Владимир Мельников и Mini All4 Racing: буря в пустыне

Фото: компания Mini | Владимир Мельников

Хуан Нани Рома, чемпион ралли-марафона Дакар нынешнего года, держит в руках грушу: такой же накачивают манжету тонометра. Только мы не в поликлинике, а внутри ралли-рейдового прототипа Mini All4 Racing, построенного компанией X-Raid. Спрашиваю: «Это подкачка подпора для спины?» Нани секунду смотрит на меня. - Это для моей задницы. Машина-то не моя, кресло - дерьмо. Затем он щелкнул рычагом секвентальной коробки передач, врубил первую - и тронул Mini в пески Дубая.

Ралли-рейдовый прототип за миллион евро - с максимальной скоростью всего 180 км/ч? Это и есть Mini All4 Racing. Именно эти машины в последние годы лидируют на марафоне Дакар. Строят их в небольшой частной немецкой компании X-Raid, основанной немногим более 10 лет назад Свеном Квандтом - потомком крупного германского промышленника Герберта Квандта. Тот после Второй мировой вой­ны был одним из главных акционеров BMW. Неудивительно, что у семьи Квандт масса связей в индустрии - X-Raid пользуется заводской поддержкой баварского концерна, двигатели (это дизельные «шестерки» BMW) дорабатывают в ателье Alpina, а помощь в создании шасси оказывают инженеры концерна Magna.

Самолет! Здесь есть тумблеры принудительного включения вентиляторов, охлаждения тормозов и задних амортизаторов (их температура доходит до 120°С), а основные системы жизнеобеспечения продублированы и поз­воляют обойти аварийные датчики — например, обычно сигнал о низком давлении масла глушит мотор в течение трех секунд, но на случай ошибки датчика можно вручную «обнулить» его показания и завести двигатель
На фото одно из базовых меню для штурмана: давление масла и наддува, скорость, напряжение в бортовой сети, температура выхлопных газов
0 / 0

Кстати, X-Raid были пионерами внедрения моторов на тяжелом топливе среди легковых прототипов в ралли-рейдах. Оригинальные системы впуска и выпуска, более производительные турбокомпрессоры повысили крутящий момент трехлит­рового турбодизеля BMW почти до 700Нм, но рестриктор диаметром 38 мм сохранил практически стандартное значение мощности - 307л.с. А в остальном… Нынешний технический регламент еще на взлете пресекает полет инженерной фантазии. Запрещены активные дифференциалы, система подкачки шин, электронноуправляемые амортизаторы. Поэтому конструкция Mini академична: стальная пространственная рама, кузовные панели из композитных материалов - их формы в точности повторяют серийный кроссовер Mini Countryman, только масштаб на пять процентов крупнее. Коробка передач - шестиступенчатая, фирмы Sadev, система полного привода с тремя дифференциалами и симметричным распределением крутящего момента - компании X-Trac. Тормоза - AP Racing, амортизаторы - Rieger. Эти же компоненты можно найти почти на любом раллийном или рейдовом прототипе. Однако X-Raid со всеми поставщиками работает индивидуально, выдвигая особые требования к каждому узлу. Поэтому автомобиль и выходит столь дорогим.

И X-Raid вместе с BMW сажают за руль одной из этих машин журналистов! Причем справа - штурман, двукратный победитель Дакара Андреас Шульц.

В каждом серьезном агрегате установлены датчики температуры: на этом фото — страница меню с терморежимами дифференциалов, коробки передач и рулевого управления
А это температура амортизаторов — с индикацией скорости вентиляторов охлаждения для задних
0 / 0

Посадка высокая: если учесть дорожный просвет 320 мм, то, пожалуй, в маршрутной Газели сидишь ниже. Рычаг переключения передач «щелкает» коротко и хлестко. Разгон спокойный - 300 л.с. на без малого две с половиной тонны снаряженной массы. Приглушенно рокочет мотор, свистят десятки вентиляторов системы охлаждения, подвывает трансмиссия...

А руль - «пустой»! Позже Нани Рома объяснил, что виноват рыхлый песок, по которому мы ездили. А на плотном грунте гидроусилитель дает гораздо больше информации.

Выкручиваю каждую передачу до 3500об/мин, выше тяга падает. В конце длинного прямика на спидометре высвечиваются цифры 156.

- У той вешки разворачивайся, - спокойно командует Шульц.

Ослепительно яркое солнце, светлый песок... Колышек с ленточкой появляется внезапно. По раллийной привычке пробую сделать контрсмещение, чтобы аккуратно переложить Mini на обратный курс. Крены неожиданно велики, Шульц нервничает, но молчит. Сам немного пугаюсь - и осаживаю чуть ли не до остановки, после чего спокойно разворачиваюсь. Все же быстро мчать, когда сидишь так высоко, неуютно.

Перед глазами пилота лишь индикатор включенной передачи, спидометр и... памятка с просьбой пристегнуться, не пить и не спать за рулем: ралли-рейды предполагают длительные пробеги по дорогам общего пользования

Уходим в пески. Ого, а мотор-то не всемогущий! Полез вверх, на бархан, на треть­ей передаче - и едва хватило хода перемахнуть гребень. Переключаюсь на вторую, поднимаю обороты к трем тысячам, но все равно чувствую себя не слишком уверенно. Сейчас сдуть бы шины… В помощь гонщику - принудительные блокировки всех трех дифференциалов. По словам Нани Ромы, передний он почти никогда не блокирует, иначе автомобиль совсем не слушается руля, а вот заднюю и межосевую блокировки в сложных песках задействует часто.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи