Мини-ралли набирает ход: в России становятся все популярнее гонки выходного дня
Еще десять лет назад у начинающих российских раллистов была прекрасная возможность делать свои первые шаги в Национальной гоночной серии «Кубок клубного ралли» (НГС ККР). Этапы этого турнира проходили на огромной территории – от Северо-Запада до Сибири, а стартовать можно было не только на автомобилях с каркасом безопасности, но и на обычных «гражданских» машинах. Ознакомление с трассой, административные и технические проверки – все это в НГС ККР было, как на «взрослых» ралли. За одним исключением – для «стандартников» проводились не скоростные участки, а режимные гонки, где было важнее не гнать на «все деньги», а точно уложиться в заданный организаторами норматив времени.
В середине 2000-х клубное ралли стало трамплином в большой спорт для целой плеяды молодых раллистов, а самыми яркими «выпускниками» НГС ККР оказались, пожалуй, три будущих чемпиона страны – екатеринбуржец Дмитрий Тагиров, пермяк Григорий Трегубов и подмосковный спортсмен Михаил Скрипников. Но когда все они уже ушли на «повышение», клубная серия развалилась. НГС ККР сгубили экономический кризис 2008 года, ужесточение технических требований и… гигантомания – организаторы продолжали копировать схему проведения Кубка России в то время, как денег на путешествия по всей стране у спортсменов-любителей уже не было…
Со временем клубное ралли заменили чемпионаты федеральных округов – однако их дела тоже шли ни шатко, ни валко. Эти гонки имели такой же многодневный формат проведения, что и этапы чемпионата и Кубка России – то есть, так и не стали доступными для широких масс. И только в последнее время организаторам раллийных соревнований, кажется, удалось найти верный рецепт для привлечения новых участников и поддержания интереса со стороны небогатых команд. Имя этому рецепту – мини-ралли.
Гонки выходного дня придумали отнюдь не в России – в Европе существует масса соревнований, где все, начиная от ознакомления с трассой и заканчивая награждением, укладывается в один световой день. Таким образом, участники экономят, как минимум, на проживании, а, как максимум, и на техничке с механиками – если дистанция мини-ралли не предусматривает сервисного обслуживания. У нас однодневный формат впервые опробовали в Выборге еще во времена клубного ралли – но тогда расписание гонки, состоящей из нескольких спецучастков, показалось спортсменам слишком жестким. А что, если провести мини-ралли не на двух-трех, а на одном отрезке дороги?
Именно такая формула и оказалась в итоге успешной. Например, ралли-спринты Лужский рубеж в Ленинградской и Новгородской областях в сезоне-2015 собирали на старте до шести десятков экипажей! И хотя в наступившем году по ряду причин старт этого турнира отложен на неопределенный срок, почин организаторов из Северо-Западного федерального округа поддержали устроители соревнований в других регионах страны.
Так, на Кубани за идею проведения компактных ралли ухватились сразу два организатора. Устроитель открытого чемпионата Краснодарского края по горным гонкам Валерий Трапезников провел 23 апреля мини-ралли Невеб, трассой которого стала роскошная гравийная дорога, ведущая в Туапсинский карьер. Победителем гонки, по ходу которой спортсмены преодолели шестикилометровый маршрут четыре раза в обоих направлениях, стали сочинцы Алексей Сычев и Александр Сакаданов на седане Subaru Impreza в общем зачете, и гости из Севастополя Александр Юшков и Олег Чаплыгин (Citroen Saxo) – среди экипажей на моноприводной технике.
Официальный чемпионат Краснодарского края по ралли теперь тоже разыгрывается в компакт-формате. Старт кубанскому первенству дало 28 мая ралли Тамань, еще в прошлом году принимавшее у себя чемпионат России. Ну а в 2016-м участники этой гонки впервые проверили дороги Таманского полуострова на «всепогодность». Повторявшийся трижды доп Коса Тузла два десятка экипажей успели пройти «посуху», а вот над спецучастком Вулкан разверзлись хляби небесные – и почти все моноприводные машины забуксовали под дождем на скользком «глиняном» подъеме!
