Кино и жизнь: Ле-Ман — 2016 как источник для киносценариев

Фото: Audi Sport | команда G-Drive Racing

Нынешний Ле-Ман мог бы стать основой для нескольких киносценариев: в каждом классе разыгралась своя драма!

Стив Маккуин снял свой знаменитый кинофильм про 24-часовую гонку в Ле-Мане почти полвека назад — а мне, встречавшему финиш нынешнего марафона на трибуне автодрома в Сартэ, казалось, что сейчас самое время снимать римейк. Уж очень киношной вышла развязка, когда лидирующий болид замер на стартовой прямой за круг до финиша. Да и кандидата в главные герои искать не нужно: чтобы дать старт взмахом французского флага, в Ле-Ман приехал сам Брэд Питт…

Cтарт гонки давал Брэд Питт. В этом году звезд экрана в Ле-Мане было особенно много — приехал и Киану Ривз, и герой боевиков Джейсон Стэтхем. И это не считая Патрика Демпси и Джеки Чана, у которых в Ле-Мане выступают собственные команды

Захватывающему сюжету этой гонки поспособствовали трудности у всех трех заводских команд, сражающихся за лидерство в абсолютном зачете. На первых двух этапах марафонского чемпионата мира у Porsche никак не хотела штатно работать система рекуперации — пришлось даже возвращаться к прошлогоднему варианту батарей. У То­йот с электрикой все было в порядке, но в Спа отказал двигатель. Ну а у Audi с их футуристическим купе R18 тоже возникли вопросы к новой системе рекуперации, в которой место маховичного накопителя заняла обычная литий-ионная батарея.

Старт прошел за автомобилем безопасности, как и весь первый час гонки
Все дни перед гонкой в Ле-Мане лило — палатки зрителей и домики на колесах, которыми сплошь заставлены полянки внутри трассы, погружались в грязь, а команды поездили посуху лишь в первом квалификационном заезде. В итоге быстрее всех были экипажи Porsche, второй ряд остался за пилотами Тойот. А квалифицировавшиеся следом гонщики Audi продемонстрировали наибольшую скорость на прямой, что для Ле-Мана весьма важный показатель.

Ле-Ман славится своими огромными прямиками, проходящими прямо по отрезкам местного шоссе. До 1990 года длина прямой Ligne Droite des Hunaudières составляла шесть километров! Сейчас она разбита двумя шиканами. Скорость самого быстрого Audi R18 в этом году достигала 343,3 км/ч, Toyota и Porsche были заметно медленнее: 334,9 и 333,9 км/ч соответственно

В субботу после обеда тоже полило, и первый час гонки прошел за автомобилем безопасности. Потом подсох­ло, и... Вскоре в боксы отправился один из прототипов Audi: ни много ни мало на замену турбокомпрессора! Проблемы у команды были постоянно — пожалуй, такого не случалось с 1999 года, когда «четыре кольца» только пришли в Ле-Ман. Так что дальше борьбу за лидерство вели лишь Porsche и Toyota. Экипаж Porsche под номером «1» поначалу имел некоторый перевес, но ночью их машина начала перегреваться — и на ремонт ушло семь кругов. А к утру на лидирующей позиции прочно обосновалась Тойота под номером «5» — Энтони Дэвидсон, Себастьен Буэми и Казуки Накадзима: их прототип TS050 проезжал на круг больше между пит-стопами, чем Porsche 919 Hybrid, и тем самым «японцы» каждый раз немного отрывались от соперников.

Драма у пит-уолла: Казуки Накадзима, только что потерявший первое место, вылезает из застывшей на стартовой прямой машины

Последний отрезок в лидирующем экипаже предстояло проехать Накадзиме. Все уже готовились праздновать долгожданный триумф, ведь японская марка пытается одержать победу в ­Ле-Мане с перерывами уже больше трех десятков лет, но все неудачно! И когда уверенно лидировавший болид Накадзимы замедлился перед уходом на последний круг, трибуны ахнули. А потом Toyota и вовсе остановилась у командного мостика!

Команда Porsche празднует нежданную победу — вторую подряд на кольце Сартэ
Команда Porsche празднует нежданную победу — вторую подряд на кольце Сартэ
0 / 0

Вот так победа внезапно упала в руки гонщиков Porsche Нила Яни, Ромена Дюма и Марка Либа, которые на верхней ступени пьедестала будто бы чувствовали себя не в своей тарелке.

Несчастный Накадзима все-таки проехал последний круг, но из-за мизерной тяги мотора не уложился в предписанные шесть минут — и в итоге вообще не был классифицирован в гонке. При этом триумф японской команды превратился в трагедию из-за сущего пустяка — поломки разъема, соединяющего турбокомпрессор с интеркулером!

Команда G-Drive Racing в Ле-Мане: третье место в классе в 2015 году, серебро сейчас... Ждем победы в следующем сезоне?
Перед гонкой у Романа Русинова (слева) был большой повод для радости — его партнер Рене Раст (справа) показал лучшее время в квалификации
Alpine A460 победителей в классе LMP2 — это просто переименованное купе Orecа 05 (сравните с фото на первом слайде)
0 / 0

На осунувшегося шефа Тойоты Юга де Шонака после финиша было больно смотреть — хотя слабым утешением стало второе место экипажа Стефана Сарразена, Майка Конвея и Камуи Кобаяши. А гонщики Audi Лукас ди Грасси, Лоик Дюваль и Оливер Джарвис узнали о том, что они попали-таки на третью ступеньку подиума, не нарушив сложившейся с 2000 года традиции, уже после финиша.

Даже отставание от лидера в 54 круга не помешало Николя Просту, Нику Хайдфельду и Нельсиньо Пике из швейцарской команды Rebellion Racing подняться на подиум: в «частном» зачете LMP1-L было заявлено всего три экипажа, один из которых сошел, а другой не был классифицирован.

Мрачен был после гонки и россиянин Роман Русинов — несмотря на то, что вместе со своими партнерами по коллективу G-Drive Racing москвич взял серебро в категории LMP2. Он рассчитывал на победу! Французским купе Oreca 05 нет равных по скорости, английская команда Jota Sport уже выигрывала на кольце Сартэ в 2014 году, напарниками Русинова на этот раз были заводской гонщик Audi Рене Раст и экс-пилот Формулы-1 Уилл Стивенс... Но из-за прокола в самом начале вся гонка превратилась для экипажа в погоню длиной в сутки. Сперва они отыграли сорок секунд отставания, отчаянно рис­куя при обгоне круговых, — и в среднем были быстрее будущих победителей Николя Лапьера, Густаво Менезеша и Стефана Рикельми. Однако потом нарвались на судейские штрафы. Один раз — за превышение скорости в «слоу-зоне», второй — за пуск мотора во время заправки... И хотя финишировали в одном круге с лидерами, но догнать их не смогли. ­Ей-богу, опять сюжет для кино!

И во втором своем Ле-Мане российский прототип BR01 ощутимо уступал по скорости лидерам

А бронзу в категории LMP2 взял еще один российский экипаж: трио команды SMP Racing в составе Виталия Петрова, Виктора Шайтара и Кирилла Ладыгина. Среди них недовольных точно не было, несмотря на целых три круга отставания от победителя. И хотя прототип BR01 с мотором Nissan не мог соперничать по скорости с болидами Oreca, слаженная работа команды и отсутствие ярко выраженных проблем позволили россиянам финишировать в призах.

Прототип Audi R18 выделяется самым радикальным аэродинамическим оформлением: обратите внимание на узкий, словно у «формулы», нос и массивные кожухи передних колес с заваленной вперед кромкой

В категории GTE Pro главным сюжетом было возвращение марки Ford. В этом классе соревнуются в основном заводские и полузаводские команды на машинах, подготовленных на базе серийных спорткаров: Ferrari F488, Aston Martin V8 Vantage, Chevrolet Corvette. А теперь — и Ford GT, который сперва создали в виде гоночного автомобиля, а уж потом конвертировали в дорожный спорткар.

Ford создал модель GT специально, чтобы бороться за победу в Ле-Мане. И добился её — на фото машина победителей в классе GTE-Pro, Джои Хенда, Дирка Мюллера и Себастьена Бурдэ
Джанкарло Физикела, Тони Виландер и Маттео Маллучелли всю гонку не давали спуска Фордовцам, и заслужиди место на подиуме как никто другой
0 / 0

Как многие и предполагали, не блис­тавшие на первых этапах марафонского чемпионата мира американские купе внезапно оказались быстрейшими в своем классе. Похоже, фордовцы смогли обхитрить систему «Баланса возможностей» (BoP, Balance of Performance), по которой характеристики машин выравниваются организаторами, — и благодаря этому «уехали» практически от всех соперников. Сопротивляться армаде из четырех Фордов оказался способен лишь экипаж Risi Competizione на новой Ferrari 488 GTE, финишировавший вторым. Скажете, скучно? А между тем за кулисами здесь развернулся настоящий триллер: по ходу гонки фордовцы требовали команду Risi уступить им вторую позицию, угрожая подать протест на неработающие бортовые огни Ferrari. Когда итальянцы отказались, протесту дали ход — но 488-я так и не заехала в боксы для ремонта. В итоге итальянское трио Ferrari все-таки оштрафовали, накинув время, однако организаторы смогли сохранить и лицо, и спортивные принципы: экипаж Форда, шедший третьим, пенализировали за превышение скорости в «слоу-зоне». И статус-кво на финише сохранился.

Что такое смешанные чувства? Спросите у любого на подиуме Ле-Мана — 2016...

Наверняка в следующем году команды исправят большинство проколов, и гонка снова вернется в обычное русло. Но этот Ле-Ман мы будем помнить долго. Даже если про него не снимут фильм.

Рекомендованные статьи