Чем запомнился 2015 год в российском автоспорте — и чего ждать болельщикам от следующего сезона?
Чем запомнился 2015 год в российском автоспорте — и чего ждать болельщикам от следующего сезона?
Чем слабее чувствует себя экономика России, тем хуже идут дела в отечественном автоспорте: в некоторых дисциплинах по сравнению с 2014 годом число участников сократилось на четверть. Но ведь гонки в нашей стране для большинства не профессия, а хобби, и на старт люди выходят во что бы то ни стало, используя любую возможность. Да и профильные комитеты Российской автомобильной федерации не сидят сложа руки. Ощущается ли помощь автоспортивных функционеров?
ОК или не ОК?
Российский чемпионат по картингу — один из самых передовых и «наполненных» в Европе. Особенно в детских классах, где создана настоящая кузница талантов в виде Академии РАФ и зачетов Мини и Супер Мини. Результат? Роберт Шварцман в 2013-м и Никита Мазепин в 2014-м впервые стали призерами чемпионатов мира.
Однако в следующем сезоне Комиссия картинга FIA затевает революцию в бескоробочных классах KF и KF Junior: на смену 125-кубовым двигателям придут новые силовые агрегаты того же рабочего объема, но без стартера, центробежного сцепления и с упрощенной электроникой, что, по идее, должно удешевить гонки. Однако доступность новых бескоробочных классов ОК (таково новое название) россиянам может выйти боком: ведь сначала нужно найти пять тысяч евро для покупки двух моторов на сезон, а затем уповать на то, что они окажутся надежными. В то же время «старых» силовых агрегатов в России еще пруд пруди, да и в Европе они распродаются со скидками. Поэтому Комитет картинга РАФ отложил введение категорий ОК в нашем первенстве как минимум на год. Ну а в остальных классах главного отечественного турнира все и так неплохо: на старт выходит по два—три десятка гонщиков со всей страны: от Выборга до Южно-Сахалинска.
Формула против картинга
Еще одна «беда» картинга по всей Европе — появление чемпионатов в «начальной» Формуле-4. Если раньше молодежь перед гонками на «больших» машинах проходила всю лестницу картинговых классов, то теперь юниоры «сбегают» в гонки на «формулах», едва им исполнилось 15 лет! Роберт Шварцман уже отправился в «формульный» чемпионат Германии, а десяток других вчерашних картингистов — в североевропейский турнир SMP F4 Championship. Его главный приз в размере 350 тысяч евро, который разыгрывался на трассах Финляндии, Эстонии и России, достался финну Нико Кари — тоже, к слову, выходцу из картинга. Ну а на следующий год тенденция сохранится: в Формулу-4 перебираются Александр Вартанян, Артем Петров, Никита Волегов и еще несколько быстрых гонщиков.
Колечко, колечко, кольцо
Другой проект, в который вложилась компания Бориса Ротенберга SMP Racing, — это поддержка Российской серии кольцевых гонок, РСКГ. Благодаря этому чемпионат страны посетил наши лучшие автодромы, включая сочинский, а его участники получили не только скидку на гоночные шины Yokohama, но и возможность «засветиться» со спонсорами на телевидении.
В остальных зачетах РСКГ с «наполняемостью» стартовой решетки пока все нормально. Класс Национальный населен не только Калинами ценой чуть более миллиона рублей, но и новенькими хэтчбеками Kia Rio и седанами Volkswagen Polo. Другой 1600-кубовый зачет, Туринг-Лайт, удержал лидерство по разнообразию техники: тут сражались пилоты на автомобилях шести разных марок. Ну а увядавший класс Супер-продакшн, где моду раньше диктовали гонщики на Хондах, получил свежую кровь благодаря бывшим кубковым Грантам и новеньким купе Subaru BRZ. Именно заднеприводная «японка» с двухлитровым наддувным мотором принесла Кубок России уральцу Максиму Черневу. Да-да, я не ошибся: гоночный BRZ, который в «стоке» экипируется атмосферным двигателем, на кольце оснащен тюнинговым турбокитом GReddy, который при давлении наддува в 0,5 бара обеспечивает 250 л.с. и 250 Нм крутящего момента. «За такими автомобилями большое будущее», — считают в команде Успенский Ралли Техника, где строится уже четвертый BRZ.
В новом сезоне РСКГ сохранит партнерство с SMP Racing, а этапы пройдут на семи разных автодромах, включая новую трассу «Крепость Грозная», которую в этом году уже опробовали участники чемпионата страны по дрэг-рейсингу (АР №17, 2015).
Точка замерзания
В противоположность «кольцу» чемпионат России по зимним трековым гонкам достиг дна: в трех его этапах стартовало всего 14 спортсменов! Гонка вооружений в некогда «серийном» зачете N-1600 привела к тому, что цена новых автомобилей с почти 200-сильными двигателями и секвентальными коробками передач перевалила за 2,5 миллиона рублей. А что самое интересное — чемпионом страны два последних года становился москвич Сергей Загуменнов, выступавший на стареньком хэтчбеке Citroen Saxo с не самым мощным мотором и обычной коробкой передач…
Без кардинальных мер зимний трек уже не оживить — и с нового сезона чемпионат страны будет разыгрываться в куда более массовом зачете Национальный. Ну а чтоб и волки остались сыты, к старту будут также допущены машины N-1600 — но с 32-миллиметровым воздушным рестриктором на впуске. Это, по идее, должно снизить мощность их моторов до «национальных» 150 л.с.
Не исчезнет и трековый Кубок России в классе Национальный. Его основным отличием от чемпионата станет не только техника (машины N-1600 тут будут вне закона), но и принцип проведения: после отборочных турниров в двух зонах лучшие из лучших померятся силами в финале.
И не ралли, и не кросс
Ралли-кросс в мире набирает популярность, а вот в России сильно сдал. Причина та же, что и у трека, — дороговизна. Лишь в минувшем сезоне наметились перемены к лучшему: к этому привели и ограничения по использованию шин (теперь в моноприводном классе чемпионата разрешены только недорогие слики), и ввод в строй современного спорткомплекса Atron в Рязани. Это помогло оживить ситуацию в зачете Супер 1600, где чемпионом страны стал Дмитрий Малахов на 235-сильном Renault Clio, хозяин того самого Атрона. А вот содержать полноприводные суперкары мощностью свыше пятисот «лошадок» россиянам уже не по карману: импортозамещение здесь невозможно. Поэтому Роман Степаненко, совмещавший старты на хэтчбеке Citroen C4 и седане Mitsubishi Lancer Evo VIII, стал последним чемпионом страны в этом классе. Со следующего сезона в категории Д1 будет разыгрываться Кубок России, а его место в чемпионате займет массовый зачет Д2Н — аналог кольцевого класса Национальный.
Родом из народа
В автокроссе «народную» категорию Д2Н, в которой стартуют «восьмерки» и Калины со стандартными 120-сильными двигателями ВАЗ-21126, тоже ждет «повышение» до статуса чемпионата России. Ну а самым доступным в скоротечных гонках по грунтовым трассам (да и, пожалуй, во всем нашем автоспорте) остается зачет Д2-Классика: быстрые Жигули или Оду можно построить и за сто тысяч рублей. Популярность гонок на «классике» растет даже в кризис — и потому региональные соревнования в 2016 году дополнит одноэтапный Кубок России, в котором сойдутся лучшие представители европейской и азиатской частей страны.
Снижение общего числа участников чемпионата России по автокроссу было бы незаметным, если бы не «просевший» класс Д2-1600, где ездит навороченная моноприводная техника мощностью под 200 л.с. А вот полноприводный класс Т1-2500, где верховодят УАЗы, и зачет семилитровых ЗИЛов почти не растеряли участников. Появилась у «тяжеловесов» и перспектива: на смену древним «130-м» и «газонам» вскоре должна прийти новая продукция из Нижнего Новгорода. Первые ласточки уже есть: несколько Газелей оживили своим присутствием «младший» зачет Т4-1. К слову, именно в этом классе стартует старейший гонщик России — москвич Игорь Борисенко, которому уже стукнуло 80 лет!
Густо и пусто
На фоне других дисциплин ралли-рейды кажутся островком благополучия. Однако сухие цифры лукавят: в середине сезона профильный комитет РАФ, удрученный низкой «наполняемостью» кубковых гонок, объединил финальные этапы двух турниров — и потому в Ульяновске и Волгограде почти все участники чемпионата и Кубка были автоматом заявлены в обе серии.
На самом же деле внедорожный пелотон, в котором попросту не осталось доступных машин, серьезно «похудел». Вновь не состоялся чемпионат в классе Национальный, в следующем сезоне может сойти на нет и «серийный» международный зачет Т2. Перспективы есть только в «абсолюте», где верховодят прототипы стоимостью под полмиллиона евро, в «свободной» категории Рейд-Спорт (тут второй год не было равных Газелям Next с дизелями Cummins) и новом классе Т3 для 1000-кубовых мотовездеходов. К слову, именно в этом зачете можно ожидать притока участников: если даже «призовой» УАЗ класса Национальный тянет на 2,5 миллиона рублей, то легкая 100-сильная «кибитка» благодаря отказу от жестких требований FIA обходится участникам дешевле, а удовольствия доставляет никак не меньше. Спросите у петербурженки Марии Опариной и москвички Инны Мартьяновой, которые стали призерами первенства в этом, казалось бы, далеко не женском виде спорта!
В классе грузовиков команда КАМАЗ-Мастер традиционно обкатывает экипажи перед Дакаром в присутствии двух других заводских дружин: ГАЗа и МАЗа. Но РАФ никак не решится допустить в зачет наших первенств иностранцев — в данном случае минчан. А ведь даже законопослушные прибалты давно наплевали на установки FIA и открыли свои чемпионаты для гостей из-за рубежа: не до жиру, быть бы живу!
