Царское дело, или почему немецкий принц Альберт Турн-унд-Таксис поменял «кольцо» на ралли

Фото: ewrc.cz | motorsport-magazin.com | Евгений Суховерх | команды-участницы

Кто-то до сих пор полагает, что вождение даже гражданского автомобиля — не царское дело. Однако некоторые особы голубых кровей вовсе не считают зазорным садится за руль. А кое-кто из них даже всерьез увлекается автогонками!

Знакомьтесь, Альберт II Мария Ламораль Мигель Йоханнес Габриэль принц фон Турн-унд-Таксис. Или просто принц Альберт, двенадцатый князь из рода Турн-унд-Таксис. Наследник огромного состояния своего отца — Йоханнеса фон Турн-унд-Таксиса, один из самых богатых людей Германии и некогда самый юный миллиардер по версии Forbes.

Сейчас князю 33 года, и если Альберт садится за руль, то корона с его головы вовсе не падает — водить он любит и умеет делать это быстро. Да и прелесть автоспорта немецкий принц познал уже давно: кольцевыми гонками он занялся еще в 2002 году, дебютировав в турнире Volkswagen Lupo Cup. А чуть позже Альберт переключился на гонки в «суперкаровской» категории GT, где и добился основных своих успехов. В частности — выиграв в 2010 году «домашнюю» серию ADAC GT Masters за рулем Lamborghini Gallardo команды Reiter Engineering.

Однако в сезоне-2016 принц Альберт переключился с кольцевых гонок на ралли. Вот на литовском ралли 300 озер мы с ним и познакомились. Там князь Турн-унд-Таксис стартовал на хэтчбеке Skoda Fabia R5, заняв 13-е место в «абсолюте». Но не участие Альберта в этой гонке интересовало меня в первую очередь. Любопытнее всего было узнать, каково это — быть одновременно раллистом и кольцевиком.

– Вы опытный кольцевой пилот, много лет выступали в гонках на выносливость. Насколько это сложно — «менять настройки» в своей голове? Все-таки, автомобили категории GT и раллийные машины требуют совершенно разных подходов…
– Для меня существует несколько сложностей. Наибольшая состоит в том, что в ралли перед стартом приходится видеть трассу всего два раза, а затем сразу же надо ехать быстро. Необходимо искать правильную систему записи стенограммы, а также искать взаимопонимание со штурманом, чтобы затем полностью ему доверять. Вот это для меня самое сложное.

Альберт Турн-унд-Таксис дебютировал в ралли еще в 2009 году, однако плотно занялся этой гоночной дисциплиной лишь в прошлом сезоне

– Непривычно?
– Конечно! И это было особенно заметно здесь, в Литве. Если у нас в стенограмме написано «правый шесть через перегиб и левый шесть», ты знаешь: «Все нормально, это пологий поворот». Но я не могу проходить его как пологий, не могу ехать на полном газу! Приходится сражаться с собственным мозгом, который говорит: «Это узкая дорога, здесь деревья, перегиб, опасно!». Малейшая ошибка — и большие-большие проблемы…



– Но интересно?
– О да! Этот спорт заслуживает огромного уважения. В ралли ты впервые видишь трассу, проезжаешь по ней дважды, а затем сразу же должен быть быстрым. В реальности, конечно, кто-то спецучастки знает, но все равно нужно иметь отличную взаимосвязь со штурманом и понятную стенограмму, чтобы после тех самых двух проездов на ознакомлении доверять ему на сто процентов и жать на полную. «Правый шесть, левый шесть» — это полный газ! Но для меня это пока очень сложно.

– Можно ли вообще сравнивать гонки на выносливость, кольцевые гонки в целом, и ралли?
– Я думаю, контроль машины есть контроль машины. Любой, кто знает, как ею управлять, в принципе, может гонять и там, и там. Но, конечно, стили вождения разные. Для меня ралли всегда было мечтой. Я испытывал особое удовольствие, когда соревновался в «кольце» под дождем или просто на сырой трассе. И вот это чувство автомобиля на грани в кольцевых гонках и в ралли похоже.

Альберт Турн-унд-Таксис и Ник Катсбург (справа) на подиуме московского этапа Blancpain GT Series

– А в чем основные различия?
– В «кольце» ты все время едешь или стараешься ехать на пределе, на сто процентов. В ралли же нужно знать, где этот предел, и ехать процентов на 90-95. Понимание этой разницы — это то, что нужно развивать. Многие кольцевые гонщики часто попадают в аварии на ралли — как Роберт Кубица, например. Пилотирование на сто процентов здесь не подходит, поскольку нужно иметь запас на случай изменения трассы или других нештатных ситуаций. В ралли необходимо иметь воображение, но не быть медленным, а это огромный вызов для пилота. Развивать эту способность — как раз и есть мой план, так как пока я еду не на пределе.

В сезоне-2016 Альберт проехал восемь гонок за рулем хэтчбека Skoda Fabia R5. Пока лучшие достижения немецкого князя — шестые места на итальянском ралли Friuli Venezia Giulia и голландском ралли Hellendorn

– Кстати, а чувство скорости в «кольце» и в ралли похоже?
– Это прикольно, на самом деле! В ралли максимальные скорости — 190-195 км/ч, но ощущений – на все четыреста! По кольцевой трассе ты едешь 280 км/ч, но не чувствуешь, что это как-то особенно быстро, потому что вокруг много пространства. В ралли же это чувство намного более экстремально, намного! Я в этом отношении получил особенно много опыта в Литве, потому что ралли, в которых я участвовал до этого, не были такими скоростными. Они были более техничными, а здесь было по-настоящему быстро. Я невероятно этим впечатлен!



– Не задумываетесь теперь о том, чтобы продолжить получать опыт уже в мировом или европейском раллийных чемпионатах?
– Мне хочется верить, что когда-то я буду соревноваться в WRC или чемпионате Европы. Но прежде мне необходимо понять, действительно ли я смогу найти тот уровень, на котором мне будет комфортно и на котором я при этом буду конкурентоспособен. Когда ты готов пилотировать на таком уровне, ты можешь смело говорить: «Я это могу!». Мне же еще только предстоит этого достичь. Я даю себе на это год или два и уже после этого буду принимать решение. Мне придает уверенности профессионализм моего штурмана, Бьорна Дегандта, и, хотя я продолжаю в чем-то сомневаться, я становлюсь сильнее. На эти вещи нужно смотреть нейтрально, без эмоций, и только тогда решать, есть ли в этом смысл. Но, конечно, я мечтаю о выступлениях на мировом уровне!

Рекомендованные статьи