Укротитель Унинпохьи: Крис Мик впервые выиграл ралли Финляндия, оставив позади всех лидеров WRC
«Это же очевидно! — уверенно заявил перед стартом финского этапа чемпионата мира по ралли глава команды Volkswagen Motorsport Йост Капито. — Если этот парень не допустит серьезной ошибки, то выиграет гонку. По сравнению с ним, у других попросту нет шансов».
Столь щедрый аванс опытный руководитель сильнейшей на сегодняшний день раллийной команды выдал Крису Мику — пилоту коллектива Citroen Racing, от случая к случаю выступающей на этапах WRC под вывеской Abu Dhabi Total WRT. Сокращенная программа и отсутствие статуса официального участника чемпионата мира обеспечило ситроеновцам ряд выгодных условий — вроде хорошей стартовой позиции на гравийных этапах и возможности проводить тесты за день до ознакомления с маршрутом ралли. Ну а скорость Мика в сочетании с перечисленными фактами и демонстрируемой им в последнее время высокой надежностью и вовсе не оставила у главы Volkswagen Motorsport каких-либо сомнений в собственной правоте.
Сам «предмет обсуждения» предпочел отмахнуться от оптимистичного прогноза, указав на специфический характер ралли Финляндия, не столь уж беспощадного к стартующим в числе первых, и предшествовавшую гонке дождливую погоду. После чего, выбравшись в пятницу на «настоящие» спецучастки, как ни в чем не бывало захватил лидерство в гонке.
Достаточно быстро стало понятно, что бороться за первое место Мику, в общем-то, не с кем. В то время как пилот Ситроена действовал в полном соответствии с предстартовыми наставлениями Капито — то есть безупречно — его соперники (даже из числа тех, что не могли пожаловаться на невыгодную стартовую позицию), то и дело допускали ошибки или теряли время из-за проколов. Так, уже на четвертом спецучастке пробил колесо и потерял 16 секунд Яри-Матти Латвала, а допом позже повредил подвеску главный герой ралли Польша Отт Тянак, подаривший соперникам полминуты. При этом финский пилот Фольксвагена все же сумел вернуться на вторую позицию, однако отставание в 19,6 секунд для гонки в стране Суоми с ее рекордными скоростями выглядело настоящей пропастью.
Какое-то время на третьей позиции держался лидер чемпионата Себастьен Ожье, однако и его постигла неудача: на СУ10 француз допустил нелепую для своего уровня ошибку, чересчур оптимистично заехав в шпильку и оказавшись в канаве внутри поворота! Находившиеся на месте немногочисленные болельщики постарались помочь трехкратному чемпиону мира, однако на то, чтобы вызволить машину из плена, потребовалось около шестнадцати минут. Говорить после этого о каких-либо шансах на приличный результат было бессмысленно. Более того, падение в район шестого десятка фактически гарантировало Себу невыгодную стартовую позицию в воскресенье, и минимальные шансы на дополнительные очки за результат в тройке лучших на Power Stage. Спустя два дня Ожье (в дополнение к этому потерявший время на устранение проблем с тормозами) завершил гонку на 24-м месте...
Ключевым моментом гонки стало утро субботы и первое прохождение легендарного тридцатикилометрового СУ Ouninpohja, впервые с 1994 года пущенного в обратном направлении. Победу на этом допе одержал все тот же Мик, и преимущество уроженца Северной Ирландии оказалось просто чудовищным: финишировавший вторым Латвала уступил сопернику 13,4 секунды! Судя по дальнейшим событиям, после этого трехкратный победитель ралли Финляндия был деморализован и предпочел смириться со второй позицией. Ну а 37-летний Крис, доведя свое преимущество над преследователем до сорока секунд, позволил себе сбавить темп, контролируя гонку до самого финиша.
На фоне отсутствия борьбы за победу порадовало противостояние за спинами лидеров, главным призом в котором должна была стать «бронза». После того, как Ожье угодил в канаву, в гонке образовалась плотная группа претендентов на последнюю ступеньку подиума, лидер в которой постоянно менялся. После СУ14 на третьей позиции обосновался Крейг Брин, успешно отбивавшийся от атак соперников, наиболее грозным из которых оказался Отт Тянак. К вечеру субботы эстонец из DMACK WRT, главной задачей которого в команде является демонстрация всей скорости, на которую способны британские покрышки, уже успел потерять время из-за двух проколов, однако по-прежнему оставался быстрейшим из преследователей Брина.
Развязка наступила в воскресенье: сократив за три спецучастка до финиша отставание от третьей позиции до 4,8 секунды, Тянак перебрал со скоростью в одном из поворотов на СУ22, вылетел с трассы и разбил многострадальную Фиесту WRC. После этого Брину оставалось лишь сдержать натиск подключившегося к борьбе Тьерри Невилля из Hyundai — и с этой задачей пилот Abu Dhabi Total WRT успешно справился, завоевав первый в своей карьере подиум на этапах чемпионата мира.