Раллийная революция
Чемпионат России по ралли превратился в сезоне-2015 в сражение ветеранов: экс-чемпион Европы по автокроссу Вадим Макаров на Mitsubishi девятой «эволюции» и обладатель множества отечественных титулов Сергей Успенский на новеньком седане Subaru WRX STI оказались если не быстрее, то стабильнее молодых соперников. Лучшим в итоге стал 49-летний Макаров — и это, к слову, пятый успех «трех бриллиантов» за последние шесть лет в «абсолюте».
Но ценники на новые импортные ралли-кары сейчас начинаются от 60 тысяч евро, да и содержание старых влетает в копеечку. Гоночное топливо для турбодвигателей нынче стоит по триста рублей за литр, а цены на спортивные шины взлетели почти в два раза — до двадцати с лишним тысяч.
В итоге чемпионат-2016 ждет «национализация»: в «высшую лигу» будут допущены не только автомобили с международной омологацией, но и машины, подготовленные по российским требованиям. Моноприводные классы должны наполниться вазовскими «болидами», включая Калины заводской команды Lada Sport Rosneft, которые ранее верховодили в массовом (217 экипажей за год!) Кубке страны. Ну а «полному приводу» могут помочь Mitsubishi и Subaru из кубкового зачета 4000Н, схожие с «международниками» по своим техническим характеристикам.
Россия, вперед!
В 2015 году нам есть чем похвастаться в международном автоспорте! На раллийных трассах вновь блеснули Алексей Лукьянюк с Алексеем Арнаутовым: две победы на этапах чемпионата Европы (в Эстонии и Швейцарии) и «бронза» по итогам всего первенства. Владимир Васильев и Константин Жильцов, выступавшие то на Mini, то на Тойоте, стали вторыми в Кубке мира по ралли-рейдам — впереди россиян оказался лишь победитель Дакара Насера Аль-Аттийя. Ну а к победам КАМАЗов мы уже привыкли.
В «кольце» порадовали Виктор Шайтар и Алексей Басов на Ferrari 458, которые принесли России первые победы в легендарном Ле-Мане и марафонском чемпионате мира в зачете GTE Am. Блеснули скоростью 20-летний Сергей Сироткин, ставший бронзовым призером «формульной» серии GP2, и его ровесник Егор Оруджев, отметившийся двумя победами на этапах Мировой Формулы Renault 3.5. Кроме них отличились Роман Степаненко (Citroen C4 T16 4x4) и Егор Санин (Renault Clio Mk2), взявшие «золото» турнира Rallycross Challenge Europe в классах SuperCars и Super1600. Ну и, наконец, перед своим переходом в Формулу-4 успел дважды победить в европейском картинге 15-летний москвич Александр Вартанян.
Общее число участников | |||
---|---|---|---|
Дисциплина | 2014 год | 2015 год | Динамика, % |
Российская серия кольцевых гонок | 84 | 81 | –3,6 |
Ралли (чемпионат России) | 56 | 42 | –25,0 |
Ралли (Кубок России) | 238 | 217 | –8,8 |
Ралли-рейды (чемпионат России) | 64 | 71 | +10,9 |
Ралли-рейды (Кубок России) | 53 | 56 | +5,7 |
Трековые гонки (чемпионат России) | 17 | 14 | –17,6 |
Ралли-кросс (чемпионат России) | 42 | 34 | –19,0 |
Автокросс (чемпионат России) | 169 | 153 | –9,5 |
Картинг (чемпионат России) | 54 | 45 | –16,7 |
Картинг (первенство России и Академия РАФ) | 145 | 132 | –9,0 |
Среднее число участников на этапах соревнований | |||
---|---|---|---|
Дисциплина | 2014 год | 2015 год | Динамика, % |
Российская серия кольцевых гонок | 12,31 | 12,78 | +3,8 |
Ралли (чемпионат России) | 17,14 | 16 | –6,7 |
Ралли (Кубок России) | 34,44 | 26,62 | –22,7 |
Ралли-рейды (чемпионат России) | 27,6 | 29,5 | +6,9 |
Ралли-рейды (Кубок России) | 22,4 | 17,67 | –21,1 |
Трековые гонки (чемпионат России) | 15 | 12 | –20,0 |
Ралли-кросс (чемпионат России) | 8,38 | 7,67 | –8,5 |
Автокросс (чемпионат России) | 13,99 | 12,38 | –11,5 |
Картинг (чемпионат России) | 17,3 | 14 | –19,1 |
Картинг (первенство России и Академия РАФ) | 24,53 | 24,03 | –2,0 |
Примечание. В дисциплинах с наличием абсолютного зачета (ралли, ралли-рейды) приведена суммарная статистика, в остальных случаях указано среднее значение по классам |