Рента-драйверы обречены? Смена состава в Manor
Формула-1 пребывает в отпускной спячке, но это не значит, что в ней ничего не происходит вообще. По крайней мере, одно событие из заранее ожидавшихся случилось — Рио Харьянто статус участника чемпионата мира потерял. Потерял не за плохие результаты, а потому что у него кончились собранные для уплаты за этот статус деньги.
Казалось бы, событие это невеликого масштаба — сменился гонщик команды-аутсайдера. Но оно отражает важную тенденцию, которая заметна в современной Формуле-1. Человек, который платит за свои выступления собранные по спонсорам деньги, рано или поздно оказывается выкинутым на обочину — вне зависимости от уровня собственного мастерства. Рио Харьянто до последнего надеялся собрать необходимую сумму для завершения сезона. Обращался и к индонезийским корпорациям, и к простым болельщикам. Но ни они, ни индонезийское министерство по делам спорта не смогли найти нужные для Рио деньги. В итоге Гран При Германии Харьянто проехал, что называется, в кредит — а теперь будет переведен из основных гонщиков в тест-пилоты. Все по-честному — из 15 миллионов евро, которые команда Manor требовала за сезон, Харьянто в итоге внес в ее кассу около семи.
Соотечественники Рио Харьянто не смогли собрать деньги на оплату полного сезона
Нынешние рента-драйверы очень отличаются от своих предшественников, плативших за места в командах два-три десятка лет назад. Тогда право на старт запросто мог получить гонщик, не соответствующий по своему уровню Формуле-1. Сейчас такой вариант попросту исключен. Те, кто оказывается даже в окрестностях Королевы автоспорта, уже априори высококлассные пилоты, которые на Гран При не растеряются. Харьянто — убедительный пример. Да, его одноклубник Паскаль Верляйн лучше провел первую половину сезона. Но ведь нельзя сказать, что Рио на фоне одного из самых перспективных молодых талантов Формулы-1 смотрелся пустым местом! Нет, он выступал вполне достойно. Хотя был одним из двух стартовавших гонщиков, чье присутствие в Формуле-1 выглядело, прямо скажем, необязательным (второй — Джолион Палмер из Renault).
Эстебан Окон в этом сезоне выполнял работу тест-пилота команды Renault
Но тот, кто платит за себя, попадает в ловушку — его кандидатуру продолжают рассматривать только до того момента, пока у него есть деньги. И очень достойные пилоты, у которых спонсорская поддержка кончается, вдруг оказывается не у дел. Так что их карьера становится заложницей всякого рода неспортивных факторов вроде мирового уровня цен на нефть. Парадокс: когда Пастор Мальдонадо был малоопытным, неосмотрительным, провоцирующим аварии новичком (но с деньгами) — место в паддоке и на стартовой прямой для него находилось. Потом он приобрел необходимый опыт, научился сдерживать эмоциональные порывы и... вместо ожидавшегося пика карьеры для него все кончилось. По сути дела, и наш Виталий Петров попал в ту же ситуацию и потерял место в F1, хотя мог бы продолжать успешно выступать там.
А что, собственно, делать, если без спонсорских денег получить место даже в слабой команде Формулы-1 невозможно? Выхода два. Один — обзавестись системным спонсором, который гарантированно будет поддерживать тебя всю карьеру. Например, как Маркус Эриксон, в чьих интересах, ходят слухи, вообще целиком купили всю команду Sauber. Второй выход — налаживать отношения с участниками чемпионата мира уровнем повыше. Разумеется, сразу к себе они в состав не возьмут, а вот поспособствовать получению опыта в команде-аутсайдере могут. Партнер Харьянто, Паскаль Верляйн не приносил в Manor никаких живых денег. Но его присутствие в составе было частью соглашения с Мерседесом о поставке моторов. Соглашения, благодаря которому Manor из записного аутсайдера превратился в команду, которая может набрать несколько очков за сезон.
Девятнадцатилетнему Окону доводилось выводить на тесты даже самую лучшую технику современной Формулы-1 — болид команды Mercedes
Новый партнер Верляйна, сменивший Харьянто француз Эстебан Окон — еще один представитель нового поколения гонщиков, идущих по этому пути. Более того, у него возможности для маневра еще шире! Поскольку его поддерживает не одна, а сразу две команды Формулы-1. Окон — участник молодежной программы Mercedes. Но, вместе с тем, на него рассчитывают и в Renault. Французы наверняка планируют, что через пару лет, выйдя на топ-уровень, вернуть в состав какого-нибудь француза. И не факт, что это опять будет Ромен Грожан! Эстебану Окону предоставлялась возможность на тестах садиться за руль Мерседеса, а в Renault он вообще участвовал в пятничных тренировках в рамках Гран При. Так что этот молодой парень, становившийся победителем европейской Формулы-3 и серии GP3, имеет еще и определенный опыт управления машинами Формулы-1.
Дэйв Райан может быть доволен — в его команде теперь две потенциальные звезды Формулы-1, два перспективных пилота. В то время как в конкурирующем Заубере места в кокпитах занимают два рента-драйвера
Разумеется, попасть на заметку менеджерам лучших коллективов Формулы-1 непросто. Гоночный директор Manor Дэйв Райан назвал Окона будущей звездой. Райан прав — не зря Эстебана привечают участники чемпионата мира серьезного уровня. Ведь в лучшей гоночной серии человечества и должны ездить лучшие и самые перспективные пилоты, не так ли? А Харьянто своего добился — получил «минуту славы» и очень солидную строчку в автоспортивной биографии.