Игра по новым правилам рождает вопросы: в Австралии стартует чемпионат Формулы-1
Совсем скоро в Альберт-парке Мельбурна заведут моторы – и гонщики отправятся на трассу Гран При Австралии. Им предстоит не только выяснить в первой гонке сезона приблизительную расстановку сил. Не только узнать реальный потенциал и надежность своей новой техники. Но и опробовать те новинки, которые припасли для них составители правил. Новые условия игры, которые, по идее, должны сделать гонки еще более интересными.
Основополагающих изменений, по большому счету, два – иные принципы использования шин и измененные правила квалификации. Если о первой новинке мы писали еще в декабре, то вторую приняли скоропалительно. И как именно будет выглядеть квалификация с выбыванием, похоже, в точности не знает никто – ни болельщики, ни гонщики, ни судьи.
Характерно, что пока не нашлось ни одного пилота, который бы однозначно заявил: да, старая квалификация была плоха, теперь будет новая, хорошая, жду ее с нетерпением. Диапазон мнений укладывается в рамках от «пока непонятно, посмотрим» до «ну и зачем они это придумали?» Мнением гонщиков, которым играть по этим правилам, опять забыли поинтересоваться.
Дальше начинаются вопросы. Допустим, к исходу семи минут квалификации все показали по лучшему кругу, из борьбы выбыл Рио Харьянто, остальные поехали дальше. Но может быть и по-другому: это первая гонка сезона! Техника сложная. Дебютанты волнуются. У кого-то машина не завелась вообще. У второго она сломалась. Третий вылетел с трассы. И как этих троих расставят по стартовой решетке? В правилах это не написано.
Ладно, допустим, эти невезучие парни никому не интересны (хотя среди них могут оказаться и лидеры сезона). Но все остальные, те, кто добросовестно накручивает по трассе круги, избегая роковой последней строчки в постоянно меняющемся текущем протоколе… Что они будут делать, например, с износом шин? Да, кто-то, показав очень хороший результат, возможно, завернет в боксы. Но в целом (и на это прямо направлен новый формат) квалификация теперь подразумевает почти постоянное присутствие на трассе. И вот теперь представьте – по новым шинным правилам, команда заранее, за много недель решает вопрос, какой набор покрышек заказывать. Заявки на Мельбурн команды отправили еще до того, как в чью-то светлую голову пришла идея перекроить формат квалификации. И, естественно, никто не ожидал, что износ шин в субботу будет гораздо выше ожидаемого (особенно у тех, кто удержится до самых последних квалификационных кругов).
Ладно, с этим можно было бы смириться, если бы взамен ясности с шинами и правилами нам предложили бы феерическое зрелище. Но будет ли оно таковым? Повторяю, я очень хотел бы ошибаться. Но, похоже, нам придется следить не столько за машинами, сколько за таблицей результатов, где в реальном времени видно, кто и с каким результатом ожидает вылета. Но позвольте, мы же и раньше следили, кто проходит в следующий этап, кто не проходит! Чем данный вариант лучше? Ничем. Более того, он хуже. Раньше тот или иной гонщик, показывая хорошее время, «запрыгивал» высоко, а потом начинал опускаться вниз. Интрига: хватит ли этого результата, чтобы удержаться, пробиться в следующий заезд? А целая группа людей внизу боролась за то, чтобы покинуть места для выбывающих. Тоже интрига – у кого получится, у кого нет. Сейчас «зона вылета» сократилась до одного пилота, пусть само по себе исключение лишнего будет происходить чаще. Соответственно, и «вышибить» он может только одного соперника. Градус напряжения, вероятно, поэтому будет даже ниже… Понадобятся взволнованные голоса комментаторов, чтобы до зрителей дошло, какое остросюжетное зрелище мы наблюдаем. А каково зрителям на тех трибунах, перед которыми нет экрана? Они вообще будут слабо понимать, что происходит. Ах, да! Для них же в этом году сделали звук моторов погромче – это, конечно, их утешит.
Еще одна новинка, которая осложнит жизнь гонщикам, помимо квалификации с выбыванием и неисследованных нюансов шинной стратегии – ограничение переговоров с боксами. Вернее, это не совсем новинка, урезать поступающую пилоту информацию хотели уже в прошлом сезоне, но выяснилось, что дисплеи в кокпитах некоторых машин не приспособлены для показа гонщику всей необходимой информации. Теперь техника приведена в соответствии с правилами – а количество параметров, которые пилоту нужно контролировать самостоятельно, лавинообразно возрастет. И опять-таки – нет ни одного пилота, который с восторгом принял бы изменения! Длинный список запретов приведет к тому, что нужно будет следить как за состоянием собственной машины, так и за ситуацией на трассе – например за тем, кто из соперников отправился на пит-стоп. При этом еще надо и пилотировать машину, несущуюся с огромной скоростью по сложной трассе, обгонять или не пропускать вперед противников.
Каждое из изменений правил само по себе неизбежно привело бы к ошибкам команд и гонщиков. Но все три, вместе взятые, они могут дать кумулятивный эффект! Особенно в первых гонках, когда к новым правилам еще не приспособились, и заказ шин на которые уже сделан. Команды заранее планировали стратегию, заказывали у Pirelli определенные типы шин в нужном количестве. Потом изменились правила квалификации, а с заказом ничего не сделаешь, шины произведены, подготовлены к отправке на автодром! Квалификация с выбыванием приведет к тому, что перед стартом гонки у лучших пилотов (продержавшихся на субботней трассе дольше других) запас относительно свежих шин будет недостаточным. И вот тут-то – внимание! – вступает в действие ограничение радиопереговоров.
К числу тем, обсуждать которые пилоту с боксами нельзя – состояние шин и вопросы гоночной тактики. Сам гонщик может охарактеризовать по радио поведение машины, в том числе и связанное с износом шин. Но подсказать ему из боксов, как действовать в той или иной ситуации, ему уже не смогут. Разумеется, остаются «вечные» средства гоночной коммуникации, например, табличка, показываемая механиком проносящемуся по стартовой прямой гонщику. Но, увидев надпись «PIT», пилот завернет на пит-лейн только спустя круг. А вот заранее объяснить ему по радио, почему пит-стоп надо производить сейчас, а не парой кругов позже, уже запрещено. Возможно, как и в любых ситуациях запретов, расцветет эзопов язык. Впрямую пользоваться шифрами («действуем по плану три») тоже запрещено, но кто даст гарантию, что невинные сообщения из боксов не несут в себе скрытую информацию?
В любом случае, очень интересно посмотреть, как новые правила проявят себя в реальных условиях Гран При. Сколько из-за них будет ошибок, нестыковок, нелепых ситуаций? Действительно ли высока будет конкурентоспособность Ferrari в схватке с непобедимым Мерседесом? На сколько ступенек поднимутся вверх McLaren и Honda? Избежит ли Haas традиционной аутсайдерской участи команды-новичка? Как проявят себя дебютанты Палмер, Верляйн и Харьянто, а также «возвращенцы» Гутьеррес и Магнуссен? Вопросов перед стартом сезона много. Формула-2016 начинается – не пропустите!