Кино и жизнь: Ле-Ман — 2016 как источник для киносценариев
Нынешний Ле-Ман мог бы стать основой для нескольких киносценариев: в каждом классе разыгралась своя драма!
Стив Маккуин снял свой знаменитый кинофильм про 24-часовую гонку в Ле-Мане почти полвека назад — а мне, встречавшему финиш нынешнего марафона на трибуне автодрома в Сартэ, казалось, что сейчас самое время снимать римейк. Уж очень киношной вышла развязка, когда лидирующий болид замер на стартовой прямой за круг до финиша. Да и кандидата в главные герои искать не нужно: чтобы дать старт взмахом французского флага, в Ле-Ман приехал сам Брэд Питт…
Захватывающему сюжету этой гонки поспособствовали трудности у всех трех заводских команд, сражающихся за лидерство в абсолютном зачете. На первых двух этапах марафонского чемпионата мира у Porsche никак не хотела штатно работать система рекуперации — пришлось даже возвращаться к прошлогоднему варианту батарей. У Тойот с электрикой все было в порядке, но в Спа отказал двигатель. Ну а у Audi с их футуристическим купе R18 тоже возникли вопросы к новой системе рекуперации, в которой место маховичного накопителя заняла обычная литий-ионная батарея.
В субботу после обеда тоже полило, и первый час гонки прошел за автомобилем безопасности. Потом подсохло, и... Вскоре в боксы отправился один из прототипов Audi: ни много ни мало на замену турбокомпрессора! Проблемы у команды были постоянно — пожалуй, такого не случалось с 1999 года, когда «четыре кольца» только пришли в Ле-Ман. Так что дальше борьбу за лидерство вели лишь Porsche и Toyota. Экипаж Porsche под номером «1» поначалу имел некоторый перевес, но ночью их машина начала перегреваться — и на ремонт ушло семь кругов. А к утру на лидирующей позиции прочно обосновалась Тойота под номером «5» — Энтони Дэвидсон, Себастьен Буэми и Казуки Накадзима: их прототип TS050 проезжал на круг больше между пит-стопами, чем Porsche 919 Hybrid, и тем самым «японцы» каждый раз немного отрывались от соперников.
Последний отрезок в лидирующем экипаже предстояло проехать Накадзиме. Все уже готовились праздновать долгожданный триумф, ведь японская марка пытается одержать победу в Ле-Мане с перерывами уже больше трех десятков лет, но все неудачно! И когда уверенно лидировавший болид Накадзимы замедлился перед уходом на последний круг, трибуны ахнули. А потом Toyota и вовсе остановилась у командного мостика!
Вот так победа внезапно упала в руки гонщиков Porsche Нила Яни, Ромена Дюма и Марка Либа, которые на верхней ступени пьедестала будто бы чувствовали себя не в своей тарелке.
Несчастный Накадзима все-таки проехал последний круг, но из-за мизерной тяги мотора не уложился в предписанные шесть минут — и в итоге вообще не был классифицирован в гонке. При этом триумф японской команды превратился в трагедию из-за сущего пустяка — поломки разъема, соединяющего турбокомпрессор с интеркулером!
На осунувшегося шефа Тойоты Юга де Шонака после финиша было больно смотреть — хотя слабым утешением стало второе место экипажа Стефана Сарразена, Майка Конвея и Камуи Кобаяши. А гонщики Audi Лукас ди Грасси, Лоик Дюваль и Оливер Джарвис узнали о том, что они попали-таки на третью ступеньку подиума, не нарушив сложившейся с 2000 года традиции, уже после финиша.
Мрачен был после гонки и россиянин Роман Русинов — несмотря на то, что вместе со своими партнерами по коллективу G-Drive Racing москвич взял серебро в категории LMP2. Он рассчитывал на победу! Французским купе Oreca 05 нет равных по скорости, английская команда Jota Sport уже выигрывала на кольце Сартэ в 2014 году, напарниками Русинова на этот раз были заводской гонщик Audi Рене Раст и экс-пилот Формулы-1 Уилл Стивенс... Но из-за прокола в самом начале вся гонка превратилась для экипажа в погоню длиной в сутки. Сперва они отыграли сорок секунд отставания, отчаянно рискуя при обгоне круговых, — и в среднем были быстрее будущих победителей Николя Лапьера, Густаво Менезеша и Стефана Рикельми. Однако потом нарвались на судейские штрафы. Один раз — за превышение скорости в «слоу-зоне», второй — за пуск мотора во время заправки... И хотя финишировали в одном круге с лидерами, но догнать их не смогли. Ей-богу, опять сюжет для кино!
А бронзу в категории LMP2 взял еще один российский экипаж: трио команды SMP Racing в составе Виталия Петрова, Виктора Шайтара и Кирилла Ладыгина. Среди них недовольных точно не было, несмотря на целых три круга отставания от победителя. И хотя прототип BR01 с мотором Nissan не мог соперничать по скорости с болидами Oreca, слаженная работа команды и отсутствие ярко выраженных проблем позволили россиянам финишировать в призах.
В категории GTE Pro главным сюжетом было возвращение марки Ford. В этом классе соревнуются в основном заводские и полузаводские команды на машинах, подготовленных на базе серийных спорткаров: Ferrari F488, Aston Martin V8 Vantage, Chevrolet Corvette. А теперь — и Ford GT, который сперва создали в виде гоночного автомобиля, а уж потом конвертировали в дорожный спорткар.
Как многие и предполагали, не блиставшие на первых этапах марафонского чемпионата мира американские купе внезапно оказались быстрейшими в своем классе. Похоже, фордовцы смогли обхитрить систему «Баланса возможностей» (BoP, Balance of Performance), по которой характеристики машин выравниваются организаторами, — и благодаря этому «уехали» практически от всех соперников. Сопротивляться армаде из четырех Фордов оказался способен лишь экипаж Risi Competizione на новой Ferrari 488 GTE, финишировавший вторым. Скажете, скучно? А между тем за кулисами здесь развернулся настоящий триллер: по ходу гонки фордовцы требовали команду Risi уступить им вторую позицию, угрожая подать протест на неработающие бортовые огни Ferrari. Когда итальянцы отказались, протесту дали ход — но 488-я так и не заехала в боксы для ремонта. В итоге итальянское трио Ferrari все-таки оштрафовали, накинув время, однако организаторы смогли сохранить и лицо, и спортивные принципы: экипаж Форда, шедший третьим, пенализировали за превышение скорости в «слоу-зоне». И статус-кво на финише сохранился.
Наверняка в следующем году команды исправят большинство проколов, и гонка снова вернется в обычное русло. Но этот Ле-Ман мы будем помнить долго. Даже если про него не снимут фильм.