Формула-2017: подводим итоги всего сезона

Фото: команды-участницы | организаторы Гран При

Новое руководство, необычная аэродинамика, широкие шины и повышение градуса спортивной борьбы — все это было в минувшем сезоне Формулы-1, который так и хотелось назвать сезоном перемен. Но что обновленному командованию чемпионата мира удалось, а над чем еще предстоит поработать?

Символический старт сезона-2017 случился 23 января, когда в отставку был отправлен многолетний руководитель Формулы-1 Берни Экклстоун. Ответственность за будущее Королевы автоспорта взял на себя триумвират в составе исполнительного директора Чейза Кэри, ­коммерческого директора Шона Братчеса и спортивного директора Росса Брауна. При этом только последний из них раньше работал в Формуле-1 и имел в паддоке серьезный авторитет.

Прошедший сезон стал пробным камнем нового руководства. И кое-что оно, безусловно, может записать себе в актив. Машины новой генерации — более широкие и вычурные — поначалу выглядели странновато. Но вскоре зрители привыкли к их формам, а ­аэродинамические кили над верхним воздухозаборником оказалось удобно использовать для нанесения рекламных надписей или крупных номеров. Хлопоты конструкторам доставляло другое изобретение — небольшое антикрыло в задней части киля. Эти закрылки (у многих команд — бипланные или трипланные!) опасно вибрировали, а порой даже разрушались от нагрузок. Однако в следующем сезоне такой элемент конструкции будет поставлен вне закона.

Сочинский автодром, увы, для нынешних машин Формулы-1 «необгонный». Гран При России вновь был организован на высоком уровне, а вот гонка, к сожалению, вышла пресной

Увеличение ширины шин, способствующее повышению сцепления ведущих колес с дорогой, — ход однозначно удачный. Лобовое сопротивление машин с большими колесами стало выше, поэтому максимальная скорость на прямых уменьшилась. Зато в быстрых поворотах нынешние болиды держались куда более уверенно! Поэтому средняя скорость возросла, и практически на всех трассах в этом году удалось обновить рекорды круга. Гонщики отмечали, что управление сегодняшними машинами хоть и сложнее, но доставляет больше удовольствия. Из-за возросших нагрузок после некоторых заездов пилоты оставались просто без сил — словно в давние «честные» времена, когда в гонке им не помогала электроника.

Со спортивной точки зрения нынешний чемпионат тоже удался, хотя и не до конца. На протяжении трех ­предыдущих лет доминировал Mercedes, а на этот раз серьезные шансы на победу были и у Ferrari. И то, что значительную часть сезона в личном зачете лидировал Себастьян Феттель, гонщик самой популярной в мире ­команды, конечно, привлекало дополнительных зрителей. Но остросюжетного завершения борьбы не вышло: из-за аварии в Сингапуре и технических проблем в Малайзии и Японии первый номер Ferrari потерял много очков, а Льюис Хэмилтон, захватив стратегическую инициативу, уже не выпускал ее из рук и обеспечил себе четвертый титул досрочно.

А еще в чемпионате почти не было скучных гонок. Предположения о том, что обгонять на новых машинах станет очень сложно, оправдались лишь частично — это обедняло сюжеты Гран При только на нескольких «необгонных» трассах. На большей части автодромов пилоты находили возможности для борьбы. Да и система DRS (отклоняемый элемент заднего антикрыла) продолжала играть в этом свою положительную роль.

В то же время на трассах стало гораздо меньше тактической борьбы, связанной с различными составами шин. В этом сезоне монополисты из Pirelli сделали ставку на более жесткие составы — и слегка переборщили. В результате даже самые мягкие шины UltraSoft оказались довольно износостойкими, а покрышки Hard и Medium были и вовсе практически не востребованы. Какие бы три вида колес ни привозили поставщики на гонку, двух самых мягких из них хватало для того, чтобы ­преодолеть всю дистанцию с одним обязательным пит-стопом! Поэтому шинная стратегия чаще всего была очевидна заранее — и все сводилось к выбору времени той самой единственной остановки в боксах.

Пожалуй, решающий момент чемпионата случился на старте Гран При Сингапура: в гонке, где Феттель должен был победить, он попал в аварию

И все-таки перемен, инициированных именно преемниками Берни, оказалось не так уж и много. Большинство из них были чисто косметическими, а некоторые стали и вовсе обидными для миллионов телезрителей. К примеру, на протяжении десятилетий расписание Гран При было незыблемым — а в этом году квалификацию в США сдвинули на час ради того, чтобы… сократить для пришедших на автодром зрителей время ожидания концерта Джастина Тимберлейка!

Глобальная цель Кэри и его помощников — сделать чемпионат интереснее в спортивном отношении и прибыльнее в деловом. Последнее важно не только для акционеров Формулы-1, но и для команд, многие из которых балансируют на грани выживания. И цели этой не достичь без обязательного исправления ошибки с гоночными гибридами, допущенной четыре года назад. Ясно, что нынешние силовые установки — тормоз и для спорта, и (в силу своей несообразно высокой стоимости) для бизнеса. Поэтому главная задача (помимо, собственно, проведения чемпионата), которая стояла в этом году перед новым руководством Формулы-1, — определиться с техническим регламентом на 2021 год и найти компромиссное решение.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи