Владимир Мельников — о своих гоночных приключениях на бахе «Россия — Северный лес»
Вибрация на руле появилась внезапно. Колесо открутилось? Торможение, кивок рулем влево, газ, руль вправо, чтобы сбить занос. Но машина не слушается! Ходом «прилипаю» к высокому брустверу. А я, оказывается, везунчик! Если бы болт из рулевого карданчика выкрутился чуть раньше, когда я мчал по широкому грейдеру, то…
Но все равно чертовски обидно так рано выбывать из бахи «Северный лес», первого этапа Кубка мира по ралли-рейдам.
За месяц, прошедший после бахи «Снежный шторм» в Коломне, где мы с Антоном Николаевым обидно сошли, как оказалось, из-за невнимательной сборки трансмиссии (вал привода переднего колеса не был до упора вставлен в ШРУС), «мой» прототип Mitsubishi Triton основательно перетряхнули. Заменили коробку передач и гидроусилитель руля, установили новые сиденья, а вместо нарядной белой ливреи — черная оклейка под углепластик.
Теперь все будет хорошо?
Но не тут-то было...
Для начала испустил дух фургон-техничка Iveco Daily — ребята-механики вместе с Антоном не спали больше суток. А когда под февральским дождиком мы наконец доползли до лагеря гонки и выкатились на тестовый участок, выяснилось, что и с Mitsubishi не все гладко: под нагрузкой выбивает четвертую передачу.
Помогли механики обладателя Кубка мира Владимира Васильева — они единственные смогли починить кулачковую коробку Sadev, для чего привезли муфты включения четвертой и второй (она тоже оказалась при смерти) передач из Петербурга. А ведь в этом году трасса расположена в Карелии, за Сортавалой, на границе с Финляндией — от Северной столицы сюда ехать около пяти часов!
Еще раз спасибо. Ведь без исправной машины здесь делать нечего. Это в Коломне Triton был едва ли не лучшим автомобилем в канале, а в Карелии... Тот же Васильев — на дизельном прототипе Mini All4 Racing фирмы X-Raid, голландец Эрик ван Лон — на такой же технике за миллион евро. Десант бензиновых прототипов Toyota Hilux компании Overdrive, быстрые финские парни на экс-заводских Mitsubishi Pajero Evolution... Тяжелое серое небо, снежно-водяная каша под ногами, а на ней, на козелках под тентами, — миллионы евро!
К счастью, механики успели водрузить коробку на место, и мы со штурманом Павлом Брызжевым без тренировок отправились на первый короткий спецучасток. Да, у меня опять новый ассистент — поскольку Антон Николаев, помогавший мне в Коломне, эту гонку ехал со своим давним напарником и моим однофамильцем Антоном Мельниковым.
У нас с Пашей сложилось все, кроме одной детали: он давно не участвовал в гонках и не знал, как сейчас рассчитывается время старта по контрольной карте. В итоге на первом пункте контроля мы отметились на 19 минут раньше положенного, за что получили 38 минут штрафа! Говорят, штаб гонки ахнул, когда высчитал нашу среднюю скорость на перегоне…
Triton действительно мчит. Он остается стабильным и точным даже на кочковатом проселке — словно едешь на мощном легковом полноприводнике по ровному грейдеру. Нужно только принимать во внимание немалую инерцию. Вход в изгиб под сброс газа — и сразу же мощное ускорение, чтобы стабилизировать машину тягой и поменьше вращать упирающийся руль. Но грубо работать акселератором нельзя: Triton может встать поперек дороги.
Жаль, на снежной каше грунтовые шины Michelin XZL с шипами совсем не работают. И чертов усилитель руля все равно «прикусывает» при быстром вращении баранки!
А медленного здесь не бывает. Постоянные повороты, смена ритма, рельеф... Класс! Мне нравится, и на прологе мы седьмые в абсолютном зачете.
Эх, если бы не тот штраф! И не тот самый поворот, в котором я ощутил вибрацию на руле, — счастье продлилось всего 32 километра…
Так как наш экипаж был заявлен только в чемпионат России, то и стартовали мы вслед за международным каналом одними из последних. К моменту нашего вылета все эвакуаторы организаторов уже были ангажированы: сходов было немерено. Разбил подвеску своего прототипа московский «классический» раллист Андрей Жигунов. На не самом совершенном прототипе, стилизованном под BMW X6, он выиграл пролог и получил приз зрительских симпатий за самую яркую езду. Через брод, где все остальные сбрасывались до первой передачи, автомобиль Андрея промчал полным ходом — едва не встав на передний бампер и в таком положении пролетев метров сорок!
Из-за нехватки спецмашин нам на помощь отправился дорожный эвакуатор на шасси обычного КАМАЗа — парни пробивались к нам часа четыре! В сервисный парк приехали уже в глубокой темноте. «Припозднившихся» экипажей набралось чуть ли не половина канала, так что нам все же разрешили стартовать завтра, пусть и с шестичасовым штрафом.
И снова в бой: 158 километров я проехал за час пятьдесят, десять минут уступив выигравшему спецучасток финну Юни Ампуе. Час пятьдесят постоянной концентрации — некогда даже выдохнуть. Такого в моей гоночной практике еще не было. Высокие скорости, тесное соседство сосен и елей, коварные подбросы, после одного из которых дорога была усыпана углепластиковыми обломками, свежей хвоей и передней фарой прототипа Toyota Hilux — это промазал поляк Марек Дамбровски...
Почти перед самым финишем в закрытом повороте на дороге оказались люди: итальянский экипаж выдергивал из сугроба коллег из Катара. И никто из них не включил аварийное предупреждение на приборе Sentinel! Тогда бы на подъезде к ним в салоне нашего автомобиля раздалось противное пиканье, а так — пришлось экстренно тормозить, выбирая попутно, в какой из внедорожников засадить безопаснее. К счастью, места хватило, но осадочек остался. Кстати, в эту «пробку» передо мной угодил Богдан Вавренюк на УАЗе — и вынужден был упасть в кювет. А ведь пилот из Коломны претендовал до этого на призы в зачете Рейд-Спорт.
За двести метров до финиша в похожей ситуации пострадал и лидировавший в российском «абсолюте» мастер финских ралли-спринтов Тапио Лауронен. У него на траектории оказалась корма «серийного» внедорожника Toyota Land Cruiser Prado Александра Терентьева. Чтобы не бить прошлогоднего чемпиона России, Тапио ушел с трассы.
А мы с Пашей увидели-таки финиш — восьмые по итогам спецучастка и предпоследние в общем зачете с почти семью часами пенализации.
Все равно — это было круто! Теперь Антон Николаев обещает к ралли-рейду «Золото Кагана», который пройдет в апреле под Астраханью, устранить все недочеты своими силами. Закручиваем гайки!
Баха «Россия — Северный лес» | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Кубок мира и чемпионат России по ралли-рейдам, 1-й этап. Сортавальский район (республика Карелия), 20—22 февраля Стартовало 38 экипажей, классифицировано — 33 Итоговая классификация |
||||||
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | КМ* | ЧР** | Время |
1 | Ю.Ампуя/М.Хурскайнен | Финляндия | Mitsubishi Pajero MPR10 | — | Т1 | 3:35.12 |
2 | Т. Суоминен / Т. Насман | Финляндия | Toyota Hilux | Т1 | — | +1.58 |
3 | В. Васильев / К. Жильцов | Россия | Mini All4 Racing | Т1 | Т1 | +3.05 |
4 | Р. Варела / Г. Гугельмин | Бразилия | Toyota Hilux | Т1 | — | +9.15 |
5 | М. Заплетал / М. Мартон | Чехия/Польша | Hummer H3 Evo 7 | Т1 | — | +13.59 |
6 | Э. ван Лон / В. Розегар | Голландия | Mini All4 Racing | Т1 | — | +15.26 |
7 | А. Новиков / В. Новиков | Россия | G-Force Proto | Т1 | Т1 | +17.50 |
8 | Е. Фирсов / В. Филатов | Россия | Nissan Datsun | Т1 | Т1 | +28.43 |
9 | Ю. Сазонов / А. Сахимов | Казахстан | Hummer H3 Evo 6 | Т1 | — | +37.24 |
10 | М. Дамбровски / Я. Захор | Польша | Toyota Hilux | Т1 | — | +42.39 |
11 | Д. Филонец / А. Русов | Казахстан/Россия | Toyota FJ Cruiser | Т1 | — | +43.47 |
12 | А. Вилцанс / Д. Вилцане | Латвия | Mitsubishi L200 | Т1 | RS | +46.01 |
13 | А. Коструков / Е. Павлов | Россия | ГАЗ-33027 | — | RS | +49.19 |
14 | М. Коструков / О. Нежнов | Россия | Газель Next | — | RS | +50.01 |
15 | Д. Иевлев / А. Шапошников | Россия | Nissan Frontier | Т1 | T1 | +1:14.08 |
16 | Д. Березовский / А. Никижев | Казахстан | Toyota Land Cruiser 200 | Т1 | — | +1:18.38 |
17 | А. Колембет / С. Скрипка | Россия | Toyota Land Cruiser 200 | — | Т2 | +1:14.08 |
...32 | В. Мельников / П. Брызжев | Россия | Mitsubishi Triton | — | T1 | +7:59.36 |
* Зачетная группа в Кубке мира ** Зачетная группа в чемпионате России |