В результате гонку пришлось сокращать на два допа, а ее победителями в абсолютном зачете стали краснодарцы Юрий Борисенко и Денис Коломиец на хэтчбеке Subaru Impreza. Ну а в «моноприводе» грянула сенсация – покорив-таки злополучный подъем и прорвавшись на финиш Вулкана раньше других, лучшими стали братья Андрей и Дмитрий Самотей на вазовской «пятерке»! Впрочем, успехи бесстрашного пилота из Анапы уже входят в привычку – ведь в начале мая на быстрых гравийных дорогах латвийского ралли Курземе Андрей Самотей тоже стал лучшим из всех россиян, выступавших на Жигулях в зачете Lada Classic Cup.
В тот же день, 28 мая, в Центральном федеральном округе финишировал чемпионат Ивановской области по мини-ралли… 2015 года – закончить серию в срок ее организаторам так и не дали аномальные зимние оттепели. Победителями соревнований, состоявших из трех «прохватов» по быстрому 11-километровому спецучастку Захарьино, вышли москвичи Алексей Приступа и Алексей Денисов на Импрезе.
Не скучали нынешней весной без этапов чемпионата и Кубка России и спортсмены из Приволжского федерального округа: на излете апреля в Пермском крае прошло компактное ралли Ермия. Соревнования на семикилометровом спецучастке Качино в Чернушинском районе привлекли внимание 24 экипажей и ожидаемо завершились триумфом ижевчан Александра Рогозина и Андрея Арефьева на Mitsubishi, которые до этого не раз выигрывали кубковые этапы.
Ну а самое масштабное событие в мире российского мини-ралли случилось в минувшее воскресенье – гонка Петровская верста в Ярославской области собрала на старте 43 экипажа! Причем, в четвертом этапе Кубка «Золотое кольцо» участвовали не только любители, но и примы нашего ралли – например, экс-чемпионы страны в «моноприводе», москвич Алексей Ковальчук и ярославец Алексей Петров. Правда, им обоим до финиша в Сильницком карьере добраться не удалось из-за отказов техники. Еще плачевнее закончилась гонка для вышеупомянутого Алексея Приступы – москвич «списал» свою Импрезу, вылетев с трассы в быстром повороте на первом же 13-километровом спецучастке…
Большинство участников на остановленном из-за аварии СУ1 получили одинаковое время – так что судьба наград решалась на двух оставшихся допах. И на пунктах судейского контроля – многие экипажи, не разобравшись в ситуации с отменой первого спецучастка, получили многоминутные штрафы! Это обстоятельство, например, перетасовало тройку призеров в классе Свободный моно – показавшие лучшую скорость хозяин трассы Андрей Головкин (Ford Fiesta R2) и москвич Иван Бессуднов (BMW 318) откатились далеко назад. Ну а на первую строчку переместился еще один представитель столицы Сергей Сударев, который обкатывал новый для себя двухлитровый хэтчбек Ford Fiesta ST.
В «полном приводе» ярославская гонка проходила под знаком противостояния двух субаристов, Ивана Лавриненко из Владимира и Дмитрия Катаева из Москвы. После двух допов с минимальным отрывом лидировал первый из них, однако потеря сорока секунд на СУ3 отбросила Лавриненко на вторую строчку – в то время, как Катаев и его штурман, Елена Кузнецова, отпраздновали свою первую победу в сезоне.
Сейчас на повестке дня у большинства российских раллистов – третий этап чемпионата страны, карельское ралли Белые ночи, которое запланировано в последний июньский уик-энд. Однако перед этим все желающие еще могут размяться на трех гонках выходного дня – 11 июня в Курганской области состоится очередной этап Кубка Катайского района по ралли-спринту, а мини-ралли Синяя река в окрестностях Туапсе и ралли Талица в Пермском крае пройдут одновременно, 18 июня.