К слову, в Финляндии представители Hyundai были сами на себя не похожи: и Невилль, и Хэйден Пэддон явно уступали в скорости остальным участникам, ведя борьбу скорее между собой. Победителем из этой схватки вышел бельгиец, однако новозеландец уступил напарнику лишь 2,3 секунды. В том же порядке одноклубники завершили финальный Power Stage, оставив третью строчку и дополнительное очко Латвале. Еще один гонщик из Альценау — Кевин Аббринг, подменявший в Финляндии травмированного Дани Сордо — сумел, несмотря на осторожный темп и технические проблемы, финишировать девятым. А единственный добравшийся до финиша пилот «фордовской» команды M-Sport WRT Мадс Остберг классифицировался шестым, сумев удержать позади Андреаса Миккельсена из Фольксвагена.
Не обошлось без драматичного финала в зачете WRC 2. Победу в гонке, лидируя от старта до финиша, одержал пилот команды Skoda Motorsport Эсапекка Лаппи, однако самое интересное происходило за его спиной. Большую часть гонки борьбу за второе место вели лидеры чемпионата — Элфин Эванс из M-Sport и стартовавший за рулем Фабии Теему Сунинен. На дневной секции первого дня валлиец выбыл из этой борьбы из-за отказавшего усилителя руля, а Сунинен неожиданно ощутил на себе прессинг со стороны второго пилота «заводской» Шкоды — Понтуса Тидеманда. Швед стремительно нагонял соперника и перед стартом заключительного спецучастка уступал ему 3,8 секунды, однако на Power Stage организовал пугающую аварию, в которой, по счастью, никто не пострадал. Произошедшее обеспечило второе место Сунинену и открыло путь на третью позицию Эвансу. Теперь отставание финна от валлийца в чемпионате сократилось всего до двух очков, в то время как прочие соперники уступают им не менее тридцати.
Триумфатором ралли Финляндия в зачете юниорского чемпионата мира, участники которого выступают на моноприводных хэтчбеках Citroen DS3 R3T, стал норвежец Оле-Кристиан Вейби, на 5,6 секунды опередивший итальянца Симоне Темпестини. Третье место досталось 19-летнему Юусо Нордгрену, победителю молодежного чемпионата Финляндии, стартовавшему на домашнем этапе по «уайлд-кард» от организаторов.
Следующий этап чемпионата мира всего через две недели примет у себя Германия. Первое полностью асфальтовое ралли сезона пройдет с 18 по 21 августа в окрестностях Трира.
Neste Rally Finland
Чемпионат мира, 8-й этап
Ювяскюля (Финляндия), 28-31 июля
Общая длина трассы - 1370,66 км, состоялось 24 СУ - 333,99 км
Стартовало 76 экипажей, классифицировано 54
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Мик/П.Нейгл | Великобритания/Ирландия | Citroen DS3 WRC | 2:38.05,8 |
2 | Я.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Volkswagen Polo R WRC | +29,1 |
3 | К.Брин/С.Мартин | Ирландия/Великобритания | Citroen DS3 WRC | +1.41,3 |
4 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 WRC | +1.45,9 |
5 | Х.Пэддон/Д.Кеннард | Новая Зеландия | Hyundai i20 WRC | +1.48,2 |
6 | М.Остберг/О.Флоэне | Норвегия | Ford Fiesta RS WRC | +2.04,6 |
7 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Volkswagen Polo R WRC | +2.22,4 |
8 | Э.Лаппи/Я.Ферм | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +4.53,8 |
9 | К.Аббринг/С.Маршалл | Нидерланды/Великобритания | Hyundai i20 WRC | +5.22,4 |
10 | Т.Сунинен/М.Марккула | Финляндия | Skoda Fabia R5 | +5.35,5 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Себастьен Ожье | Франция | Volkswagen Polo R WRC | 143 |
2 | Андреас Миккельсен | Норвегия | Volkswagen Polo R WRC | 98 |
3 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Volkswagen Polo R WRC | 87 |
4 | Хэйден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 WRC | 84 |
5 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 WRC | 76 |
6 | Мадс Остберг | Норвегия | Ford Fiesta RS WRC | 70 |
7 | Дани Сордо | Испания | Hyundai i20 WRC | 68 |
8 | Отт Тянак | Эстония | Ford Fiesta RS WRC | 52 |
9 | Крис Мик | Великобритания | Citroen DS3 WRC | 51 |
10 | Крейг Брин | Ирландия | Citroen DS3 WRC | 25 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Volkswagen Motorsport | 227 | ||
2 | Hyundai Motorsport | 168 | ||
3 | M-Sport World Rally Team | 112 | ||
4 | Volkswagen Motorsport II | 109 | ||
5 | Hyundai Motorsport N | 86 | ||
6 | DMACK World Rally Team | 58 | ||
7 | Jipocar Czech National Team | 18 | ||
8 | Yazeed Racing | 4 |