.
Интересный момент: за счет этой самой плотной компоновки Mercedes получил более крупный аэродинамический элемент на кожухе двигателя по сравнению с другими коллективами. «Акульи плавники» были запрещены в конце 2017-го, но команды снова нашли лазейку в правилах. Определенная зона снова не попала под ограничения, и на машинах осталось некое напоминание о не самом эстетичном прошлогоднем решении. Больше всех на этом удалось сыграть коллективам Mercedes и Williams.
Перед презентацией машины W09 многих интересовал вопрос о том, оставит ли Mercedes свою длинную колесную базу, из-за которой в прошлом году команда испытывала проблемы на извилистых трассах. Однако в чемпионском коллективе остались верны предыдущей концепции: конструкторы предпочли устранить ее недостатки, а не идти на компромисс и терять преимущество на скоростных автодромах.