Формула-1 в Баку: квалификационные разборки на проспекте Нефтяников
История Гран При Европы уходит корнями в 1920-е, когда центр автоспорта все еще находился во Франции. Итальянцы, позавидовав этим успехам, в 1922 году решили провести свою главную гонку в Монце, в погоне за громким титулом назвав ее Гран При Европы, но тот заезд яркими именами не блистал. Лишь после собрания представителей нескольких автофедераций был принят регламент, в котором упоминалось слово «формула», и новый заезд в Королевском парке уже получил серьезную поддержку, чтобы заслуженно носить звание Гран При Европы. Тогда это соревнование, естественно, не входило ни в какой чемпионат, зато имело негласный статус самого важного заезда, что должно было привлечь производителей и известных участников.
С 1947-го традиция награждать титулом Гран При Европы центральный заезд всего года (а с сезона-1950 – чемпионата мира среди гонщиков) возобновилась и существовала до 1977 года. Очередное возрождение произошло неожиданно: после внезапной отмены Гран При Нью-Йорка организаторы Формулы-1, которая уже вставала на коммерческие рельсы, поспешили восполнить пробел в календаре. Их с радостью поддержали владельцы трассы Брендс-Хэтч, а титул «Гран При Европы» использовался просто из-за того, что Гран При Великобритании к тому моменту уже было в программе чемпионата. С тех пор особого престижа это звание не имело и в череде централизованно организуемых Берни Экклстоуном гонок было призвано, по сути, лишь разнообразить названия в случае, если одна и та же страна принимала Формулу-1 дважды в году.
Для многих удивительным было, что для первого заезда чемпионата мира в Азербайджане было выбрано именно такое название. Ведь Баку находится совсем не близко от географического центра Европы (с учетом Урала, естественно), который находится где-то под белорусским Полоцком. Это «всего» 2280 км от места проведения заезда. Пошли даже шутки, что сделано это для облегчения жизни заграничных комментаторов, у которых могли бы возникнуть проблемы с произношением слова Азербайджан.
Ареной проведения 57-го (если считать с 1923 года) Гран При Европы стала городская трасса, большая часть которой была проложена по широченному проспекту Нефтяников. Пару лет назад в этом районе уже устраивали заезды – финал сезона серий Стефана Рателя в классе GT3. Тогда, правда, случился казус: гонки проводились осенью, а организаторы вечером, накануне старта, решили «отмыть» асфальт от еле-еле прорезиненной траектории. В итоге утром на нескольких участках трассы образовалась самая настоящая наледь! В этом году таких проблем быть просто не может – зато местным жителям посоветовали заклеить стекла в окнах скотчем, чтобы невзначай те не разбились от резонанса с гудящими моторами машин. Ну а отлетающие решетки канализаций – это, можно сказать, мелочи, раз уж в самом Монако люки летают.
Как обычно, за проектирование трассы для Формулы-1 отвечало бюро Германа Тильке, и ему на этот раз удалось проложить весьма интересный маршрут, живо напоминающий Гран При Макао или По: те же скоростные прямики (один здесь рекордный по длине – 2,2 километра!), сочетающиеся с хитрой и узкой частью. Декорации получились весьма живописные. По тому самому проспекту Нефтяников вплотную друг к другу проложены сразу два прямика: гонщики, разделенные барьерами, в этом месте едут навстречу друг другу. Это немного напоминает первый сектор легендарной трассы Норисринг, но там участок этот приходится на зону торможения, а в Баку машины несутся на полной скорости, что, конечно, выглядит очень необычно. Интересно смотрится и чрезвычайно узкий участок в старом городе, где ширина трассы не превышает восьми метров. Общая же протяженность бакинской трассы составляет 6006 метров.
Перед Гран При некоторые пилоты выражали сомнения в безопасности трассы, так как зон вылета тут почти нет, а в районе 16-го поворота, где гонщики тормозят после длинного прямика, запасной карман находится не на той траектории, куда можно вылететь по инерции: нужно специально направлять машину немного правее, что вряд ли получится с заблокированными колесами.
Удивительно, но на совершенно незнакомой трассе аварий по ходу тренировок было не так уж и много. В условиях, когда гонщики осторожно ищут пределы возможностей своих машин, можно было ожидать, что кому-то из них удастся блеснуть индивидуальным мастерством и преподнести сюрприз, но, к сожалению, особых откровений не было: разница в технике все-таки мешает. В итоге в квалификации вперед выдвинулись клиенты мотористов Мерседеса, которых разбавил один представитель команды Red Bull, заметно ускорившейся после недавних обновлений двигателя Renault.
Уже в первом сегменте свои серьезные претензии на поул обозначил Нико Росберг, которому нужно срочно отыгрываться после провала на предыдущих этапах. Немец заставил нервничать своего главного соперника и напарника по команде Mercedes Льюиса Хэмилтона, который в погоне за временем Росберга ошибся в 15-м повороте.
Немного напугали своих поклонников в Ferrari, отложив попытки Феттеля и Райкконена на последнюю часть сегмента, но в результате оба они без труда прошли дальше. А вот Дженсону Баттону такая экономия шин вышла боком: он сначала ошибся сам, а затем попал в настоящую пробку из возвращавшихся с быстрого круга машин, что оставило опытнейшего англичанина за бортом второго сегмента. Наглядно продемонстрировали зависимость результата от шасси в команде Renault. Их клиенты из Red Bull бились во главе пелотона, а сами заводчане очутились на самом последнем ряду! Кевину Магнуссену только и осталось развести руками: «Мы просто бросили все силы на машину 2017 года». Отдельно порадовал индонезиец Рио Харьянто, которого в начале сезона поспешили увесить ярлыками «джентельмен-драйвера». На новой трассе он опередил-таки Паскаля Верляйна, продвигаемого по карьерной лестнице спортивным отделением компании Mercedes.
Во втором сегменте Росберг еще раз как следует ударил по наковальне, отчеканив круг на секунду лучше, чем в первом, а вот Хэмилтон попал в трафик и был вынужден использовать лишний комплект «супер-софта». Да и на нем действующий чемпион мира умудрился ошибиться, испортив себе предпоследний круг и лишь на финальном витке обезопасив себя от вылета. При этом начинать гонку Льюису придется на «оквадраченых» шинах, что добавит головной боли стратегам.
На фоне удивительного выступления Хэмилтона, который до этого по ходу всех тренировок возглавлял протоколы, удалось блеснуть Серхио Пересу. Он, наоборот, ошибся в третьей сессии свободных заездов, повредив машину (из-за чего потеряет пять мест на старте за замену коробки передач), но в квалификации собрался и выдал прекрасный результат. А вот его напарник Нико Хюлькенберг не смог преобразовать темп машины в высокий результат из-за собственной ошибки и неверно выбранного времени для решающей попытки. Застрял в пробке и Фернандо Алонсо, для которого уик-энд в Баку начался феноменальным четвертым результатом в первой тренировке.
Довольно сильно выступили гонщики команды Haas. Вообще, ближе к середине сезона должна была проявиться одна из основных проблем коллектива, решившего закупить большую часть агрегатов у Ferrari. В самом начале такая стратегия окупала себя: Ромен Грожан достаточно легко набирал очки. Но затем Скудерия начала планомерно дорабатывать свою машину, а у американцев, само собой, сравнимого опыта в этой сфере нет. Конечно, об изворотливости некоторых конструкторов в НАСКАРе, где технический регламент занимает целые фолианты, ходят легенды, но ситуация с отваливающимися антикрыльями (причиной называют заводской брак) наглядно демонстрирует возможности коллектива по самостоятельной доводке техники. Пройдет не год и не два, пока в Haas сформируется костяк инженеров, готовых развивать идеи, заложенные при проектировании шасси. Поэтому 11 и 15 места на старте – не такой уж и плохой результат.
Развязка же борьбы крупных игроков вышла драматичной. В решающем сегменте Хэмильтон не просто ошибся, но еще и повредил переднюю подвеску машины, из-за чего был вынужден остановиться на трассе! Правда, это происшествие вовсе не означало, что Росберг добыл поул без лишнего напряжения, так как на момент аварии напарника на первом месте был вовсе не Нико, а «Чеко» Перес. К счастью, лидер чемпионата успел пересечь линию финиша и показать лучший круг перед остановкой сессии. Росберг был настолько уверен в своем результате, что даже не стал дожидаться возобновления квалификации и спокойно разоблачился в то время, как остальные отчаянно сражались, используя последний двухминутный суперспринт.
В наилучшем положении оказался Даниэль Риккьярдо, которого команда успела выставить в очередь к светофору на выезде с пит-лейн первым. Австралиец использовал преимущество свободной трассы и показал третье время. Все остальные в той или иной степени теряли скорость из-за передвижения в плотной группе. Себастьян Феттель смог проехать круг за точно такое же время, но, так как сделал это секундами спустя Риккьярдо, то остался позади него. Порадовал и Даниил Квят, который, в отличие от своего напарника по Toro Rosso Карлоса Сайнса-младшего, пробился в финальный сегмент. В решающей попытке Даня показал седьмое время, опередив своего «сменщика» в команде Red Bull Макса Ферстаппена, который закончил сессию девятым.
Гран При Европы. Квалификация
Место | Гонщик | Страна | Команда | Время |
---|---|---|---|---|
Третий заезд | ||||
1 | Нико Росберг | Германия | Mercedes | 1:42.758 |
2 | Серхио Перес | Мексика | Force India | 1:43.515 |
3 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Red Bull | 1:43.966 |
4 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari | 1:43.966 |
5 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari | 1:44.269 |
6 | Фелипе Масса | Бразилия | Williams | 1:44.483 |
7 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso | 1:44.717 |
8 | Валттери Боттас | Финляндия | Williams | 1:45.246 |
9 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:45.570 |
10 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes | 2:01.954 |
Второй заезд | ||||
11 | Ромен Грожан | Франция | Haas | 1:44.755 |
12 | Нико Хюлкенберг | Германия | Force India | 1:44.824 |
13 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | Toro Rosso | 1:45.000 |
14 | Фернандо Алонсо | Испания | МсLaren | 1:45.270 |
15 | Эстебан Гутьеррес | Мексика | Haas | 1:45.349 |
16 | Фелипе Наср | Бразилия | Sauber | 1:46.048 |
Первый заезд | ||||
17 | Рио Харьянто | Индонезия | Manor | 1:45.665 |
18 | Паскаль Верляйн | Германия | Manor | 1:45.750 |
19 | Дженсон Баттон | Великобритания | McLaren | 1:45.804 |
20 | Маркус Эриксон | Швеция | Sauber | 1:46.231 |
21 | Кевин Магнуссен | Дания | Renault | 1:46.348 |
22 | Джолион Палмер | Великобритания | Renault | 1:46.394 |