Владимир Мельников и Mini All4 Racing: буря в пустыне
Хуан Нани Рома, чемпион ралли-марафона Дакар нынешнего года, держит в руках грушу: такой же накачивают манжету тонометра. Только мы не в поликлинике, а внутри ралли-рейдового прототипа Mini All4 Racing, построенного компанией X-Raid. Спрашиваю: «Это подкачка подпора для спины?» Нани секунду смотрит на меня. - Это для моей задницы. Машина-то не моя, кресло - дерьмо. Затем он щелкнул рычагом секвентальной коробки передач, врубил первую - и тронул Mini в пески Дубая.
Ралли-рейдовый прототип за миллион евро - с максимальной скоростью всего 180 км/ч? Это и есть Mini All4 Racing. Именно эти машины в последние годы лидируют на марафоне Дакар. Строят их в небольшой частной немецкой компании X-Raid, основанной немногим более 10 лет назад Свеном Квандтом - потомком крупного германского промышленника Герберта Квандта. Тот после Второй мировой войны был одним из главных акционеров BMW. Неудивительно, что у семьи Квандт масса связей в индустрии - X-Raid пользуется заводской поддержкой баварского концерна, двигатели (это дизельные «шестерки» BMW) дорабатывают в ателье Alpina, а помощь в создании шасси оказывают инженеры концерна Magna.
Кстати, X-Raid были пионерами внедрения моторов на тяжелом топливе среди легковых прототипов в ралли-рейдах. Оригинальные системы впуска и выпуска, более производительные турбокомпрессоры повысили крутящий момент трехлитрового турбодизеля BMW почти до 700Нм, но рестриктор диаметром 38 мм сохранил практически стандартное значение мощности - 307л.с. А в остальном… Нынешний технический регламент еще на взлете пресекает полет инженерной фантазии. Запрещены активные дифференциалы, система подкачки шин, электронноуправляемые амортизаторы. Поэтому конструкция Mini академична: стальная пространственная рама, кузовные панели из композитных материалов - их формы в точности повторяют серийный кроссовер Mini Countryman, только масштаб на пять процентов крупнее. Коробка передач - шестиступенчатая, фирмы Sadev, система полного привода с тремя дифференциалами и симметричным распределением крутящего момента - компании X-Trac. Тормоза - AP Racing, амортизаторы - Rieger. Эти же компоненты можно найти почти на любом раллийном или рейдовом прототипе. Однако X-Raid со всеми поставщиками работает индивидуально, выдвигая особые требования к каждому узлу. Поэтому автомобиль и выходит столь дорогим.
И X-Raid вместе с BMW сажают за руль одной из этих машин журналистов! Причем справа - штурман, двукратный победитель Дакара Андреас Шульц.
Посадка высокая: если учесть дорожный просвет 320 мм, то, пожалуй, в маршрутной Газели сидишь ниже. Рычаг переключения передач «щелкает» коротко и хлестко. Разгон спокойный - 300 л.с. на без малого две с половиной тонны снаряженной массы. Приглушенно рокочет мотор, свистят десятки вентиляторов системы охлаждения, подвывает трансмиссия...
А руль - «пустой»! Позже Нани Рома объяснил, что виноват рыхлый песок, по которому мы ездили. А на плотном грунте гидроусилитель дает гораздо больше информации.
Выкручиваю каждую передачу до 3500об/мин, выше тяга падает. В конце длинного прямика на спидометре высвечиваются цифры 156.
- У той вешки разворачивайся, - спокойно командует Шульц.
Ослепительно яркое солнце, светлый песок... Колышек с ленточкой появляется внезапно. По раллийной привычке пробую сделать контрсмещение, чтобы аккуратно переложить Mini на обратный курс. Крены неожиданно велики, Шульц нервничает, но молчит. Сам немного пугаюсь - и осаживаю чуть ли не до остановки, после чего спокойно разворачиваюсь. Все же быстро мчать, когда сидишь так высоко, неуютно.